Письмо Сорокоумову Сергею о вере, Церкви и религии

Руслан Игнашкин
                Сергей! Я верую в Иисуса Христа распятого и воскресшего, исповедую догматы святой, соборной и апостольской Церкви, почитаю ее иконопись как Божественное Откровение в красках, воспринимаю ее Священное Писание как великую, рационально неизъяснимую книгу Божественной Истины, где каждое слово, образ, символ, притча и сюжет – имеют глубокий духовный, возвышенный и таинственный смысл. Христианство – это не философское учение, происхождение которого исторически связано с взаимодействием иудейской религии, античного мира, эллинистической культуры и ветхозаветных пророчеств, но Божественное Откровение о Боге и человеке, о Церкви и мире, о добре и зле, свободе и смысле жизни, о духовных реалиях метафизического мира, запечатленное в Священном Писании и Священном Предании.  Церковная жизнь в мистическом смысле с ее иконографией и гимнографией – это единая духовная сфера, где душа в молитве встречает Бога, а человек – духовно преображается. Древние мудрецы и учителя Церкви писали, что наша душа – христианка по природе и добродетели, а язычница по страстям. Человек есть духовное существо наделенное свободой, он – образ и подобие Божие, между ним и Творцом существует сокровенная духовная связь, а его сердце как утверждал выдающийся богослов Августин Блаженный, с тоской стремится к предвечному Первообразу. Преподобный Максим Исповедник учил, что Христос – идеальный образец для человека. Высшее метафизическое назначение человека – духовное преображение, стяжение благодати Святого Духа и уподобление Богочеловеку Христу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил, что высшая идея богослужения: «человек – это образ Божий, а Бог – Первообраз».
                В чем же тайна христианской жизни, и что значит быть христианином? Христианин – это тот, кто больше всего на свете любит Иисуса Христа, созерцая в Нем – Победителя смерти и преисподней. Для него смысл  жизни – это пребывание ума и сердца с Богом и стремление к Богу. Для христианина мир без Бога – это универсум отчаяния, наихудший из всех миров. Для него ясно, что без любви невозможно Богообщение, ибо любовь соединяет с Богом, а грех разлучает душу с Ним. Грехи это враги души, а добродетели – ее друзья. Христианство возвещает: невозможно жить духовно, не отрекшись от греха, и невозможно жить греховно, не отрекшись от Бога.  Христианин осознает, что жизнь вне Божественного Логоса – безумие и умирание. Он грустит о разлуке с Богом, и дух его плачет как Адам о своих согрешениях. Христианин помнит о смерти – неизбежной и неумолимой, и знает, что он – скиталец на земле, а земная жизнь – лишь краткое мгновение в сравнении с вечностью. Христианин понимает, что смерть это последствие греха, а грех – отпадение от Бога и уподобление демону. Сердце его на Страшном Суде, а его ум у врат смерти, но он помнит о Боге – всемогущем Творце, премудром Промыслителе и всеблагом Спасителе. Христианин верит, что душа бессмертна, а Бог не покинет человека, даже если солнце отвернется от земли, омытой реками крови и слез. Господь не оставляет в скорбях и бедах ни одну душу. В истинном смысле слова, христианин – это тот, кто уподобился Иисусу Христу, возлюбил Бога больше жизни, ближнего своего как самого себя и, прощая врагов, молится за них. Он утешает скорбящих, молится за ближних и врагов, прощает обидчиков своих, стремится видеть в каждом человеке образ Божий. Для него милующее сердце – величайшее сокровище, а все земные блага не стоят и горсти пыли. Христианин всегда аскет, он покоряет тело – душе, душу – духу, а дух – Богу. Борясь с помыслами и страстями, он обретает высочайшую духовную свободу в Боге. Христианин стремится обрести вечное сокровище на небесах – Царство Божие, а не эфемерное и тленное сокровище на бренной земле. Для него богатство, слава и власть есть атрибуты гордого духа, а бескорыстная любовь к Богу – признаки смиренного сердца. Он убежден, что многознание и красноречие не делают человека мудрецом, ведь истинная мудрость у Бога.  Христиане ли мы с тобой? Вот в чем вопрос, более животрепещущий, чем бессмертный монолог Гамлета у Шекспира.
                Мне помнится наша последняя беседа на классическую тему русской религиозно-философской мысли – о Боге и вере, о культуре и цивилизации, о прогрессе и катастрофическом характере истории, о вере и духовной жажде. Я верю, что таинственно Промысел Божий избрал Россию, и у нее есть не только страшные грехи, но и великое призвание. Христос – великая тайна России, ее духовность и жизнь. Спаситель сказал о Себе: «Я есмь Истина, и Путь, и Жизнь». А без Христа нет у России ни истинной веры, ни исторического пути, ни духовной жизни. Вся истинно русская философия – религиозна, а искусство России пошло от Церкви и монастырей. Вся лирика русских поэтов на вершине своей – устремлена к библейской образности, ее поэтике и сюжетам. В основе русской песни – молитва, классической музыки – богослужение, традиционной живописи – иконопись, высочайших образцов архитектуры – храмовое зодчество. Духовная беседа в келье старца Амвросия Оптинского – православного схимника с гениальным русским писателем Достоевским и духовно одаренным философом Владимиром Соловьевым о Боге и бессмертии души, о вечных адских муках, о спасении и будущей жизни – это русские думы. Научные достижения и социальные реформы – это дело праведное и разумное, но трагизм мировой истории и человеческого бытия имеет глубокие духовные истоки, и не разрешим ни политическими мерами, ни научно-техническим прогрессом. Душа человека имеет духовные нужды. Христос сказал демону в пустыне: «не хлебом единым жив человек, но Словом Божьим». Христианин призван с любовью утешить скорбящего и приютить угнетенного, призвать имущих с любовью относиться к бедным и обездоленным. В основе христианского решения социального вопроса – не юридический закон и не категорический императив Канта, а свободная и жертвенная любовь к ближним, исповедание веры в Бога. Христианская метафизика спасения души и преображения мира – это учение о стяжении благодати Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжай Дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». В библейской книге Бытия сказано, что Господь, создав Адама, вдохнул в него «дыхание жизни». Святые отцы Церкви учат, что «дыхание жизни» – это не только бессмертный дух – образ и подобие Божие в человеке, но и Божественная благодать. Православный богослов и исихаст Григорий Палама учил, что высочайшее предназначение человека – духовное преображение. Для христианской души благодать Божия – это вечная жизнь, а ее утрата – духовная смерть. После грехопадения Адама сердце человеческое стало хранилищем грехов, а мир – во зле лежит. Грех – это вероломное предательство Бога и уподобление демону. Ни справедливые социальные реформы, ни гуманистически ориентированный научно-технический прогресс не истребят грех в сердце человеческом. В христианстве сердце – это таинственный и сокровенный, рационально непроницаемый центр человеческой личности, истинная самость человека. Человек без сердца – несчастное и духовно расколотое создание без любви, утратившее духовную связь с Богом и потерявшее себя – «сокровенного сердца человека».
                Евангелие возвещает, что через сердце в его библейском значении человек воспринимает Слово Божие. Евангелие – это уста Божии, и слово Священной Книги – это таинственное и сокровенное слово Самого Христа Спасителя – Божественного Логоса, обращенное к нашему уму и сердцу. Две дивные книги мудро учат о Боге – одна Священное Писание, другая – книга природы. Взирая на звездное небо, душа с трепетом и восхищением прозревает величие и премудрость Создателя в красоте сотворенного Им мира. Платон мудро учил, что изумление перед красотой – начало философии, ибо без восторга перед чудом и тайной Божьего творения в сердце нашем пусто, а вся жизнь – ничтожна. У каждой вещи в мире – и у сверкающего созвездия на небе, и у белой лилии на земле, и у коралла в безднах морских есть Творец. И если столь загадочно и прекрасно великолепие звездной ночи, то сколь таинственней и величественней премудрый Творец мироздания, и насколько Всевышний прекрасней всего Им сотворенного! Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал апофатический характер красоты Божества, она «неизъяснима, ни с чем несравненна, превосходнее всякого слова и выше всякого разумения».  И когда око наше изумляется мерцанию звезд, то разве ум наш не помышляет о Том, Кто сотворил великую картину звездного неба – песнь и гимн во славу Создателя человека и вселенной? Звездное небо – это книга, написанная алмазными чернилами звезд, где каждая страница рассказывает о великой тайне Творца и величии Его замысла о мире. И разве в сердце нашем не пробуждается духовная жажда восславить Создателя молитвой за красоту звездной ночи и грацию цветка, за тишину пустынь и горных высей, устремленных к вечности и небу – подножию престола Вседержителя?
                В Священном Писании сказано, что Господь сотворил небо и землю (Быт.1:1), «от духа Его – великолепие неба» (Иов.26:13), «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2), «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6), «с небес призирает Господь и видит всех сынов человеческих» (Пс.32:13), а Ангелы, солнце, луна и все звезды – хвалят Его премудрость и величие. В библейских текстах говорится о небе нашего мира – воздушном пространстве и необозримых просторах вселенной, где как драгоценные камни сверкают бесчисленные звезды, и о духовных небесах, где пребывают Ангелы, славящие Господа, прославляющие Его величие и непостижимость, Его премудрость и неизреченную красоту. Преподобный Максим Исповедник учил, что весь видимый нами материальный мир – это символ и тень мира незримого и духовного. Видимое небо есть образ духовного неба, где обитают Ангелы и души святых, пребывающие в общении с Богом. Изящный русский поэт и певец поруганный идеалом Надсон, в одном стихотворении писал, что «незримый трон» великого и непостижимого Бога, «царящего над безднами разбросанных миров», находится «за яркими звездами». Господь – это Дух вездесущий и бесконечный, в библейских книгах Его именуют Всевышним, ибо Он превыше всего зримого и незримого, духовного и материального, звездного неба и Ангельских сфер. В древние времена было учение, согласно которому звезды – это одухотворенные существа, но Церковь отвергла мысль о том, что небесные светила одушевлены, а поклонение звездам рассматривала как еретическое заблуждение – сабеизм. Зачем же премудрый и всемогущий Господь сотворил величественную и таинственную картину звездного неба, в сравнении с которой наша планета – мельчайшая песчинка, затерянная в межзвездном пространстве вселенной? Господь сотворил звездное небо как символическую картину и загадочную притчу, чтобы человек постигая ее тайны, учился созерцать во вселенной не только скопление бездушной материи, но и прекрасное произведение Божественной Премудрости, учился постигать Божественный Промысел, таинственно действующий в истории мира, осознать величие Бога в Его делах, и от созерцания звездного неба, устремиться к духовному созерцанию Бога и молитвенному прославлению Его замысла о мироздании и человеке. Звездное небо прекрасно, но для Бога более драгоценна бессмертная душа человека, за которую Господь пролил Свою Святую Кровь на Голгофе. Как алмаз драгоценнее, чем огромные груды камня, так душа драгоценней для Спасителя, чем вселенная, где сверкают миллиарды звезд. Святитель Иоанн Златоуст возвышенно сказал, что всеблагой и премудрый Господь возлюбил человека больше, чем весь сотворенный Им мир – землю с садами и морями, реками и горами, и небо, где днем сияет солнце, а ночью луна и звезды. Спаситель любит каждую душу с такой же силой как все сотворенное Им человечество.
                Все что ты говорил о цивилизации и всемирной истории умно и иронически тонко, но вне религиозного опыта и веры в Бога смысл истории – непостижим. В Апокалипсисе история мира предстает как трагический процесс – череда нарастающих по силе и масштабу катастроф. Но все образы и символы Апокалипсиса надо понимать духовно, ведь апостол Иоанн Богослов – тайнозритель не внешней, а духовной истории Церкви и мира. Со времен грехопадения Адама история была хроникой бытия, написанной кровью. С пришествием Христа на землю, Его Нагорной проповеди и искупления грехов мира на Голгофе, открылся путь к спасению души и преображению вселенной. Вера во Христа – это величайшее сокровище нашего сердца. Весь мир от древней Иудеи с ее пророками, до античного мира с его поэтами и философами ожидал пришествие Мессии – Спасителя и Искупителя. О пришествии Христа было сказано в книгах Ветхого Завета. О Спасителе проповедовали в иудейских храмах, о Нем толковали старцы и юнцы. О грядущем пришествии Мессии писал римский поэт Вергилий, а три волхва – перс, араб и эфиоп, изучившие книгу пророка Даниила, следуя за звездой, пришли из Вавилона в Вифлеем поклониться Сыну Бога Живого.
                Библейский язык – это язык притч, образов и иносказаний, символов и метафор, повествующих о Боге и душе, и в образе учеников Христа – Его апостолов, каждый может найти себя, портрет своей души и прообраз своего пути к Богу. И ты друг мой, требуя аргументов и доказательств, напоминаешь мне «неверующего» апостола Фому, заявившего, что не поверит он в свершившееся чудо – Воскресение Христово, пока не вложит перста свои в крестные раны на теле Спасителя. Апостол Фома – это образ человека, желающего обрести доказательства евангельского чуда, а богослужебные тексты называют его неверие «добрым», ведь он искренне желал познать Истину и обрести веру во Христа, воскресшего из мертвых. Вера в Бога обретается человеком через духовные искания. Бог открывает Себя тому, кто ищет Его, мудрость и духовные знания от Бога – это Его Откровение. Но Господь открывает Себя как Божественную Истину нашей душе не насильно, а в ответ на ее духовные устремления – поиск смысла жизни и вечности, познания себя и искание Бога. В кондаке на неделю Антипасхи сказано: «любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже…».
                Вера в Богочеловека Иисуса Христа – это не иудейский или просветительский деизм, не мертвая вера в далекого Бога – всемогущего и запредельно величественного Творца мира, но вера в Слово Божие ставшее плотью и распятое за всех нас на Кресте. В деизме Бог отрешен от мира и Ему нет дела до страданий и молитв человека, и сам человек лишь изредка вспоминает о столь далеком Боге. Но Иисус Христос – это Бог, ставший идеальным человеком, жертвующий Собой ради того, чтобы мы обрели жизнь вечную, умирающий ради всех нас на Голгофе и Воскресением Своим победивший преисподнюю и смерть. Священное Писание учит, что Господь есть Бог живых, а не мертвых, у Него все живы, ибо Он победил смерть Воскресением Своим. В Боге – вечная жизнь, вне Бога – смерть и Ад. В Боге нет места смерти, ибо смерть существует только вне Божественной Жизни. Бог есть Любовь, и Он слышит каждый вздох и стон, внимает каждой мольбе и отрет каждую слезу. Бог сотворил мир свободным актом любви, не отрекся от падшего Адама, не оставил род человеческий на произвол демонических сил. Господь взошел ради нас на Крест, Христос принял распятие – какие доказательства бытия Божиего и Его любви еще может требовать человек? Адам предал Божью любовь, а всеблагой Бог не отрекся от человека, но претерпел ради него самые страшные муки, разрушил Ад, попрал смерть и воскрес из мертвых. Деисты полагают, что Бог, создав мир и определив законы мироздания, бросил Свое творение на произвол судьбы. Если деизм отрицает участие Создателя в жизни мира, то христианин видит в Боге не только Творца, но и Промыслителя и Искупителя, веруя, что акт сотворения мира, переходит в сокровенное промышление о мире. Деистическая вера в отрешенного Бога – это холодная вера ума, бледная как свет луны, а христианская вера в Бога не только сотворившего мир, но и опекающего Свое творение и взошедшего в любви к нему на Крест – это живая и огненная вера духа и сердца, подобная ослепительному свету солнца.
                Высочайшее мистическое и историческое свидетельство о Богочеловечестве Иисуса Христа – это Голгофа и Воскресение. Христос был распят на Голгофе, Он – Агнец Божий, принесший искупительную жертву, Его Крест – это вселенский алтарь и святыня новозаветной Церкви. Христос умер на Кресте как человек, Его тело было положено во гроб – погребальную пещеру, Его бессмертная душа сошла во Ад – царство смерти, как Победитель сокрушающий врата преисподней, а как вездесущий Господь, Он пребывал на престоле небесном с Отцом и Святым Духом. После полуночи совершилось великое чудо – Иисус Христос воскрес из мертвых, о чем возвещали ветхозаветные пророки и Сам Спаситель в Своих в загадочных притчах. Воскреснув из мертвых, Христос явил вечную истину – любовь сильнее смерти. Христианство – это религия любви и каждое слово Евангелия – это небесный луч Божественной Истины, озаряющий сердце человека духовной мудростью и духовной любовью. Христос дал заповедь: возлюбить Бога всем сердцем, душою и разумением своим, возлюбить ближнего своего и возлюбить врагов своих. В евангельских словах о любви к Богу, ближнему и врагу, заключен весь смысл христианской веры. Без заповедей Христа о любви к Богу, ближним и врагам нет, и не может быть Церкви и христианской веры, ибо любовь – сердцевина духовной жизни каждого истинного христианина. Как человек не может жить без сердца, так дух наш не может жить без любви, ибо жизнь – это общение с Богом, а где Господь, там любовь. Господь всемогущ, велик и запределен, и весь сотворенный Им мир – это песчинка пред Ним, небо и земля не вмещают Его, но любящее сердце становится храмом Его премудрого Слова и Святого Духа, и Он таинственно обитает в нем. В заповедях любви заключается весь дух Нового Завета, вся нравственная высота Евангелия, вся сила боговдохновенной проповеди апостолов о распятом и воскресшем Христе, о Его возлюбленной невесте – Церкви, о смысле Боговоплощения и тайне Креста. Святитель Василий Великий говорил, что верный признак любви к Богу – это соблюдение Его заповедей, а святитель Иоанн Златоуст сказал, что любящему Бога невозможно грешить.
                Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и вдохнул в него дыхание жизни. Каждый человек – это великая тайна Божия и произведение премудрости Всевышнего, а потому, если мы отказываем в любви хотя бы одному человеку, то благодать Божия покидает наше сердце и мы перестает духовно ощущать радость от молитвенного общения с Творцом и понимать Его высокий замысел о творении. Мир считает, что любовь к врагам – это безумие, но Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и наши враги – Его дивные творения, а их бессмертные души – бесценное сокровище для Бога. Евангельская любовь к врагам – это не примирение со злом и грехами, а духовное созерцание в грешниках образа Божиего, искреннее прощение обид ими нанесенных, сердечная молитва за спасение их бессмертных душ – прекрасных алмазов, брошенных в грязь грехов и пороков. Апостол Петр на самом возвышенном и поэтическом языке поведал об абсолютной ценности каждого человека «драгоценного пред Богом», о том, что истинная красота человека – это «не золотые уборы и нарядность в одежде», а нетленная красота духа – вечная и сияющая красота образа Божиего в человеке. Если мы не возлюбим человека – образ и подобие Божие, пусть он будет даже самым страшным из грешников, то как мы сможем возлюбить Бога – Его предвечного Создателя, ибо как сказал апостол Иоанн Богослов «кто говорит: я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4:20). Апостол Иоанн Богослов говорит, что любовь от Бога и вечная жизнь в Боге – пребывание в Нем, поклонение Ему в Духе и Истине, а тот, кто отверг любовь – предал Бога и уподобился демону, стал человекоубийцей: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души за своих братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин.3:15-17). Апостол Павел сказал, что если человек имеет всю мудрость и всю веру, постиг все пророчества и познал все тайны, но не имеет любви в сердце, то он – ничто: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13:1-3). Если Господь любит каждого человека больше, чем всю вселенную, то Он любит и наших врагов. Господь пришел в мир, проповедовал и совершал чудеса, был распят на Голгофе, пролил Свою драгоценную Кровь, сошел в преисподнюю и воскрес из мертвых, ради каждого человека, а значит и ради тех, кого мы считаем нашими врагами. В Священном Писании сказано, что Господь хочет, чтобы все спаслись, и если христианство – это уподобление Богу, то и мы призваны молиться, чтобы все были спасены Богом и пришли к познанию Божественной Истины.
                В Новом Завете сказано, что Бог есть Любовь и для Него все возможно – возможно и победить смерть, воскреснуть из мертвых. Воскресение Христово – это радостная весть о победе Спасителя над Адом и смертью, триумф Церкви и неоспоримая истина нашего бессмертия, краеугольный камень веры. Апостол Павел сказал, что вера в то, что Христос воскрес – это основа нашего бессмертия: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвых не воскресли» (1 Кор. 15:13-15). Вся апостольская проповедь – это свидетельство о воскресении Христа из мертвых, о Его победе над смертью и Адом, ибо евангельский образ Спасителя неотделим от Его распятия на Голгофе, сошествия во Ад и воскресения из мертвых. Апостол Павел говорил, что Христос как Сын Божий страдал и умер на Голгофе «для искупления всех» (1 Тим.2:6) и воскрес из мертвых «для оправдания нашего» (Рим. 4:25), чтобы все мы стали соучастниками Его страданий, смерти и воскресения. Апостол Павел не видел момент воскресения Христа физическими очами, но он прозрел Его воскресение духовными очами веры, возвестив, что вера в воскресение Христово – это основа нашего спасения: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим, веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Догмат Церкви о воскресении Христовом – это жизненная основа христианского вероучения, душа и смысл Евангелия, исполнение всех чаяний и пророчеств Ветхого Завета. Без веры в то, что Христос воскрес, нет Церкви, и не может быть христианства.
                Все вероучение Церкви, ее богослужение, молитвы и жизнь проникнуты пасхальной радостью Воскресения Христова. Святитель Григорий Богослов, размышляя о воскресении Христа из мертвых, пояснял, что Пасха в переводе с еврейского означает «переход»: в буквально-историческом смысле – это исход Израиля из земли Египетской, а в духовно-символическом смысле – это «восхождение от дольнего к горнему», от  бренного к вечному, от мира сего, лежащего во зле к Богу и Царству Его. Все исторические события описанные в Ветхом Завете можно трактовать возвышенно и духовно: исход Израиля из Египта есть освобождение от власти греха и смерти, исход из преисподней всех тех, кто свободно уверовал в Слово Божие, принял Сына Божиего, Иисуса Христа – Победителя смерти и Ада, переход через Чермное море символизирует таинство крещения, обращение от греховной жизни к Богу, заклание агнца – это прообраз крестной жертвы Искупителя, распятия Христа на Голгофе. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове огласительном во Святую Пасху» с необычайной поэтической силой и богословским глубокомыслием писал о победе Спасителя над смертью и Адом: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исайя возопил: «Ад, - говорит, - огорчился, встретив Тебя внизу». Огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был связан. Принял тело – и коснулся Бога; принял землю – и встретил небо; принял, что видел – и попался в том, чего не видел. «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются Ангелы! Воскрес Христос – и жизнь царствует! Воскрес Христос – и ни одного мертвеца во гробе!» Христос воскрес из мертвых, в Нем освобождение от уз греха, Он истребил смерть и сокрушил Ад. Как бесценную духовную жемчужину Церковь хранит древнее песнопение – пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Этот тропарь новозаветной Церкви есть молитвенный гимн и песнь во славу Иисуса Христа – Победителя смерти и Ада, благая весть Нового Завета, пламенная проповедь о воскресшем из мертвых Спасителе, за которую апостолы, исповедники и мученики шли на страшные пытки и смерть. В радостных словах «Христос воскресе!» как молитвенная песнь Церкви земной и небесной, звучит сила нашей веры, сияет свет нашей надежды, горит неугасимое пламя нашей любви. Спаситель принес искупительную жертву на Голгофе, Он воскрес из мертвых и уничтожил метафизическое жало смерти, указал человеку путь к спасению, Своей жизнью, дал высочайший образец духовной и нравственной жизни. Христос основал Церковь с ее таинствами и догматами, богослужением и преданием, а Его Воскресение – это не только исторический факт и событие прошлого, но мистическая реальность – вечное настоящее для всех верующих. Господь уничтожил смерть, искупил первородный грех и соединил человека с Богом, дал Церковь и ее таинства, чтобы человек освободился от роковой власти зла и обратился от тьмы к Божественному Свету Истины. Многие вопрошают: «Как Христос мог победить смерть, если люди, как и прежде, умирают?» Христос как Божественный Логос дарует человеку не дурную бесконечность земного бытия  – нескончаемую жизнь на земле, а вечную жизнь как преображение личности и одухотворение вселенной. По учению Церкви «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати». Если бы Господь подарил человеку вечность в земном мире, то Он бы увековечил нашу юдоль скорби, эту галерею зла и греха. Господь дарует человеку не бессмертную жизнь в падшем мире, лежащем во зле, где текут реки крови и слез, а вечную жизнь в горнем Иерусалиме, где не будет слез, боли и мук, исчезнет время и смерть истребится. В лирическом романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», философ Николай Николаевич справедливо говорит, что верность Христу – это верность бессмертию и вечной жизни, ибо в Нем заключена «разгадка смерти и ее будущего преодоления», «идея свободной личности и идея жизни как жертвы». Религиозная жизнь интимна и сокровенна – это жизнь духа и сердца. Нельзя вдохнуть веру в душу человека, не имеющего духовного опыта Богообщения, как нельзя объяснить глухому, что такое музыка, а слепцу – свет солнца. В религиозной жизни нужен духовный слух – понимание Священного Писания и духовный взор – вера в Слово Божие. Как сказал Екклесиаст: «всему свое время». Во мне живет надежда, что придет время, и ты возлюбишь Иисуса Христа, обретешь веру в Него как в воскресшего Искупителя и Победителя смерти, и скажешь Спасителю как уверовавший апостол Фома: «Господь мой и Бог мой!»