Портреты Бахметевой. Базилевские. Бутурлины. ч. I

Нина Ершова
  ЧАСТЬ I.

1.  НЕИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ, ОТПРАВЛЕННЫЕ В МОСКВУ ИЗ ИТАЛИИ.

     Единственная дочь Варвары Александровны Бахметевой ( в девичестве Лопухиной)  Ольга Александровна в 1855 году вышла замуж за Александра Петровича Базилевского. Правда, брак оказался неудачным и в 1884 году последовал развод,  который длился 2 года.  Базилевские были несметно богаты. Ольга Александровна при разводе получила дом во Флоренцию и  виллу в Кутильяно, до сих пор называющуюся "Отель Базилевской". Известно, что во Флоренции она жила в 1839 году вместе с матерью - Варварой Александровной  Бахметевой и тетей Марией Александровной Лопухиной.  Здесь был написан  портрет матери с ребенком, как упоминает в своем письме  кузине Хюгель ее сестра  - Мария Александровна Лопухина:

" Флоренция, 30 декабря

Дорогой друг, третьего дня я получила твое письмо, но не знаю, от какого числа, потому что оно не помечено. Я была совершенно счастлива его получить, я начинала уже приходить в отчаяние, не имея от тебя вестей, и хотела вскоре направить тебе дерзкое послание, даже начало придумала. Это письмо было прелестно, но хоть я и была очень им довольна, я рада, что писала его напрасно. Мне, право же, очень жаль, что ты так страдаешь. Надо, однако, надеяться, как ты и говоришь, что это болезненное состояние было кризисом. Я же сама не могу сообщить тебе очень хороших новостей, то есть лично о себе, потому что я была чрезвычайно больна. В последнем письме я ничего не сказала об этом, надеясь, что болезнь больше не вернется. С той поры, как я в Италии, я постоянно хвораю..

Сей последний месяц был чрезвычайно дождлив, хотя бывали и очень хорошие дни. Но уже два дня погода решительно чудесная, вчера было даже слишком жарко для этого времени года — пятнадцать градусов в тени. Согласись, это мило для последних дней декабря. И надо видеть, как прелестны газоны, они свежи, как у нас весной. Их скосили недели две тому назад. Впрочем, говорят, что летом газоны в этой стране весьма некрасивы, потому что они всегда сгорают от жары. Надо признать, Италия очень красивая страна, но я все же скажу, что ежели бы мне пришлось покинуть Россию, я хотела бы жить в Германии. Сегодня утром мы ездили смотреть мастерскую одного скульптора. Он по происхождению американец, но уже два года живет во Флоренции. Этого человека почитают одним из первых скульпторов, и сказать по правде он очень талантлив, особенно ему удаются античные фигуры. Замечательная работа!

Оттуда мы направились в имение маркиза д’Альбиса. Это в часе езды, место просто прелесть. Дом расположен на вершине очень высокой горы, да еще на крыше он устроил террасу, куда подымаются, чтоб полюбоваться восхитительным видом. Можно видеть Флоренцию и все окрестности. Право, я весьма довольна этим днем, давно уж я не имела столько удовольствий, ведь последний месяц, как я уже сказала, я почти не выезжала. Сейчас пишут портрет сестрицы с ребенком, картина будет очень хороша, но на это уходит много времени. Ничего не могу тебе сказать в отношении нашего приезда в Гейдельберг, Бог весть, будет ли это, я думаю, мы слишком рано начали радоваться. Сестрица теперь лечится у местного доктора, а он высказывается за морские ванны. Но он говорит, что одного лета ей недостаточно, что надо бы провести еще одну зиму в Италии, а после летом возобновить морские ванны. Я думаю, можно положительно сказать, что мы останемся здесь. Мне кажется, что сестрица имеет такое желание. Ей особенно улыбается мысль остаться еще на год заграницей, и она ежедневно заводит об этом разговор. Словом, она хочет, чтобы муж предложил ее это, но он пока молчит. Бог весть, как все это кончится, я только знаю, что слишком часто делаю над собой усилие, чтобы не бросить: “О, Господи, ну к чему вся эта комедия?” Но не станем больше говорить об этом, будь что будет... "

Лопухина М. А. Письмо Хюгель А. М., 30 декабря/1 января 1839 г. Флоренция ."

    Вот так, довольно скупо, мимолетом упоминает Мария Александровна Лопухина о  самом интересном для многих поколений поклонников поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова : о портрете Варвары Бахметевой, в девичестве Лопухиной  с дочерью Ольгой Александровной. Девочке было в ту пору два года. Мадонна с младенцем...

   Мария Александровна ничего не пишет ни о художнике, писавшем портрет, ни о том, какая  судьба его постигла. Единственное, что она отмечает, это то, что картина будет очень хороша. Если так, она определенно должна была быть выкуплена и отправлена в Россию. Вряд ли картина осталась в Италии, куда семья Бахметевых и Мария Александровна Лопухина в то время просто приехали на отдых. Но много позже домовладелицей во Флоренции окажется сама Ольга Александровна,  в замужестве Базилевская, единственный выживший ребенок Бахметевых и наследница их состояния.

    Так могла ли картина, изображающая мать и ребенка, попасть вместе с Ольгой Базилевской во Флоренцию? Могла ли дочь забрать с собой в Италию семейный портрет своей матери с ребенком? Ведь это был и ее собственный портрет в детстве. Такие вещи должны находиться в семье, что вполне вероятно на мой взгляд. Отца Ольги Николаевны Николая Федоровича Бахметева не стало в 1884 году, по сути тогда, когда произошел развод его дочери с мужем, Александром Петровичем Базилевским.  Затем Ольга Николаевна жила отдельно от мужа, в основном в Италии.

   Единственный ее сын -  Петр Александрович воспитывался дедом, по всей вероятности в Москве, где у Бахметевых был собственный дом. Жизнь сына, поначалу весьма успешная, окончилась весьма печально.

 Д А АЛЕКСЕЕВ " НОВОЕ О БАЗИЛЕВСКОЙ. "

 " В 1913 г. внук Варвары Александровны Лопухиной-Бахметевой покидает пост уездного предводителя дворянства,
 ( В 1912 году Ольга Александровна умерла - Н.Е.) но с началом первой Мировой войны, 22 сентября 1915г., избирается на должность Московского губернского предводителя дворянства и возглавляет Комитет великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям, призванных на войну.

   А еще он шталмейстер Высочайшего двора, действительный статский советник, почетный опекун и попечитель разных учебных заведений, приютов и больниц. 22 ноября, после большевистского переворота 1917 г., бежит с семьей в Кисловодск откуда возвращается в Москву 24 мая(6 июня) следующего года в вагоне«Швейцарской миссии», незадолго до покушения на В. И. Ленина и начала красного террора.

   Видный дворянин империи, очень плохо изучавший историю, был одним из первых в очереди на гильотину революции. Вероятно, он искренне поверил в то, что большевики - это недолго, как в декабре 1905 г. Перед отъездом в Москву Базилевский побывал на спиритическом сеансе, где запрашивал духа сохранит ли свое имущество в этой «передряге» и грозит ли ему какая-нибудь опасность? Перед этим скрупулезно подсчитал свое состояние, вложенное в акции и облигации разных банков и обществ. Получилась баснословная сумма в 5 миллионов рублей (!) - крепостное наследство его выпоротого дедушки. ( Богатого помещика Петра Базилевского. Но не только, ведь и семья Бахметьевых была не из бедных -Н.Е.)

Домов  П. А. Базилевский лишился, а его дневник оказался в архиве..."

  Таким образом, Базилевский лишился не только домов, но и всего остального имущества. Среди прочего мог находится "итальянский" портрет его бабушки с матерью. Удивительно но по всей вероятности неизвестно, куда поступили произведения искусства из богатого дома Базилевских. Хотя должна была быть сделана опись имущества, как поступали в то время с имуществом владельцев богатых усадеб. Но часто бывало, что картины пылились дальше в запасниках музеев, если , конечно, были туда направлены. Чаще всего хранились они под общим названием " портрет неизвестной или неизвестного. "

  Но продолжим цитировать статью Алексеева "Новое о Базилевской":

"  Здесь можно было бы поставить точку, но мы отыскали в коллекции И. Е. Бецкого (1818-1890) фотоснимок О. Н. Базилевской, и сравнили его с пред-
полагаемыми портретами Варвары Александровны Лопухиной, в надежде, что между ними отыщется ожидаемое исследователями сходство. На визитной карточке, приложенной к снимку, напечатано:«Madame Olgade Basilewsky. n;e de Bachmeteff». Ниже приписка рукой Бецкого: «Флорентийская домовладетельница». На паспарту его же рукой: «2 ее художественные работы сообщены в дар Московскому Публичному Музею из Флоренции,и отосланы в оный вместе с сим томом. Флоренция. Апрель, 1889-го года». Из примечания Бецкого, умершего во Флоренции, неясно, сама ли Ольга Николаевна писала картины, или же они ей только принадлежали, и где теперь эти полотна находятся. "

    Мне кажется интересным здесь упоминание о двух художественных работах, принадлежавших Базилевской и отосланных в Московский Публичный музей. Что это были за картины? Мне пока не встречалось упоминания об Ольге Николаевне как о художнице. Но вдруг одна из этих двух картин - это портрет ее матери с ребенком, написанный во Флоренции?   Пока это неизвестно, но ведь все возможно...

   Теперь о Бецком, человеке компетентном и уважаемом, который вряд ли отправил в Москву что-то незначащее.

Историческая справка:

БЕЦКИЙ Иван Егорович (Юрьевич) ( 1818, Москва* -- 1890, Флоренция), переводчик, прозаик, издатель.

 Незаконнорожденный сын дипломата кн. Ю. И. Трубецкого. Воспитывался в пансионе М. П. Погодина (1828--33). Учился в Моск. ун-те (1833--39), в 1842 закончил ист.-филол. ф-т Харьков, ун-та. В 1843--45 служил в Харькове, дворянском депутат, собрании, затем в губ. правлении, с 1849 чиновник особых поручений в канцелярии моcк. ген.-губернатора гр. А. А. Закревского. В 1851 вышел в отставку в чине коллеж, секр. С сер. 40-х гг. много путешествовал по Зап. Европе, с 1852 поселился в Италии, где был воспитателем своего брата И. Ю. Трубецкого. Был знаком с А. А. Григорьевым.

 Поч. чл. Харьков. ун-та (1868), Имп. публичной б-ки (1869), поч. корр. Моск. и Румянцев, музея (1869), куда он неоднократно передавал крупные коллекции собранных им за границей картин, книг и автографов (в т. ч. собрание "Флорентийская елка"). Б.-- переводчик и пропагандист творчества Жан Поля (И. П. Ф. Рихтера) (один из его псевд.-- Поклонник Жан Поля).
   
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   Кстати, здесь упомянута Флорентийская или Флорентинская Елка - собрание с интересной историей. Дело в том, что Бецкий отправлял в Россию свои тома с переплетом из белой кожи  к Новому году, вкладывая в каждый из ник веточку ели.
   Но том, о котором идет речь, он послал в апреле 1889 года. И фотография Базилевской, отправленная в этом томе, сделана в том же году, а в 1890 году Ивана Григорьевича не стало. Картины, подаренные Базилевской Московскому музею, могли быть личными и связанными с ее семьей. Как я уже писала, они вполне могли сохраниться до нашего времени и находиться в запаснике какого- нибудь московского музея.

  Совсем немного о детских годах Ольги Александровны, запечатленной вместе с матерью на неизвестном "итальянском" портрете, упомянул в своих "Записках" Михаил Дмитриевич Бутурлин. Так как семью Бутурлиных связывала дружба с семьей Бахметевых, здесь стоит подробнее рассказать о самих Бутурлиных.
А также о портретах членов семьи Бутурлиных, написанных в Италии в 1820 году Иоганном Непомуком Эндером. Семья Бахметевых не могла быть в товремя в Италии, но все же эти портреты представляют для нас определенный интерес как свидетельство высокой художественной культуры того времени.

2. ПОРТРЕТЫ БУТУРЛИНЫХ.

" Михаил Дмитриевич Бутурлин (1807-1876) принадлежал к той ветви древнего рода Бутурлиных, которая в литературе носит название "итальянской". Граф, надворный советник, действительный член Императорского Общества и древностей российских при Московском университете, автор работ по истории России XVI -XVII вв., обширных автобиографических записок, воспоминаний, многие из которых связаны с Калужским краем.

Вся семья Бутурлиных, за исключением отца - Дмитрия Петровича и самого Михаила Дмитриевича, приняла католичество. В 1817 г. вся семья (отец, мать, двое сыновей и трое дочерей) выехали в Италию. В России они больше уже не жили. Лишь Михаил Дмитриевич в 1824 г. вернулся на родину и жил здесь до конца своих дней.

Мать мемуариста - Анна Артемьевна, урожденная графиня Воронцова (1777-1854), обладала незаурядными художественными способностями, она много занималась живописью, писала акварелью, создавала миниатюры из слоновой кости.

Отец мемуариста - Дмитрий Петрович (1763-1829) владел несколькими языками, был страстным библиофилом. Им была создана одна из лучших в Европе библиотек. До 1817 г. Дмитрий Петрович - директор Эрмитажа, а затем, по состоянию здоровья, вышел в отставку, и семья покинула Россию.

М. Д. Бутурлин, вернувшись в Россию, в 1824 г. работал в канцелярии генерал-губернатора Новороссии гр. М.С. Воронцова (г. Одесса), в 1825 г. зачислен в Павлоградский гусарский полк, в 1828-1829 гг. участвовал в Русско-турецкой войне, Польской компании 1831 г. При калужском губернаторе с 1856 г служил чиновником особых поручений, далее судебным следователем по Тарусскому уезду Калужской губернии.

К своим воспоминаниям Михаил Дмитриевич приступил в 1867 г., выйдя в отставку. В воспоминаниях большой список имен, портретов государственных деятелей и военачальников, представителей придворной знати, помещиков. М.Д. Бутурлин ярко описывает военные события второй четверти XIX в.

В воспоминаниях можно найти новые сведения о жизни декабристов Е.П. Оболенского и Г.С. Батенькова, членов кружка Буташевича - Петрашевского. В одесских его заметках упомянуто имя А.С. Пушкина.

Михаил Дмитриевич прекрасно описывает музыкальную, театральную и художественную жизнь России. Всю свою жизнь он активно интересуется архитектурой, оценивает древние храмы, памятники искусства и старины.

Автор мемуаров подробно описывает сословно-родственные отношения, жизнь российского провинциального дворянства, взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.

Михаил Дмитриевич подробно описывает имения, принадлежавшие Бутурлиным и их ближайшим родственникам - Белкино и Игнатовское - Знаменское Калужской, Порздни Костромской, Бутурлиновку Воронежской, Воронцовку Тамбовской, Городище Рязанской губерний. Автором упомянуто еще около ста российских усадеб, которые располагались в Московской, Калужской, Орловской, Тамбовской и Рязанской губерниях. Среди имен владельцев встречаются как имена известных дворянских родов - Чернышевы, Голицыны, Нарышкины, Орловы, Нащокины, Хитрово, так и менее известных - Миллеры, Колебакины, Болдыревы и др.

Воспоминания М.Д. Бутурлина можно без сомнения назвать красочной картиной жизни дореформенной России. Но и не только России - часть его воспоминаний посвящена "итальянскому" периоду жизни семьи Бутурлиных.

Записки М.Д. Бутурлина, опубликованные в 1897-98, 1901 гг. в "Русском архиве" П.И. Бартенева, в настоящем издании впервые переиздаются полностью. Живо и занимательно написанные, они будут интересны всем, кто увлекается историей России XIX в."

www.museum.ru/N29182

  В своих записках Бутурлин изредка упоминает семью Бахметевых, приходившихся ему дальними родственниками. Так, например, он пишет о том, что зиму 1842-1843 годов его жена с дочерью провела в Москве, в собственном доме Бахметевых на Арбате, "насупротив Николы Явленного" по приглашению Варвары Александровны. Связано это было с тяжелым материальным положением семьи Бутурлиных. Дочери Михаила Дмитриевича и Варвары Александровны были ровесницами. Как он пишет, вместе учились и подружились. Ольге и Анетине
 ( так звали дочь Бутурлиных) было в ту пору 5-6 лет. Но они уже принимали участие в балах. Бутурлин упоминает детский бал у Екатерины Алексеевны Базилевской зимой 1842 года. В это время  сыну Базилевских Саше было лет восемь. Бал, скорее всего, устраивался для него. На нем должна была присутствовать и Ольга Николаевна Бахметева -  будущая супруга Александра Петровича Базилевского.

   Вот как пишет о свое племяннице в ту пору Мария Александровна Лопухина:

" Лопухина М. А. Письмо Хюгель А. М., 7 апреля 1842 г. Москва
Москва, 7 апреля

  Ты находишь, что я мало об себе рассказываю, но что же тебе сказать? Уверяю тебя, когда я говорю, что здорова, мне и добавить нечего. Нынче я более довольна своим здоровьем, даже весьма располнела. Я с нетерпением ожидаю хорошей погоды, так как сидячая жизнь, что я веду, вызывает у меня головные боли. Я чувствую потребность двигаться, но по такой погоде это невозможно, потому что погода у нас отвратительная. Неделю тому назад было тепло, как летом, даже шаль была не нужна, а нынче мороз, снег и дождь разом, словом, в такую погоду надо сидеть дома, а не разъезжать. Сестрица Варя в Москве с последних дней масленицы. Я нашла ее похудевшею, но у нее здоровый вид. До сей поры она была довольно подвижна, но теперь ей запретили много двигаться.

  Ее муж очень хворал по приезде, но нынче здоров. Оленька просто великолепна и вызывает восхищение всех, кто ее видит. Она очень выросла, окрепла, с прекрасным цветом лица, этот ребенок — само здоровье. Она прелестна, уверяю тебя, очень мило болтает по-французски и по-немецки, весьма рассудительна и умна. Я бы хотела тебе ее показать. Вчера она была на бале у княгини Луизы Голицыной, ее одели в красивое платье, и она была просто восхитительна. Я нахожу, что Варя стала гораздо меньше ее баловать. Смерть княгини Голицыной ( сестры Николая Федоровича Бахметева)  совершенно расстроила их планы. Они намеревались будущий год ехать в чужие края. Они хотели пару лет пожить на юге Германии, а потом немного попутешествовать. Теперь же они привязаны к Москве и не могут ее покинуть из-за тетки.  Она слишком стара, чтоб оставлять ее совсем одну, стало быть покуда она жива — никаких путешествий. Я думаю, что лето они будут проводить в деревне у тетки, а зиму в Москве, кроме сего года, потому что летом Варя родит, и у нее уже не будет времени туда поехать.

  Нынче мы собрались все вместе до мая месяца, а в ту пору Трубецкие поедут в деревню. Я хочу к ним съездить в сентябре месяце и побыть там некоторое время, потому что будущей зимою Лиза, вероятно, не приедет в Москву, их средства этого не позволяют, а потому мне придется ее навестить. Бабушка здорова, она по-прежнему в деревне и больше не желает ехать в Москву, придется и к ней съездить.

   Несмотря на желание повидаться с нею, эта поездка мне не улыбается, потому что я не могу вообразить, как я буду одна с невесткою в деревне. В Москве иное дело, есть возможность ее избегать, а там уже нет спасенья, и честное слово, она мне надоедает. В жизни я не встречала более ничтожного существа. И не я одна так говорю, нет, это общий взгляд, даже ее родные и близкие того же мнения. Можешь себе представить, какую радость я буду испытывать, оставшись с нею, да еще в деревне, просто беда! Но довольно, ведь это скучно, да и к чему снова об этом говорить."

А вот как Мария Александровна пишет о Бутурлиных:

 " Лопухина М. А. Письмо Хюгель А. М., февраль 1842 г. Москва

Москва, февраль

 Катерина Бутурлина вернулась из Италии, я ее еще не видала, так как она только что приехала. Мне очень жаль бедняжку, уж и не знаю, как они будут существовать в Москве с той малостью, что имеют. Он служит при князе Голицыне, это место дает ему две-три тысячи рублей, других доходов нету, и этим должны жить муж, жена и ребенок. В Москве это невозможно! Любопытно посмотреть, как они обойдутся. Ведь оба — ветреники, можно даже сказать сумасшедшие, потому что пороки не сделали его рассудительнее, он все тот же Бутурлин, навеки неисправимый. Я боюсь за нее, это может плохо кончиться, Бог весть, к чему только не приводит отчаяние, ежели женщина имеет так мало принципов, как Катерина...  Мадемуазель Сабурова тебе кланяется. Она все никак не разделится с братом, то и дело ссорятся и мирятся. Словом, все та же история. Князь Иван и знать ее не желает, думает только об картах, вот и все.

Право, Сашенька, нет ни одной интересной для тебя новости, ничего веселого или забавного, а все скучно или же неприятно. Я предпочитаю на сей раз больше не писать, быть может в другой раз выйдет лучше. А пока поцелуй детей и кланяйся маменьке. Вручаю себя памяти матушки и батюшки. Мой поклон всей молодежи. Нежно тебя целую и очень, очень люблю, уж это не подлежит сомнению. Поклонись графине Мари и скажи ей, что я часто вспоминаю ту минуту, когда она вошла к нам в своем монастырском платье с веревкою на поясе. Как подумаю обо всех вас, мне делается весело. И когда только я вернусь? Будешь писать к Эжену, напомни ему, пожалуйста, обо мне. Все мои родные тебя целуют. Прощай."

    Вот так, довольно жестко Мария Александровна отзывается о положении Бутурлиных, помощь которым решила оказать ее сестра. Но в какой-то степени ее можно понять. Положение самой Марии Александровны было неопределенным. У нее не было своих средств, все ее приданое досталось брату, с которым судиться она не хотела. В одном из писем Хюгель Мария Александровна упоминает, что ее брат расстратил ее деньги, но потребовать их она не решается. Ей приходилось жить в доме брата, в то время как она мягко сказать, недолюбливала свою невестку, Варвару Александровну Лопухину. В другом письме она пишет о том, что ее раздражают частые беременности невестки ( 11 детей, но выжило 7) и сестры  Елизаветы Александровны ( по меньшей мере 7), даже указывает на то что " они ей противны". Не менее часто ожидала детей и Варвара Александровна.
Но выжила лишь одна дочь Оленька, любимица матери и отца.

   Сама Мария Александрова в 1832 году готовилась к свадьбе, о чем упоминает  в письме Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот его весьма ироничное высказывание о женихе: " курносый нос, которым хорошо жаворонков нюхать". Таким образом он  как бы утешал ее,  потому что свадьба, к которой уже готовились в 1832 году,  не состоялась. Кроме того он пишет ей о ее недостатке, а именно: о  недоверии к тому, кто ее любит... Кстати, Мария Александровна любила танцевать и очень веселилась на балах - маскарадах, что отрицает встречающееся упоминание  о том, будто бы она была горбата. Мария Александровна, не имея своего состояния, полностью зависела от семьи брата, видимо поэтому она не понимает, как можно было Бутурлиным вести роскошный образ  жизни, не имея на то средств...

  Семья отца Михаила Дмитриевича была необыкновенно богата, но все средства достались Петру Дмитриевичу Бутурлину и что-то получили в приданное дочери: Мария Дмитриевна - 1795 г.рождения, Елизавета - 1804 г. рождения, Елена - 1813 г. рождения. Сохранились их портреты работы известного художника Иоганна Напомука Эндера, написанные в 1820 году в Италии. Затем Эндер переехал в Вену. Это портреты, как пишут, Петра Дмитриевича, Марии Дмитриевны и Елены Дмитриевны. По поводу атрибуции портрета Елены у меня возникли сомнения. Это мог быть портрет Елизаветы Дмитриевны, которой было в 1820 году 16 лет, а Елене Дмитриевне - только 7, а Эндер изобразил молодую девушку, а не ребенка...

  В Музее города Обнинска (где раньше находилась усадьба Бутурлиных - Н. Е.) сохранились акварельные портреты Бутурлиных работы  неизвестного художника. Это акварельная  копия работы неизвестного художника с портрета Михаила Борисовича Бутурлина работы Карла Брюллова и акварельный портрет, по всей видимости работы  того же художника Елизаветы Дмитриевны Бутурлиной. Существует еще один портрет Елизаветы Дмитриевны, с которой был особенно дружен Михаил Дмитриевич, о котором пишут иногда, что это портрет работы Карла Брюллова, иногда, что это портрет работы Эндера. По манере письма автор, на мой взгляд, именно Эндер, а вот акварельная копия  могла быть сделана с портрета Карла Брюллова. Таким образом, некоторые портреты Бутурлиных сохранились в России до настоящего времени, несмотря на все перепетии, связанные с революционным временем. Как хотелось бы, чтобы где- то хранились и портреты Вареньки Лопухиной, в замужестве Бахметевой...

3. ПОРТРЕТЫ  ВАРВАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - НАСТОЯЩИЕ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ.

  Все известные на сегодняшний день портреты  Варвары Александровны являются предполагаемыми. Даже акварели, выполненные Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Один из предполагаемых портретов - миниатюра Вареньки Лопухиной работы Пьера Эдмонта Мартина ( Он подписывался именно Мартин, иногда его фамилию пишут как Мартен - Н. Е.) на основании  портретного сходства  с рисунками Лермонтова атрибутировала известный искусствовед Ирина Чижова. Приводит она и другие доказательства подлинности портрета в своей работе:

ИРИНА ЧИЖОВА

" Есть у нас и ещё доказательства, которые относятся уже не к иконографическому характеру. Обратимся к известным «Запискам» Екатерины Сушковой. Там есть такая запись:

«В мае месяце 1833 года мы поехали в Москву, одна из моих кузин выходила замуж за очень богатого и знатного человека». Речь идёт о браке будущей знаменитой поэтессы Е. П. Сушковой с графом А. Ф. Ростопчиным. Далее Е. Сушкова описывает подробности предсвадебных волнений, открыто завидуя цветущему, весёлому и счастливому виду своей кузины.

Именно такой изобразил её Э. Мартен в миниатюре, которая была опубликована во II томе «Русских портретов», изданных вел. кн. Николаем Михайловичем (СПб, 1905 — 1909). Теперь местонахождение портрета неизвестно. Судя по костюму, эта миниатюра относится к началу 30-х годов, значит, Мартен писал Ростопчину в Москве, ведь в Петербург она переехала только в конце 1836 года. Скорее всего, портрет относится к 1833 году, выполнялся заказ как подарок жениху.

В Москве Евдокия Ростопчина чаще всего встречается со своей кузиной Екатериной Сушковой, с её ближайшей подругой Сашенькой Верещагиной и родственниками последней — семьёй Лопухиных. Круг замкнулся. Все, кого мы назвали, были не только друзьями, которые встречались ежедневно, но и близкими соседями.

Обычно художники писали одновременно близких друг другу лиц, так было принято. И если подпись Мартена есть на портрете Е. П. Ростопчиной и предполагаемом портрете В. А. Лопухиной, то миниатюра Е. А. Сушковой, хранящаяся в Институте русской литературы АН СССР, без подписи, и считается произведением неизвестного художника. Однако, сравнивая костюмы, причёски, манеру писать глаза и складки платья, мы приходим к выводу, что все три портрета писал один художник — Мартен, и при том писал примерно в одно время.
( На мой взгляд, портрет Сушковой написал другой художник, поскольку иная манера письма на указанном портрете. - Н. Е. )

Интересно и то, что как будто сходные по костюмам и причёскам миниатюры передают очень разные образы, характеры. Ростопчина и Сушкова — родственницы, у них есть общие черты. Все современники особо отмечали их тёмные, красивые, выразительные глаза. Но у Сушковой лицо капризное, даже чуть надутое, в огромных глазах тревога и печаль. Она упорно ищет себе друга жизни и не находит.

Судьба же Ростопчиной в то время устроилась блестяще. Вот как о ней пишет современник: «Гр. Ростопчина была жива и умна, её разговор походил на блистательный фейерверк. Блеск её ума мог соперничать разве с блеском её обыкновенно задумчивых и томных глаз с большими ресницами...» Такой и изобразил её Мартен, накинув на пышные плечи счастливой невесты боа из дорогого меха. Выйдя замуж, она стала очень богата.

Но как контрастно по сравнению с Ростопчиной предстаёт на портрете Варенька Лопухина! Прозрачный шарф окутывает её хрупкие плечи и длинную гибкую шею. Лицо доброе, нежное, с печатью тайной грусти в глазах, оно выражает покорность судьбе. Через два года, в 1835 году, Лопухина покорится настоянию родителей и выйдет замуж за нелюбимого и пожилого Н. Ф. Бахметева. ..."

   НО ВЕДЬ ЗДЕСЬ ВПОЛНЕ МОЖНО ВОЗРАЗИТЬ . .. Начнем с того, что Бахметеву на момент свадьбы в 1835 году было всего 36 лет. Во вторых, Бутурлин пишет, что брак был удачным и счастливым вплоть до кончины Варвары Александровны в 1851 году. Варвара Александровна сожалела о том, что у нее только один ребенок и даже хотела взять на воспитание дочь своей старшей сестры Елизаветы Александровны, как пишет в письме Хюгель Мария Александровна.

  Кстати, о Елизавете  редко кто вспоминает, а ведь в этом 1833 году, когда был написан упомянутый Чижовой миниатюрный портрет художника Мартена, она вышла замуж за "Эола" Трубецкого. Как пишет в своем письме дочери Надежда Осиповна, сестра Александра Сергеевича Пушкина, Елизавета Александровна Лопухина была "девица красивая и любезная". В ту пору ей было 24 года, а Варваре только 16. Миниатюра, как и портрет Ростопчиной могла быть написана в подарок жениху, как было принято в то время. При этом вполне возможно портретное сходство сестер. Это еще один вопрос к предполагаемому портрету Вареньки Лопухиной, портрету - миниатюре, написанному Мартеном...

   Немного об этом художнике, написавшем целый ряд миниатюр известных женских образов: Смирновой - Россет, Юсуповой, Святополк Четвертинской, Раевской и других:

Пьер Эдмон Мартен (* в 1783 году в Ла-Рошели; † в 19 веке. Век) - французский художник и реставратор.

Мартен  в Париже был учеником художника Винсента. Позже он провел четыре года в Риме и работал на него – снова в Париже – как художник.  Как реставратор восстановил  картины из галереи герцога Бордо в Елисейском двореце, герцога Blacas, Marquis de Bruc, графов Maurice и баронов La Ch;tre.


Martin, Pierre Edmond. В: Ганс Фольмер (Изд.): Общая энициклопедия художников от античности до современности. Основатель Ульрих Thieme и Феликс Беккер. Том 24: Mandere–M;hl. E. A. Seemann, Leipzig 1930, стр. 162.

  В работе Т.М Аболиной  и М. И. Стихиной: " Варвара Лопухина в рисунках и акварелях Лермонтова" тоже под сомнение ставится атрибуция Чижовой.

" Из воспоминаний родственницы Лопухиной, О.Н. Трубецкой, и со слов
первого биографа Лермонтова П.А. Висковатого известно о портретах Варвары
Александровны, которые были выполнены не Лермонтовым и являлись собствен-
ностью семьи. «С портрета, оставшегося у меня в Москве, — пишет О.Н.Трубецкая, — глядят большие, кроткие, темные глаза, и весь облик ее овеян тихой  грустью» . В сноске к данному абзацу помечено И.С.Чистовой, что
в настоящее время сведений об этом портрете нет. По свидетельству П.А.Виско-
ватого, «года два тому назад мне удалось видеть большой портрет той же особы
(Лопухиной. — Т. А., М. С. ), сделанный масляными красками хорошим  художником». Этот портрет попытался разыскать С.В.Чекалин, но также безрезультатно.( Об этом, до сих пор не найденном портрете и о предполагаемом художнике, написавшем его, я подробнее написала во второй части. - Н. Е.)
Чекалин -автор работ о Михаиле Юревич Лермонтове, наш современник. Ему удалось найти и расшифровать неизвестный рисунок Лермонтова, но портрет из дома Трубецких найти ему, к сожалению, не удалось.- Н. Е.)

В  настоящее время получил широкую известность портрет Лопухиной 1833 г. работы художника Э. Мартена (портрет хранится в Литературном музее в Москве). На миниатюре изображена юная девушка в светлом платье с мечтательным и одновременно грустным взглядом. Однако, на наш взгляд, не стоит забывать, что данная работа является всего лишь предполагаемым портретом Лопухиной и необходимо провести его дальнейшее исследование и атрибутирование. Начало отнесения данного портрета к личности Лопухиной положили работы И.Чижовой ,
но эта версия требует более тщательного рассмотрения и уточнения. Также почти ничего не известно о создателе этого портрета — художнике-миниатюристе, работавшем в России в 1810–30-х гг. и оставившем несколько миниатюр знаменитых людей своего времени (поэтессы Е.Ростопчиной, С.Н.Раевской и др.)"

   Как видим, попытки отыскать бесспорные портреты Варвары Александровны  пока не увенчались успехом. Но может быть, это только пока...

  Как вспоминает о портрете Варвары Николаевны ее внучатая племянница Ольга Николаевна Трубецкая, он оставался у нее в Москве, во всяком случае, в предреволюционные годы.

  Трубецкая Ольга Николаевна (1867–1947) – живописец, писательница, автор мемуаров. Третья дочь Н.П. Трубецкого, сестра С.Н. Трубецкого. Подготовила «Материалы к биографии князя Черкасского», составила «Семейную хронику» о нескольких поколениях князей Трубецких, мемуары «Князь С.Н. Трубецкой. Воспоминания сестры». Как живописец она участвовала во многих выставках. После революции её брат Григорий писал: «у неё было положение художницы, которое давало ей некоторое право быть терпимой в большевистском строе. Это же фактически помогало ей жить; она выгодно продавала свои картины – интерьеры старинных домов. Чем больше разрушали старину и быт, тем больше ценились хотя бы его изображения». В 1918 г. входила в Московский художественный кружок. В 1922 г. Ольга Николаевна уехала к брату в Париж.

   Одна из ее работ, недавно проданная на аукционе, представляет гостиную в доме Трубецких.

"  1912 г.
Холст на картоне, масло
49,6 х 67 см
Справа внизу авторские монограмма и дата: «1912». "

  На этом полотне можно отчетливо видеть портрет женщины в белом чепце, висящий над диваном. Мог ли это быть портрет Варвары Александровны?  Невольно вспоминается акварель Лермонтова, где Варвара Александровна изображена именно в таком головном уборе. Но даже в таком изображении видно, что картина довольно большая и хорошо написана. Картину видел биограф Лермонтова Високоватый, значит она уже в то время хранилась в доме Трубецких. Но куда же исчезло полотно? Продано ли оно с аукциона, как работа Ольги Трубецкой или хранится в запаснике музея по общим названием "портрет неизвестной " ?
Это только догадки, но вполне вероятно, что кто-то займется поисками, поскольку ранее предпринятые попытки результата не дали.
Но все же очень хотелось бы увидеть достоверный портрет Варвары Лопухиной, в замужестве Бахметевой.


НА КОЛЛАЖЕ: портрет Варвары Лопухиной (Бахметевой) работы Пьера Эдмонта Мартина, портрет его работы Зинаиды Юсуповой (Нарышкиной), портрет с аукциона его работы Смирновой-Россет, гостиная в доме Трубецких, портрет Растопчиной работы Пьера Эдмонта Мартина.

Второй ряд: портрет Петра Дмитриевича Бутурлина работы Иоганна Непомука Эндера, 1820 г., портрет Марии Бутурлиной его работы, портрет Елизаветы Бутурлиной (Эндер?), портрет Елены Бутурлиной(? или Елизаветы?) Иоганн Непомук Эндер, Музей города Обнинска Акварельные портреты Бутурлиных.

Крайний справа - портрет Елизаветы, работы неизвестного художника.