Сергей и Марина Дяченко роман Пещера

Алексей Валентиныч
Роман Дяченко написан на стыке двух жанров: городского фэнтези и социальной утопии. И в нем видны очень интересные аналогии с Обитаемым островом Стругацких. Речь идет о городе, где типа побеждены преступность и вообще любое насилие. Там не запирают входные двери и не бывает преступлений, и полиция там следит за административными нарушениями. Однако каждый житель во сне регулярно попадает в Пещеру. Это очень красивый компьютерный аттракцион, где каждый может и самое главное обязан реализовать и погасить свои агрессивные наклонности, но в отличие от обычного аттракциона в Пещере проигравший просто никогда не просыпается - смерть от остановки дыхания. Как гласит современная теория психоанализа, природе человека свойственно проявление агрессии, и это главный его порок. Причем агрессия может быть в норме, повышенной или пониженной. Люди с пониженной агрессией играют в социуме роль обиженных или роль жертв, а соответственно с повышенной  - роль хищников. В Пещере эти роли распределяются буквально - одни превращаются в животных-жертв, другие - в хищников. Иерархия очень примитивная:
- есть большое травоядное  сарна, которая умеет очень быстро бегать, но если к ней подкрасться и громко зарычать, она впадает в оцепенение и покорно ждет своей участи;
- Есть мелкое травоядное тхоль - это что-то типа хомяка, который даже не умеет бегать, но он хорошо умеет прятаться, мимикрируя под мхи, которые он жрет:
- Есть байбарак - это шакал, который подъедает остатки за хищниками
- Есть схруль - это мелкий хищник,  который отыскивает тхолей и пожирает их как грибы;
- И наконец сааг - крупный хищник, который охотится исключительно на сарн. Он не может промахнутся, если его жертва, которую он долго выслеживал уходит от него - это очень ля него крупное поражение.
Теперь  расскажу о субъективных своих   ощущениях от книги. Весь город похож на одну большую психиатрическую клинику, ведь они все подсознательно стараются скопировать наяву ту  роль, которую им создали Пещере. Если в Пещере он сааг, то наяву он обязательно какой-нибудь руководитель и одно его появление вызывает шок у тех хомячков, которые работают под ним. Если главная героиня в Пещере сарна, то она и наяву олень, который впадает в панический ступор от любого звука дефекации за соседней стенкой. И все это создает очень специфическую шизоидную атмосферу в романе.
Но есть те, которые не хотят быть хищниками в Пещеры, но они также сопротивляются  противоположной роли жертвы, уходя от расправы и нарушая законы Пещеры. И тогда так называемые отцы города - психократия начинают травить их уже наяву по законам классической антиутопии и конечно исключительно психиатрическими методами.
Аналогии с нашем настоящим и нашим прошлым делайте сами...