Сомерсет Моэм роман Острие бритвы

Алексей Валентиныч
Начал зачитывать роман Моэма "Острие бритвы".И суть пока в том, что есть любовный треугольник дочь дипломата - военный авиатор - сын банкира... все бы ничего, однако молодой авиатор, недавно вернувшийся с войны страдает глубоким синдромом поиска смысла жизни и по видимому вьетнамским  синдромом + стокгольмским.

Прочитал половину  романа... очень мне напоминает "Мартин Идена" Лондона, но если Иден боролся а выживанием, то деятельность Ларри кажется мне пока непонятной.
Если смотреть по потерянному поколению и судить,  исходя из этого, даже любовь в "Фиесте" более адекватна, несмотря на все вакханалию в романе, не говоря уже о "целомудренных" немцах в "Трех Товарищах" Ремарка... а тут прямо какой-то апогей эгоизма....
И то же время Ларри умудряется вызвать симпатию - вообще я давно не читал ничего такого классного и противоречивого...


Дочитываю Моэма... очень интересные мысли об искушении самопожертвованием:

цитата:
— Я только хотел вам объяснить, что самопожертвование — страсть настолько всепоглощающая, что по сравнению с ней даже голод и вожделение — безделка. Она мчит своего раба к погибели в час наивысшего утверждения его личности. Предмет страсти не имеет значения: может быть, за него стоит погибать, а может быть нет. Эта страсть пьянит сильнее любого вина, потрясает сильнее любой любви, затягивает сильнее любого порока. Жертвуя собой, человек становится выше Бога, ибо как может Бог, бесконечный и всемогущий, пожертвовать собой? В лучшем случае он может принести в жертву своего единственного сына
— О Господи, скука какая, — сказала Изабелла.
Я оставил ее слова без внимания.


И конечно персонаж -шедевр - это душка Эллиот, я уверен, что он входит в десятку лучших образов чудаков английской литературы, а страницы, описывающие его смерть - одни из лучших страниц....


Дочитал  Моэма, если коротко и примитивно,  то это история личности, которая не захотела жить в том социальном классе, который уготовила ей судьба. Ларри избрал очень странный и тернистый путь для перехода в другой общественный строй и очень странный извилистый поиск Бога  (принятие индуской Веры - вот тот самый сюрприз, который я ждал). И чтоб достичь своей цели, он последовательно пожертвовал любимой женщиной, кругом друзей и привычным укладом жизни в целом. К концу книги автору удалось примирить меня с своим героем...