Первый крестоносец и сакский дракон

Елена Цыганова
Существует народная версия чуда св. Георгия о змие, согласно которой святой не убил дракона, а... окропил его святой водой. И кровожадное чудище сделалось кротким.
В основе этой легенды лежит подлинная история крещения Видукинда - легендарного предводителя сакских повстанцев - еще более легендарным королем франков Карлом Великим.
Вестфальский князь Видукинд был харизматик, настоящий народный герой, и вреда Карлу он принес побольше, чем Верцингеторикс - Цезарю. Восстание против франков он возглавлял 6 лет, с 778 года, и хотя от самого Карла неизменно бежал быстрее пони, но с его полководцем графом Тьерри воевал очень успешно, нанес ему ряд тяжелых поражений. Но главное - он уничтожал не только франкскую администрацию, но и тех саксов, которые были лояльны новому королю и стали искренними практикующими христианами. Да даже и не это главное - Видукинд совершал набеги на внутренние земли франков, сжигал деревни, церкви и монастыри, вырезал подчистую священников и монахов. Т.е. он был идейным борцом за национальную идентичность, независимость, и прекрасно понимал, что война с франками носит религиозный, идейно-духовный характер. А Карла, в свою очередь, можно назвать первым крестоносцем в истории, поскольку в сакских войнах он преследовал цель христианизации, а не просто экспансии или возмездия за набеги саксов на приграничные земли франкского королевства. Когда Видукинд сжег франкский монастырь Фулда, Карл озверел! Он был великодушным: захватив Павию, тамошнего короля Дезидерия низложил и заточил в монастырь вместе с наследником - и никаких эксцессов. Потом захватил Баварию - сгоряча приказал обезглавить герцога Тассилона, но передумал и успел остановить казнь. И - тоже в монастырь. И - тоже никаких эксцессов. Зачинщиков заговора, которые пытались в его отсутствие (он, как всегда, был в походе) короновать его бастарда Пипина Горбатого, приказал всего лишь ослепить, по византийскому обычаю (выжечь глаза, оказав медицинскую помощь)- сделать недееспособными, но оставить жить. Это был апофеоз милосердия, если вспомнить, как казнил за измену его папа Пипин Короткий. А тут он впервые в жизни отдает приказ перебить ВСЕХ сакских пленных и заложников - 4500 человек! Ни до, ни после ничего подобного Карл не делал, это вообще было не в его стиле, не в его духе!
И вот - в 785-м году совершенно неожиданно разбитый, но всегда восстававший из пепла после очередного поражения Видукинд... сдается. Едет к Карлу в замок Аттиньи с горсткой людей, становится на колени, кладет к его ногам свой меч, изъявляет полную покорность. Как будто - "Ой, все! Не могу больше!" С чего "не могу"-то? Раньше всегда мог...
Нужно подчеркнуть, что, конечно, это не было встречей высоких договаривающихся сторон - при таком дисбалансе сил. Видукинд приехал к Карлу, преклонил перед ним  колени, - так не заключают мир, так сдаются на милость победителя. Это не было встречей на нейтральной территории, где недавние противники пожимают друг другу руки и тщательно соблюдают протокол. Это была явка с повинной. А дальше самое-то поразительное: Карл его поднимает, обнимает,  становится ему крестным отцом, осыпает милостями, возводит в герцогское достоинство (незначительного, в общем-то, представителя вестфальской племенной знати). Принимает от него вассальную клятву, торжественно посвящает в рыцари. Ощущение, что Карла контузило, отшибло память и он не осознает, кто перед ним. Или что его глубоко потрясла та казнь 4500 саксов, и тоже - "Ой, все, не могу больше!"
Полностью христианизировать саксов и сделать их частью империи удалось лишь через 20 лет, но поразительно, что локальные восстания вспыхивали, попытки вернуться к язычеству были, - и каждый раз, каждый раз герцог Саксонский Видукинд действовал в интересах Карла, сотрудничая с его администрацией, при этом со страшной силой насаждал христианскую веру, строил храмы, основал аббатство Энгер, где его потом и похоронили, и НИКОГДА больше не выступал против Карла. Поэтому я вполне верю в  дошедшую до нас легенду о том, что обратился Видукинд еще до капитуляции, в результате знамения или чуда, и поехал сдаваться, потому что хотел креститься как можно скорей, хотя бы и перед казнью. Потому что это подлинное превращение Савла в Павла. Кстати, Папа Римский причислил Видукинда Саксонского к лику блаженных (в католицизме блаженные - это достигшие святости, но жившие в миру христиане - не клирики и не монахи).
Что доводило Карла до исступления - это "стихийная лживость" (по выражению историка Натальи Басовской) сакских язычников. Родоплеменной строй - детство человечества, носители родоплеменного сознания немножко дети - у них не развита волевая сфера, нет ответственности, чувства чести, они лгут как дышат. Как дети, действительно: клянутся вполне искренне, а потом передумывают. Не понимают, что клятвы нужно сдерживать. Карл ведь не сразу устроил Верденскую резню, а через 13 лет войны, когда у него уже опустились руки. Каждый год он приходил с войском, разбивал наголову повстанцев, приводил сакскую знать к присяге - те: "Ой, дяденьки, не бейте, мы больше не будем!" - а стоит повернуться спиной - "Будем-будем!" Тут, действительно, озвереешь: ну что с ними делать? Устроить геноцид?..
Так вот, у Видукинда было очень зрелое, феодально-рыцарское отношение к клятвам: пацан сказал - пацан сделал. Карл в его лице приобрел верного вассала, а Церковь - искреннего христианина.
Поразительная история. Поразительно здесь все - и то, что Видукинд сложил оружие, и то, что Карл его простил (предав забвению колоссальный ущерб и потери, которые понес по его вине!), и то, что это прощение не оказалось ошибкой. Ведь он же знал по опыту, что верить саксам нельзя, что они недоговороспособны и вероломны, как дети. Или он тоже имел одно виденье, непостижное уму?
То есть помиловать-то Карл мог, его политика в этом плане - вообще песнь торжествующей любви к ближнему: озверел он раз в жизни, отдав приказ о Верденской резне, а так вообще предпочитал обезвредить, вывести из игры, но не убивать. Казнил, по-моему, только герцога Гунольда Аквитанского - за измену вассальной присяге и сепаратизм. Остальных, если и приговаривал к казни, обычно передумывал - всегда в сторону смягчения, а не ужесточения кары. Выглядело это примерно так:
Карл:
- Расказнить немедленно!
Молодой воин дергается исполнять, товарищ постарше его удерживает:
- Стой, погоди, он щас передумает.
Карл:
- Скоро Рождество (Пасха, Троица, годовщина победы Карла Мартелла над сарацинами, крестины младшей дочери, и вообще - солнышко, солнышко! бабье лето, бабье лето!), короче, пацан сказал - пацан передумал, пусть живет, везите в дальний монастырь на покаяние!
Видукинд, конечно, сбежал бы из монастыря. Ну, так ослепить можно было, как франкскую знать, затеявшую переворот. Положиться на клятву сакса - вот что было парадоксальным решением.