Чудо

Борис Алексеев -Послушайте
- Игорь, опять я без тебя ничего не могу!
- Боря, держись, буду минут через двадцать.
- Очень жду! - я убрал мобильник и приготовился ждать.

Ах, как хочется починить велосипед! Сам не могу. Не дал Бог технического таланта соединить, к примеру, две железяки так, чтобы они зашевелились. Поговорить о чём-нибудь – пожалуйста. Присесть за рюмкой чая и пофилософствовать о первопричинах бытия – нет проблем! А вот починить часы или открыть без ключа замок – увольте. Тут нужны мозги технического администратора, а моё пожизненное клеймо – юзер низшей бытовой квалификации.
Помните советский рефрен у Жванецкого «Сыр третьего сорта, может, это уже и не сыр?» Так и я. Однако, единственное моё преимущество перед непредвиденными обстоятельствами состоит в том, что у меня есть друг Игорь, и он администратор, о-го-го, высшего технического назначения!

Я сидел на лавочке у подъезда и придерживал обеими руками велосипед, чтобы он не упал и не разбился о жёсткое асфальтовое покрытие окружающей жизни.
- Ты его на ножку поставь, устал, поди, держать-то! – крикнул Игорь, подходя ко мне со стороны дороги.
Я отслонил подпорную ножку от корпуса велосипеда и упёр её в асфальт. Действительно, велосипед перестал падать, и я смог размять усталые руки.
- Что случилось? – спросил Игорь, поглаживая новенькую блестящую раму.
- Он не едет, - ответил я.
- А почему он должен ехать?
- Ну как, я же хотел…
- Плохо хотел! - присев на корточки, товарищ стал рассматривать внутреннее содержание велосипеда.
Из подъезда вышла жена Марина.
- Игорь, вы нас так выручаете! Без вас Борис никуда даже отъехать от меня не может.
- Так это же хорошо! - рассмеялся Игорь.
- Он так не считает, - улыбнулась Марина и торжественно достала из красного пакетика завёрнутый в чистое полотенце подарочек.
- Это икона на камне. С Афона. Я купила вчера в храме. Образ Спасителя. Примите его в семью от нас и на добрые дела!
- Спасибо, Мариночка, Бог с вами! - растрогался Игорь, принимая подарок и передавая его обратно моей ненаглядной, - оставьте на лавочке, я заберу.
Марина завернула камень с изображением Тронного Спаса обратно в полотенце и положила в пакет. Пакет поставила на лавочку рядом с велосипедом.
- Ну мне пора, а вы тут разбирайтесь, - сказала она и поспешила в дом.

Минут через пятнадцать велосипед ожил. Игорь собрал инструмент, мы пожали друг другу руки, мой спаситель сел в машину и исчез за поворотом. А я оседлал велик, который, как лошадка, ожидающая седока, нетерпеливо покачивался из стороны в сторону, и с наслаждением покатил по асфальтовой дорожке через соседние дворы в парк. О пакете, который жена оставила на лавочке, никто из нас двоих не вспомнил.

Ох, и накатался я в тот день! Уже смеркалось, когда мне наконец пришло в голову направить велосипед в обратный путь. Подъезжая к дому, ещё издалека я приметил у подъезда группу соседей. Они обступили лавочку и вели между собой оживлённую беседу. «Пакет с иконой!..» - вспомнил я, притормаживая и вслушиваясь в их разговор.
Говорил дед Сильвестр:
- Такой же случай был в 1314 году. Представляете? Ростовскому епископу Прохору явился образ Толгской Богородицы! Дело было так: епископ возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль и остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города. В том месте в Волгу-матушку впадает речка Толга. Ночью Прохор увидел на противоположном берегу столб света и чудесный мостик у ног. Взял он свой посох и пошел по мостику на свет. На том берегу и обнаружил чудо.

Дед Сильвестр про иконы знал, дай Бог каждому. Сорок лет отработал реставратором в мастерской Грабаря. Всего навидался.
- Да быть такого не может! Мост через Волгу, брехня! – вмешался в разговор маленький щуплый старичок Сергуша, общественник и заслуженный пенсионер МВД.
- Э, нет, Сергей Валентинович, - возразил Сильвестр, -  брехня или не брехня, не нам судить. А прадедам верить надобно. Где молодой соврёт, так дедок правду скажет. Так-то.
- Слово тебе не скажи! – осерчал дед Сергуша. - Ну на кой ляд мне во всё это верить? Я пенсию по другому случаю получаю.
- Оно и видно, - огрызнулся дед Сильвестр, - то-то я у вас семь годков оттрубил. Семь-то годков длиною в жизнь оказались. Таковское не забудешь, даже если память погаснет. До сих пор маячит перед глазами, будто допрашивает, тот поганец следак. Я отвечаю, а он, сучок, развалился, разлапился передо мной и ухмыляется. Гляжу через стол, а этот сопляк про меня и вовсе другое записывает!
- Он работу свою делал, мало ли врагов народа развелось тогда! – набычился Сергуша.
- Почему тогда? Дай тебе волю, ты весь наш дом и сейчас пересажаешь.
- Да ладно вам, угомонитесь, деды! – встряла тётка Анисья.
Анисия Павловна появилась у нас в доме год назад. По профессии маляр, первым делом она отремонтировала обшарпанные стены нашего лестничного марша. То, что родной ЖЭК не мог никак сделать за наши собственные деньги, Анисья сделала совершенно бесплатно и с улыбкой. С её заселением в подъезде стало светлей и чище.
- А вы знаете, что 15 марта 1917 года, в день отречения государя, -  тётушка Анисья увлекалась историей и знала обо всём с исторической, так сказать, точки зрения, - явился чудотворный образ Богородицы "Державная".
- Так и явился? – не унимался дед Сергуша.
- Ну да. Люди добрые рассказывали: в деревне Бронницкого уезда жила крестьянка, которую звали Евдокия Андреанова. Однажды во сне велено ей было идти в село Коломенское и отыскать там некую икону. Пришла Евдокия в Коломенское, пошла в местную Вознесенскую церковь и рассказала настоятелю о. Николаю, что ищет и почему. В храме такой иконы не оказалось. И только в подвале, среди старых иконных досок они с батюшкой обнаружили одну странную доску. Когда стряхнули пыль, тут-то Образ Богородицы, тот самый, что Евдокии привиделся во сне, и заблистал! Вот оно так.

Я поставил велосипед на подпорную ножку и подошёл к соседям. Заглянув через стариковские плечи, увидел на лавочке забытый Игорем (и мной!) пакет. А рядом на полотенце лежал тот самый камушек с образом Спасителя.
- Это мой пакет, - сказал я как можно более убедительно.
- А-а! - запричитал дед Сергуша, - Вот видите, человек просто забыл. Забыл! Так-то оно и там. Кто-то забыл или потерял, а все сразу галдят: «чудо, чудо!». Нет в мире чудес. Нету! – Сергей Валентинович торжествовал.
Дед Сильвестр присел на лавочку и улыбнулся:
- Ну и слава Богу, Борюнь, забирай, коли святынька твоя. Разные тут подходили. Руки тянут, а взять не могут, не решаются. Я их спрашиваю: «Ваше?», а они зыркнут глазами и в бега.
- Спасибо тебе, дед Сильвестр.
Я подошёл, взял в руки камень и поцеловал Образ.
- Не забывай впредь! – усмехнулся дед Сергуша.
- Не прав ты, дед, - обернулся я к нему, -  чудо-то налицо. Когда мы с женой выбирали подарок для товарища, я предложил вот этот образ на камне. Жена ответила: «Не надо его дарить, он наш с тобой». Но я настоял. И тогда жена заявила: «Хорошо, как знаешь, всё равно он наш, нашим и останется!»
Ты только представь, дед, она сделала, как я просил, - отдала. А на нас с товарищем вдруг слепота беспамятная напала! Разбежались, как зайцы, про иконку забыли! Пролежала она полдня у всех на виду и нетронутая ко мне вернулась. Ужели не чудо? Теперь-то я её никому не отдам!
- И что, товарищ твой таперича без подарка останется? - Валентиныч хитро прищурился.
- Не переживай, дед, мы с другом всегда сочтёмся.
Все как-то разом замолчали.
- Ты меня, сынок, не слушай, это я так, по старинке, - Сергуша стыдливо поморщился и подсел рядком к Сильвестру, - а не сыграть ли нам партейку в шахматы?
- Отчего ж не сыграть по такому случаю! – ответил дед Сильвестр, обнимая своей длинной худой рукой щуплые плечики заслуженного пенсионера.