Переписывание восприятия

Юлия Вер
Меня назначили старостой в третьем классе. Наверное потому, что я была серьезной и хорошо училась. Наверное. Точно я вряд ли теперь когда-нибудь узнаю...
Притом меня забыли спросить, хочу ли этого я. Просто учительнице так захотелось. И так показалось - что я могу, что справлюсь, что я - подхожу для такой общественной работы. И мне она просто об этом сообщила - по факту. Что теперь я буду старостой.
Ну ок...

Теперь далее - видимо, учительница предполагала, что после ее сообщения я должна как-то была сама понять, что мне теперь надо делать. Это как бы само собой разумеется, и ясно, как день!.. Но вот мне не было ясно. Вообще. Как говорится, ни в одном глазу. И спросить оказалось тоже невдомек. Видимо, я посчитала, что мне скажут когда будет это нужно. Просветят. Ведь я ж не сама вызвалась. Меня просто назначили.
Так что я решила ничего не предпринимать. И просто ждала. Просто продолжала, как и раньше, ходить в школу учиться.

Но примерно через пару недель учительница мне заявила (причём с плохо скрываемым раздражением и недовольством), что я не справилась с обязанностями старосты и теперь придётся назначить другого человека.
Помню, как меня это очень сильно задело. Очень. Меня отчитал авторитетный человек. Значит было за что?.. И я наверное в чем-то сильно виновата? Но в чем?.. Может быть, надо было проявить какую-то инициативу? - мучилась я в догадках. Но какую?.. Никто ничего не сказал... Что я сделала не так?..

Это детское чувство вины («Я что-то сделала не так») и обиды («Но я же не виновата!»), глубокая дуальная непонятка нанесла сильный удар по самооценке и долгие последующие годы бессознательным отзвуком раздавалась в ряде ситуаций комплексом неполноценности и зависти.
Пока не произошло полного осознания, а затем и эмоционального освобождения благодаря медитации, а также ряду психологических техник, включая "Переписывание восприятия", о которой упомяну чуть позже.

Смотря с высоты лет на то далекое событие, я понимаю, что вины 9-летней девочки Юли не было никакой. Это была педагогическая ошибка учительницы, причём пятеричная:

1 - не учесть качеств ребёнка (интровертность, глубинная погружённость во внутренний мир, застенчивость, творческая стихийность и др. - в общем-то, для административной работы не самый плюсовой набор);

2 - назначить без спроса ребёнка (а может быть, он не только не может, но и просто не хочет?)

3 - не обьяснить специфики работы и не дать алгоритма действий (в принципе, человек я всегда была хорошо обучаемый и исполнительный, и при необходимости справлялась с любой ответственностью, даже выполняя работу, где требовалось больше экстравертности и концентрации на внешнем мире, нежели это было мне свойственно; поэтому при четком понимании своих задач - думаю, вполне справилась бы);

4 - отсутствие помощи в течение месяца (она же видела, что я ничего не делаю и могла бы помочь, а не просто наблюдать со стороны, накапливая недовольство);

5 - заявление в ультимативной форме, что я не справилась, осуждение и вынесение вердикта «уволить» (ну, тут комментарии излишни...)

Вот такого рода ситуации нередко вспоминают люди во время психотерапевтических сеансов.
Есть довольно известная техника «Переписывание сценария», которая воздействует на наш ментальный уровень. Но надо отметить, что негативное событие в большей степени уходит в бессознательный пласт и влияет на нас оттуда. И все потому, что у ребёнка не было способности (в силу возраста) как следует проанализировать ситуацию и выдать адекватную, не травмирующую реакцию. Он воспринял ее тотально и болезненно. И тут важно, вспоминая травмирующие моменты детства - не только переосмыслить их, но и перечувствовать заново, словно вложив в детскую нежную психику зрелость мудрого взрослого. Посмотреть на ситуацию снова, коснувшись и ментального, и эмоционального уровней. Попробовать воспринять иначе. Без комплексов, более нейтрально и более защищённо.

Те, кто практиковал эту технику, говорят, что они в этот момент чувствуют себя одновременно и маленьким собой, и неким взрослым, понимающим, добрым и любящим человеком, который находится на месте того непонятливого и заблуждающегося взрослого, создавшего травмирующую ситуацию. И он протягивает руку помощи себе маленькому. Понимая, принимая, любя и уважая его.
Иногда одного этого достаточно бывает для душевного исцеления.

Приведу здесь "переписывание восприятия" вышеописанного случая. Это может дать ключ тем, кто захочет эту технику применить.
Вот такое может быть обращение мудрого "внутреннего взрослого":

; ...
Милая девочка, я принимаю и уважаю все особенности твоего характера.
Я помогу тебе раскрыть все самые лучшие твои таланты - чтобы сделать этот мир более прекрасным.
Ты свободна желать, выбирать - то, в чем ты чувствуешь себя на своём месте, ведь каждый на своём месте действительно велик!
Благодаря этому у тебя никогда не будет ни чувства неуверенности, ни комплекса неполноценности, ни зависти к другим.
Ведь если каждый на своём месте - кто и кому будет завидовать?
Кто и за что будет чувствовать свою неполноценность?
Все могут сотрудничать для общего блага и делиться друг с другом самым лучшим, в чем они сильны и за что ответственны.
Даже если этого не делают другие - это можешь делать ты.
Я обнимаю тебя и растапливаю в твоём сердце пелену недоверия, отчаяния, обиды, вины, мешающие раскрываться миру и людям без страха и неуверенности, смело и радостно.
Я с тобой, и всегда буду с тобой, когда нужно.
Я помогу вселить в тебя уверенность и освободиться от страхов.
Не бойся, прости другим их ошибки, будь уверена в себе, своих талантах и своём пути...
;

Вот так, медитативно беседуя с внутренним ребенком, мы можем «переписать восприятие» и залечить детские травмы.
Да, это всего лишь одна из техник, которых множество. И в некоторых случаях она помогает очень хорошо. А необходимость применения определяется во время индивидуальной работы.

Причины наших неврозов чаще всего глубоко спрятаны в бессознательном, и излечиваются любовью, принятием, мудрым переосмыслением и перечувствованием.
Благодаря помощи извне или используя все свои лучшие внутренние ресурсы.