О пространстве и времени во Вселенной

Андрей Ворожейкин
Пространство и время – это философские категории для обозначения протяженности и длительности (эмпирически проявляющихся качеств Вселенной). В истории философии (и в целом науки) наличие представлений или понятий пространства и времени никогда и никем не отрицались. Оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру, или же являются особыми свойствами самого человека как существа разумного (его системы восприятия и мышления).

Для стихийного материализма и натурфилософских представлений характерно понимание пространства и времени как объективно существующих качеств Вселенной (всего внешнего мира). Свое логическое завершение такой подход нашел в физике и натурфилософии И. Ньютона. В его концепцию были включены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Первое есть бесконечная протяженность, “вместилище” для всей материи Вселенной, а второе – равномерно текущая бесконечная длительность Вселенной. И то, и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи.

Именно такая “абсолютная независимость” пространства и времени Вселенной позволила И. Канту сделать парадоксальный вывод о том, что они, по-видимому, вообще принадлежат не миру нашего опыта, а самим познавательным способностям человека как существа разумного. Иными словами, Вселенная, существующая вне человека и безотносительно к его познанию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем ее фрагменты “вещами-для-нас”, мы оформляем их пространством и временем. Пространство и время для И. Канта – это априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, изначально присущие человеческому восприятию. По И. Канту, вывести, абстрагировать из реальности пространство и время невозможно.

Традиция объективного идеализма Нового времени продолжила платоновский подход. Пространство и время выступают как всеобщие внешние условия бытия тел во Вселенной, но созданные вместе с материей Богом или вселенским (космическим) разумом (религиозные концепции) или выступающие как формы Абсолютной Идеи (например, у Г. Гегеля).

Диалектико-материалистическое учение о пространстве и времени состояло в понимании последних как “всеобщих атрибутов и форм движения материи”. Тем самым считалось, что пространство и время неразрывно связаны с материей, а к их свойствам относились: единство прерывного и непрерывного, количественная и качественная бесконечность. Различали метрические характеристики (т.е. связанные с процессами измерения) и топологические (например, связность и симметрия пространства, и одномерность, необратимость времени).

Огромный вклад в формирование современных представлений о пространстве и времени внесла теория относительности А. Эйнштейна, выработавшая положение о едином “материально-пространственно-временном континууме”, где все три параметра взаимосвязаны и относительны друг друга. Необходимо отметить, что дальнейшее развитие физической наукой понятий пространства и времени во Вселенной привело к определенным логическим и теоретико-познавательным трудностям, поэтому в настоящее время невозможно говорить о проблеме статуса пространства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской проблеме.

Вопросы соотношения безграничности и бесконечности, обратимости и необратимости, многомерности Вселенной еще предстоит ученым осмыслить. Пристальное внимание уделяется исследователями начала XXI века новым аспектам пространства и времени – историческое (цивилизационное) пространство и время, психологическое, культурное, духовное. Понимать ли эти аспекты как грани реального бытия или лишь моменты нашего познания Вселенной? Многие вопросы остаются открытыми и на них еще предстоит дать ответы ученым. Это может произойти как в ближайшей перспективе, так и в отдаленной.