братья Стругацкие повесть Далекая Радуга

Алексей Валентиныч
Часть экологическая: об ответственности человека перед тем миром

Интересно, если бы это творилось не на чужой Радуге, а на родной планете Земля - заставил бы этот факт прекратить чудовищные эксперименты... Мне кажется это книга еще очень долго будет актуальной.... Эта история будет  актуальной до тех пор, пока человек будет лезть туда - куда ему не положено лезть.... прикрываясь иногда не менее чудовищными отговорками...  Короче сейчас эта книга мне в видится совершенно в другом свете и Горбовскому, ежели он все-таки этакий супергерой следует не бегать за ультрамонами и рассуждать о физиках и лириках -а..... взорвать лабораторию физиков ко всем чертям собачьим... хотя конечно это не выход и фанатиков этим не фига не остановишь. Гробить целый мир ради сомнительных экспериментов - это преступление.

цитата:
– Из чего надо исходить? – сказал Горбовский.– Самое ценное, что у нас есть,– это будущее…
– У нас его нет,– сказал в толпе суровый голос.
– Наоборот, есть! Наше будущее – это дети. Не правда ли, очень свежая мысль! И вообще нужно быть справедливыми. Жизнь прекрасна, и мы все уже знаем это. А детишки еще не знают. Одной любви им сколько предстоит!


и тут еще одна проблематика, очень интересная и острая:
какими мы бы умными и хорошими не были и не казались бы себя - всегда должен найтись тот, который принимает решение и взваливает на себя груз ответственности ....

Часть антропологическая:  Камилл - очень человечная машина.... или машина, которая становится человеком??

Из оффлайн интервью Бориса Стругацкого: 
1. Вопрос: Ваша «Чертова дюжина» в «Далекой Радуге» появилась в те годы, когда споры о кибернетике и о том, что может машина, а что нет, достигли апогея. Сейчас если не многое, то кое-что уже прояснилось в этом споре. Скажите, пожалуйста, если бы Вы взялись за эту тему сегодня, в наше компьютеризированное время, изменилась бы судьба Камилла? И еще. В одном из интервью Вы признались, что не поклонник счастливых концов и для ДР такой конец не планировался. Тогда почему вы «воскресили» Горбовского (хотя я лично против этого ничего не имею!)?

Евгений Николаев  < kecse@mari-el.s> Йошкар-Ола, Россия - 06/26/98 16:56:39 MSK

   Уважаемый Евгений!
   Судьба Камилла совершенно не зависит от уровня наших кибернетических знаний. Это судьба существа (я не говорю – человека), который может все, но не хочет ничего. Или – если угодно – судьба бога, вынужденного жить среди людей, с которыми ему не интересно, а без которых ему почему-то тоскливо. Но главное – это бесконечно длящееся ужасающее состояние, когда «на ответы нет вопросов».
   «Далекая Радуга» была в свое время задумана как ПОСЛЕДНЯЯ повесть о мире Светлого Будущего. Это было своего рода прощание с этим миром навсегда. Когда же, спустя полдюжины лет, мы решили снова вернуться в этот мир, мы, естественно, вернулись и к Горбовскому, без которого этот мир немыслим. Многие наши читатели никак не желают поверить или принять, что АБС никогда не ставили перед собою цель написать «сериал» о Мире Полудня. Каждая вещь этого цикла задумывалась и писалась нами, как произведение совершенно отдельное и независимое – мы просто использовали уже готовый антураж, готовые декорации, в которых так удобно было разыгрывать все новые и новые истории.

Стругацкие все время подчеркивают неприятность, уродливость Камилла... его отчужденность от всех остальных и чуждость всем людям...
И в то же время он всем симпатизирует.
Камилл - это как раз тот случай - исключение, когда машина более человечней и нравственней чем люди вокруг.