Первые пионеры Артёма

Юрий Тарасов-Камчатский
Отрывок из 13-й главы 2-й книги "Предыстория Артёма"

...
Первые пионеры

Возникновение пионерского движения в районе Артёма все имеющиеся в распоряжении историков воспоминания его участников относят к 1923 году. Здесь было образовано тогда два отряда: один на Зыбунном (Артёмовском) руднике, другой в с. Угловом;. Какой из них появился раньше – из воспоминаний не ясно. Организаторы обоих считали свой отряд самым первым, а о другом даже не упоминали, что само по себе тоже является загадкой. Попробуем разобраться.

Первое единое для всей страны «Положение о детских коммунистических группах имени Спартака» (таково первоначальное название пионерских организаций) было принято 28 августа 1923 года. Вожатая угловского пионерского отряда Людмила Петровна Пашкеева вспоминала, что её отряд был создан сразу после того, как в местную комсомольскую ячейку поступили соответствующие руководящие материалы;: то самое «Положение», с приложенными к нему текстами «торжественного обещания», законов и обычаев пионеров и нескольких пионерских песен .

Между тем, один из первых пионеров Зыбунного (Артёмовского) рудника, а какое-то время и его вожатый Леонид Грачёв в своих воспоминаниях утверждал, что никаких поясняющих материалов при создании отряда у организаторов не было . В угловскую ячейку такие документы поступили в ноябре 1923 года . Миновать орган комсомола Зыбунного рудника они не могли, так как рассылались по всем местным организациям РКСМ. Остаётся предположить, что рудничный пионерский отряд был создан ещё до получения руководящих материалов и, следовательно, именно он являлся самым первым на территории Артёма.

По-видимому, местные комсомольцы организовали его самостоятельно, руководствуясь содержанием циркулярного письма ЦК РКСМ, разосланного своим низовым организациям ещё в феврале 1922 года;. В этом письме предписывалось создать детские группы при каждой комсомольской ячейке. Ну, а непосредственным толчком к началу практической деятельности в этом направлении, предположительно, послужило знакомство комсомольцев с первым пионерским журналом «Барабан», выпуск которого был налажен в Москве с апреля 1923 года.

Таким образом, работа пионерского отряда на Зыбунном руднике могла начаться уже где-то в конце весны или летом 1923 года;. Такое раннее возникновение, в какой-то степени, объясняет и отсутствие упоминаний о нём в воспоминаниях организаторов пионерского движения в Шкотовской волости Л.Пашкеевой и Б.Алексина. Ведь вплоть до октября 1923 года Зыбунный рудник официально считался частью Сучанского рудника, который, в свою очередь, напрямую подчинялся Дальревкому, а не району или волости. Таким образом, в момент своего создания пионерский отряд Зыбунного рудника находился вне сферы деятельности Шкотовской и Кневичанской волостных и, даже, Сучанской районной комсомольских организаций. В состав же Шкотовской волости территория рудника административно войдёт только в 1924 году, после образования Владивостокского округа, которому будут переданы функции управления местными государственными предприятиями.

Возможно, самостоятельному рождению пионерского движения на Зыбунном руднике поспособствовали и родители, обеспокоенные расколом местной детворы по имущественному признаку на детей, живших в тесных бараках для рабочих, и детей ИТР (инженерно-технических работников), получавших намного большую зарплату и занимавших отдельные дома или специально выделенные для них квартиры. Между этими двумя социальными группами ребят, как признавался позже Л.Грачёв, происходили постоянные драки и выяснения отношений. Создание пионерского отряда помогло положить конец этим конфликтам.

Правда, первоначально, в пионеры принимали здесь исключительно детей рабочих. Отряд состоял тогда всего из 12 – 15 человек;. Первым пионервожатым был назначен комсомольской ячейкой Павел Голя, работавший тогда слесарем в рудничных мастерских. Мужское руководство и «пролетарский» состав отряда определили в некотором роде «спартанский» характер его деятельности.

Отсутствие, поначалу, каких либо инструкций «сверху» привело к прямому заимствованию местными пионерами некоторых элементов организации бойскаутов;. Впрочем, в то время это было характерной чертой всего пионерского движения, теоретической базой первоначальной организации которого стал предшествовавший ему и запрещённый советскими властями в 1919 году скаутизм;. Почти все основные символы и традиции пионерии были с небольшими переделками заимствованы из него;. Даже знаменитая пионерская песня «картошка» почти целиком происходит из скаутского репертуара;.

Также как скауты, пионеры Зыбунного рудника ходили в свои походы по посёлку и окрестностям с длинными посохами, используя их для перепрыгивания через канавы и в качестве носилок в военных играх, которым посвящали очень много времени. В отряде поддерживалась твёрдая дисциплина. По скаутской же традиции, старшие разговаривали с малышами как с взрослыми, воспитывали чувство ответственности. Требование «не пищать» было отрядным девизом. Старались не забывать и о школьных делах, понимая их как обязанность пионеров хорошо учиться.

Впрочем, первоначальная свобода деятельности пионеров в рамках своего устава очень быстро закончилась. Для создавшей их ВКП(б) они были лишь дополнительным средством проведения своей политики среди населения, ну и, конечно же, подготовки с малых лет комсомольских кадров, как резерва самой партии.
Первым шагом в этом направлении стало прикрепление пионерских отрядов к школам. Это произошло уже к концу 1923 года. Сначала в школах стали создаваться «форпосты» и «базы» пионеров, позже получившие название «пионерских уголков». Целью их организации было установление через пионеров коммунистического контроля над школами (над учениками, не вступившими в пионерскую организацию, и над учителями, не являющимися коммунистами или комсомольцами;).

Такой «форпост» был создан осенью этого года и в школе Зыбунного рудника (как раз в то время переименованного в Артёмовский). В следующем 1924 году ребят сильно загрузили общественными делами. На всех рудничных митингах, праздничных собраниях обязательными стали выступления представителей пионерской организации. Из пионеров старались сделать хороших ораторов (лучшим по этой части был Николай Грачёв).

Для общего развития пионеров, учителя много занимались с ними художественной самодеятельностью (вместе с другими учениками). Школьники часто выступали с пьесами и перед детьми, и перед взрослыми. Сами, вместе с учительницей, делали для них костюмы . Увлечение театром в школах началось ещё в досоветский период. На территории нашего города оно особенно большое развитие получило тогда в школе села Углового.

23 ноября 1923 год «на Угловке» тоже был создан пионерский отряд ;. Он сразу формировался при местной школе. Его организатором и первой пионервожатой (по поручению угловской комсомольской ячейки) стала 18-летняя учительница Людмила Петровна Пашкеева;. В организационную тройку вошли её ученики Нила Придня, Миша и Петя Цисельские. Именно они принимали заявления от желающих вступить в отряд. Первыми записались (помимо оргтройки) Костя Рогов, Аня и Нина Лях, Тоня Придня, Надя и Лариса Ерченко, Митя и Савва Тарасенко, Юра Мялк, Лёша Гнездилов, Нина Харчук, Ира Коженовская, Маша и Саша Трофимович; и др; . Председателем совета отряда стал Гаврила Лях .

Отряд был разбит на три звена. В школе ему выделили комнату. Она стала центром всей пионерской работы. Здесь выпускалась отрядная стенгазета «Муравейник»; (редактором была Анна Лях), изготавливались различные лозунги, плакаты .

Шефами отряда сначала стали шефы Угловской школы – Владивостокский промышленно-экономический техникум (ПЭТ). Они достали бумагу, краски, великолепно оформили пионерскую комнату , подарили отряду барабан . Знамя дети пошили сами из сатина, который купили на деньги, заработанные ими вместе комсомольцами. Эмблему на нём и девиз девочки вышили под руководством вожатой, а мальчики изготовили древко .
Под этим знаменем первые угловские пионеры дали свою торжественную присягу и повязали красные галстуки из крашеного ситца , тоже сделанные своими руками;. Под грохот барабана, с песнями, речёвками, с собственным знаменем они, вместе со своей вожатой, ходили по селу, вызывая зависть у остальной детворы; часто проводили интересные беседы, играли в различные игры, пели у костра революционные и пионерские песни.

Позже шефы привезли книги, тетради, цветные карандаши, занавес и декорации для школьного театра, а в апреле 1924 года - кумач для галстуков и набор материалов для пионерской формы;. К пошиву костюмов и кройке галстуков был подключён местный женотдел. На первомайскую демонстрацию 1924 года Угловский пионерский отряд вышел уже в настоящей новенькой форме.

Обязанностью всех пионеров было членство в ДОДД (Добровольное общество друзей детей-беспризорных) и МОПР (Международное общество помощи революционерам). Перечисляли в их фонды всю выручку с проданных овощей, которые получали за работу на общественном огороде (остальную часть заработанных овощей отдавали в детские ясли).

Обязательно принимали участие пионеры и в различных организуемых советскими властями общественных компаниях (посадка деревьев, помощь в обучении неграмотных взрослых, борьба с религией и т.п.), занимались в кружках (драматическом и хоровом) . По поручению сельсовета и парткома пионеры часто выступали на различных сельских собраниях (строили «пирамиды», пели песни и агитационные частушки «на злобу дня» собственного сочинения), разносили повестки и т.п.

Следующим шагом в подчинении государству детского движения стала реорганизация пионерских лагерей. Первоначально, они открывались предприятиями и учреждениями, при которых создавались пионеротряды, или шефами последних. Для пионеров Зыбунного рудника первый лагерь был организован летом 1924 года в казармах 1-го Читинского полка, базировавшегося тогда в Раздольнинском гарнизоне. Шефом этого полка считался Артёмовский рудник. Красноармейцы, в ответ, стали опекать его пионерский отряд: выделяли инструкторов для лучшей организации военных игр, учили ходить по компасу, кормили пионеров пищей «из солдатского котла».

Однако после 1925 года такие военизированные лагеря для одного отряда довольно быстро вытесняют лагеря нового типа, создаваемые только с целью организации здорового отдыха (а часто и «общественно полезного» труда) школьников. С 1927 года в лагерях вводятся штатные должности пионерских вожатых и, под их руководством, там же стали организовываться временные отряды. Тем самым, самостоятельная летняя походная жизнь постоянных пионерских отрядов была свёрнута.

Ещё через два года (в 1929) началась перестройка всей пионерской организации по школьному принципу (класс – отряд, школа – дружина). Отряды по месту жительства совсем исчезли. Школьная и пионерская организации почти слились воедино, дополняя одна другую. К концу 1930-х годов такая форма пионерского движения существовала уже повсеместно и не менялась потом до самого конца существования Советского государства.

Примерно в середине – начале 2-й половины 1920-х годов появился пионерский отряд и в д. Суражевке. Предпосылкой для его создания стало открытие вблизи этой деревни значительного месторождения каменного угля, что, видимо, и стало поводом для установления над нею шефства Артёмовских копей. Пионеры рудника тоже решили не отставать от взрослых и взяли на себя шефство над суражевской ребятнёй, организовав там пионерский отряд. Ходили туда пешком каждую субботу (возвращались в воскресенье), более чем за 20 километров в один конец. Организовывали вечера, артистические выступления, сценические постановки и, обязательно, совместный костёр. У костра пели песни, играли, плясали, декламировали стихи и речёвки, пекли картошку. Местным пионерам помогали оформлять стенгазету.

К лету 1925 года существовал также пионерский отряд и в селе Кневичи  (видимо, при школе – Ю.Т.).  В нём состояло тогда 30 человек .

В 1929 году при Артёмовском райкоме комсомола было организовано райбюро юных пионеров. Первым председателем его стал Леонид Грачёв .

(Сноски из теста удалены)