Виктор Пелевин роман Поколение П

Алексей Валентиныч
1. Был совок стал потре*****...


Пелевин в романе «Generaration «П» продолжает глумиться над советским образом жизни, и в тоже время он понимает, что то, что пришло на смену совку - постсовок, как и полагается настоящему мутанту, еще более ужасней и безобразней.
Цитата

цитата
«По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее. Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии. Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве ее проявлений, но все же ему было непонятно – стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии.»

Речь в романе идет о таком феномене современной реальности, которая намного более виртуальна чем советская, - как реклама. И первыми вкусившими и распробовавшими  эту гениальное изобретение западной цивилизации стало именно Поколение Пи - молодежь 90х.
Если на советского человека давил идеологический пресс, превращая его в идеологического зомби (башни Обитаемого острова Стругацких), то в 90е годы этот пресс никуда не ушел. Просто к нему добавился еще второй еще более в сто крат мощный пресс - потребительская реклама. Вот эти два пресса как клещами и сдавили сознание вчерашнего советского человека, напрочь выдавливая остатки так называемой «свободы», «свободного мышления», и далее даже осознание вообще здравого смысла. Ну ка,  попробуйте выбрать из легиона товарных брендов, наименований, этикеток - «лучший продукт», опираясь не на рекламу, а на свои собственные знания о каждом конкретном виде продукта. Это же сколько надо знать и уметь, и разбираться буквально в каждой отрасли и в каждом отсеке современного бытия. Это же какие энциклопедические мозги надо иметь. А не проще и включить тв-ящик, и там все просто,  лучше то - что занимает больше рекламного времени... Хит-парады, рейтинги, акции, промоушены, демо, жопоушены... А тот кто контролирует рекламный поток, он контролирует не только наш кошелек, наш вкус и наш стиль и образ жизни -  он контролирует наше сознание и на гораздо более низком уровне чем идеологическая болванка. Это контроль на уровне наших рефлексов. Вот так и стал вчерашний совок - сегодняшним потребительским зомби (сокр. «Потре*****»). Пелевин классно и круто показывает,  насколько идиотские и тупые те слоганы и шаблоны, которыми кормят нас рекламные криэйторы.

2. От Homo потребляющего к Homo виртуальному

Я не буду пересказывать сюжет романа, это можно почитать в интернете (даже википедия зачем-то выложила пересказ сюжета). Олигархи в романе покупают рекламщиков, рекламщики манипулируют олигархами, подороже продавая себя. Создается некая виртуальная экономика. А наяву все это медленно, но верно сползает в пропасть. Этот элемент антиутопии в романе понятен.

Хочу поговорить о таком явлении как виртуальная реальность, сокр.  Матрица. В современном обществе виртуальная реальность имеет очень большое место быть и от этого никуда не денешься. И это не только и не столько компьютерная модель, и вообще может не быть связанна с компьютером. Виртуальная реальность есть совокупность неких условностей, которые жестко связаны между собой и которые придуманы от начала до конца, сконструированы некими творцами и не имеют место быть на самом деле, то есть в настоящей действительности этого нет. Однако общество с ними мирится и подчиняется их законом. Например, любая идеология всегда создает свою матрицу, которая обслуживает интересы этой идеологии. То же самое с любой элитой.  Советская цивилизация создала свою уникальную матрицу, которая называлась Партия. Производись пленумы, съезды, принимались некие решения,  дебаты, декреты... горкомы, обкомы, километры печатной продукции, распространение коммунизма по всей округе и вселенной. А страна в это время пыталась жить своей нормальной жизнью и вырабатывала иммунитет против матрицы, имитировала сотрудничество и оказывала подспудное сопротивление...

В романе у Пелевина такой матрицей является реклама. В этой виртуальной реальности есть только один объект, вокруг которого все крутится - это товар. Товар  - объективен (то есть подчиняется логике  «купи-продай»),  все остальное субъективно. Причем товаром является абсолютно все, начиная от ершика для унитаза, и кончая президентом РФ. А где посередке находятся те самые общечеловеческие ценности (типа справедливости, свободы и гражданских прав), на самом деле просто их цена варьируется от конкретной ситуации. От гражданин или личности, живущей внутри такой капиталистической матрицы, требуется только одно - потреблять. Причем уже покупает он не сам товар (который может быть в действительности какого угодно качества или даже просто фикцией - «торговля воздухом»), а покупает он некую виртуальную оболочку этого товара - упаковку = этикетку, которая к товару не имеет никакого отношения. Товар настоящий, а  этикетка к нему выдуманная и привязывает она к товару, который внутри, совершенно выдуманные виртуальные свойства и функции.
Последний абзац имеет прямое отношение к той матрице, которая в данный момент вокруг нас