журнал Если

Алексей Валентиныч
Джек Макдевитт «Проект Кассандра» - журнал Если № 1 -2012

Я наверно просто перескажу  кратко рассказ.
Суть его в том, что в наше время русские рассекретили и опубликовали свои космические снимки 60 лет.  И на одном из снимков обратной стороны Луны четко видно некий купол искусственного происхождения. На следующий день НАСА и Роскосмос поспешно сделали заявление о том, что это есть оптический обман. Однако доблестный главный герой-американец начинает копать и докапывается до некого проекта «Кассандра». Действительно русские открыли купол в 1967м, а американцы в 1968м его уничтожили, и для этого была предпринята еще одна высадка на Луну, полностью засекреченная. Перед уничтожением из купола было извлечено послание чужого разума на древнегреческом языке (мать всех фантастов за ногу!!!), от которого у обоих правительств типа встали волосы.  Конечно герой докопался я до текста сего послания, которое гласило, что
«Любая разумная цивилизация, вставшая на технологический путь развития, обречена на гибель»
Блин, даже у нас в группе эта тема обсуждалась много раз и разных сторон и факторов: экологического, морально-нравственного, компьютерно - информационного...  и каждый раз мы приходили к одному и тому же выводу «Да, деградация и гибель». Я так понимаю, что волосенки от ужаса встали у самого автора,  который вдруг «додумался» до  этакого.
Что меня очень бесит в современной прозе так что, когда в  финале книги под видом некого великого секрета, гениального озарения или вообще катарсиса, мне подсовывается очередная банальная тупость или идиотские выводы.


Эдуардо Дельгадо Саино "Надежда на спасение"

Есть космический корабль, в котором спустя сотни лет функционирует всего один отсек. Это подсобка, которая когда служила для уборочного инвентаря. Там находится человек, больной раком на последней стадии и жить ему остается около недели. И есть там некий аппарат- изобретение чужого разума. который умеет воссоздавать копию живого организма из мертвой плоти. Аппарат создает одну ту же копию, которая когда-то сохранена в его памяти. Копию смертельно больного организма, которому жить осталось около недели. Чудно страшненький рассказ о воле к жизни.
И вот человек. надеясь на помощь извне, бесконечно копирует самого себя. Ему не нужна еда, а воды ему хватает в виде конденсата на стенах. а воздух ему регенерируют мхи, которые заполнили весь корабль
У него есть три тетради, в которых он ставить крестики. Каждый крестик - это одна недельная инкарнация, на каждой строке 20 крестиков, на каждой странице - 1000 крестиков, в тетради 100 страниц. Когда тетради законопачиваются, он начинает рисовать крестики в пробелах между старыми, потом в междустрочных интервалах. Когда каждый миллиметр тетради заполняется крестами, он начинает перечеркивать крестики, превращая их в снежинки. Каждая снежинка - это 4 инкарнации. Магнитный стилус стирается дотла и далее черточки ставятся металлическими резцами, которые он находит в коробках. Когда тетради заполняются звездочками, он начинает их рисовать на стенах.... Вообще рассказ дает вполне ощутимое и наглядное понятие о 2х вещах:
 - воля к жизни
- и что такое вечность.

Питер Уоттс «Остров» - журнал «Если» - № 2 за 2011 г.

Совершенно невероятно: миниатюрная НФ  повесть объемом в 40 журнальных страниц. И в эту повесть автор умудрился впихнуть просто немыслимую кучу научно-фантастических идей и тем:
- Контакт с негуманоидным разумом
- Космический ковчег с несколькими выжившими на борту
- Ксенофобия - боязнь и неприятие чужих
- Отцы и дети - конфликт поколений
- Бунт искусственного интеллекта, контроль за живой личностью
- Контроль и манипулирование сознанием
- Описание необыкновенной фантастической планетной системы
- И т п
На пути гигантского космического ковчега, на борту которого остались только двое: мать и сын, оказывается разумное существо. Это сфера Дайсона - гигантский биоорганический пузырь -живая разумная сфера-туманность со звездой - белым карликом в центре себя. Эта сфера делает попытку контакта, отчаянно сигналя и требуя, чтобы корабль обогнул ее . Однако бортовой компьютер не умеет или не хочет этого делать.
Автору удалось вслед за Лемом и Стругацкими придумать еще один вариант разума, непохожего на человеческий.



Прочитал я примерно полтора десятка фантастических рассказов и повестей (два номера журнала), написанных уже в этом веке. Литературный уровень очень разный и неровный, но я уловил интересную закономерность. Если в старой особенно советской фантастике (Стругацкие не в счет) люди и человеческие отношения  служили фоном для какой-либо фантастической идеи или сюжета. То теперь фантастическая идея пропала напрочь в основном, и уже фантастический элемент служит фоном для обычных сюжетов о человеке. Этот элемент чаще всего либо чужая планета либо альтернативная реальность. А сюжет чаще всего либо банальный детектив, либо любовный роман, либо  некая злободневная политическая сатира (когда можно даже угадать событие, которое привело к написанию рассказа) . Или это серьезные темы из «большой литературы» , например одиночество сироты-ребенка в мире взрослых или беспомощность личности в современной политической системы (каафкианские сюжеты).
Например очень интересная задумка: город в альтернативной реальности, где единственным транспортным средством служат канатные дороги по воздуху, но весь смысл сводится к банальной истории о любовном треугольнике.
Мне  кажется, осталось еще немного, когда фантастика из литературного жанра превратится просто в литературный прием и термин «фантастический рассказ» потеряет свой смысл.