Правительственное задание

Михаил Поленок
                (очерк)
                1. Вступление

   Проходят десятилетия, память тускнеет и стирает отдельные эпизоды прошедших событий, казавшиеся ранее яркими, оставляя порой не важные и не значимые в прежнем понимании, но заново осветлённые реальной практикой времени страницы.
В настоящий момент в средствах массовых информаций немало написано и уделено внимания важному для истории многих стран мира саммиту глав государств СССР — США в декабре 1989 года на Мальте. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачёва и Президента США Джорджа Буша (старшего) была не официальной, но её высокая значимость заставляет периодически возвращаться обратно, заново анализируя и обсуждая её результаты. При этом часто даются различные оценки и итоги. Диаметрально противоположные толкования во многом зависят от самих оценивающих, их жизненной платформы, политических взглядов и последовавшего в дальнейшем влияния принятых решений на целые государства и ближний срез окружения самих авторов. Запад особо акцентировал внимание на важности данной встречи, как завершившей длительный этап «холодной войны». Это же подчёркивал по ходу ведения диалога на Мальте и Горбачёв: «...мир порывает с «холодной войной» и вступает в длительный период мирного развития». Бравурные слова, способствовавшие  в дальнейшем реальному развалу СССР и целой системы стран без учёта интересов их народов, приобретают сегодня совсем иной смысл...

   Спустя значительный период времени, стала понятна простая, но проверенная практикой и надёжная система обмана своего народа, применявшаяся Горбачёвым. Не без подсказки Раисы Максимовны, он использовал при этом методы показной демократии – наигранную открытость, мнимую простоту, «хождение» в народ.
   Однако, уважаемый читатель, оставим политику специалистам и посмотрим на некоторые особенности охраны главы СССР за пределами своей страны, при нахождении на Мальте. Главной из них было привлечение спецназа Военно-морского флота (ВМФ) для обеспечения подводной безопасности встречи. Впервые подразделение специальной разведки Балтийского флота (БФ) было успешно использовано для выполнения данной задачи в октябре 1986 года в ходе личной встречи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР М.С. Горбачёва с президентом США Р. Рейганом в порту Рейкьявик – столице Исландии. Тогда о миссии, выполняемой водолазами-разведчиками, ничего не сообщалось в прессе. В декабре 1989 года программа «Время» впервые приоткрыла завесу секретности, сняв видеосюжет с места работы спецназовцев на турбоходе (т/х) «Максим Горький», по ходу их подготовки и спуска под воду. Однако роль балтийского морского спецназа, во многом способного «дать фору» американским «морским котикам», до сей поры   остаётся загадочной и неопределённой. Различные источники толкуют её не однозначно, а часто и запутанно, не разделяя задач, выполнявшихся балтийцами, от задач, которые решались специальным подразделением водолазов Черноморского флота (ЧФ) по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС),  находившимся  на ракетном крейсере «Слава». 

   Наиболее полно и предметно деятельность части специального назначения БФ с момента её зарождения раскрыта в книге бывшего старшего матроса этой части водолаза-разведчика Александра Ржавина «Морские дьяволы. Из жизни водолазов-разведчиков БФ». Проведённая им  исследовательская и аналитическая работа заслуживает глубокого уважения, однако охват автором значительного периода времени, даже при большом объёме изложения, не позволили конкретно раскрыть детали и внесли определённые неточности в Мальтийский эпизод. При этом сыграл свою роль и недостаток информации с места событий.
   Как участник и руководитель мероприятий хотел бы, вернувшись в тот исторический период, пусть субъективно, но  восстановить реально проходившую подготовку с последующим выполнением задач в бухте Марсашлокк острова Мальта особым подразделением - спецназом Балтийского флота. Его костяк составляли специалисты, прошедшие боевую работу в Рейкьявике.

                2. Рейкьявик

   Пионерами отработки тактики использования советского морского спецназа в реальных условиях выполнения правительственного задания стали водолазы-разведчики БФ. Им пришлось обеспечивать подводную безопасность парома «Георг Отс» и океанского лайнера «Балтика» в ходе Исландского саммита  11-12 октября 1986 года.
Сформированная команда состояла из 37 человек: 5 офицеров, 4 мичмана, 28 – срочная служба. Старшим был назначен капитан 2 ранга Олейник В.С. Партийно-политическое обеспечение осуществлял замполит капитан 2 ранга Химченко С.Н. Для выполнения задач одновременно на двух объектах, команда была разделена на 2 группы (приложения №1 и №2). Старший группы №1 («Георг Отс») - Олейник В.С., группы №2 («Балтика») – капитан 3 ранга Павленко С.В. Посадка групп, переодетых в гражданскую форму одежды, производилась в портах: Ленинграда – на лайнер «Балтика», Таллина – на паром «Георг Отс». На них же находились представители СМИ, МИДа, охрана из 9-го Управления КГБ, обслуживающий персонал.

   Суда прибыли в Рейкьявик за сутки до появления первых руководителей СССР и США. Ошвартовались рядом, к противоположным сторонам  одного и того же причала. М.С. Горбачёв с супругой Раисой были доставлены воздушным транспортом, а затем разместились на «Георге Отсе», где находились трое суток. Р.У. Рейган с супругой Нэнси расположились на американской базе патрульной авиации Кефлавик.
   Для контроля подводной обстановки водолазные спуски осуществлялись с момента прибытия судов в порт Рейкьявика и до их ухода. Водолазы уходили под воду для обследования корпусов и  прилегающей акватории связками в паре, продолжительностью два часа, имея при себе подводные фонари и ножи водолаза.
   Руководство водолазными работами осуществляли: на пароме – Олейник В.С., на лайнере – Павленко С.В. Водолазные посты были оборудованы на платформе, спущенной с грузового порта «Георга Отса», и на борту «Балтики». Спуск (подъём) водолазов осуществлялись по трапу («Георг Отс») и с использованием беседки («Балтика»). Обязанности командиров спуска выполняли: на «Георге Отсе» - капитан-лейтенант Ковалёв В.Н. и мичман Пиванов М.Н., на «Балтике» - капитан-лейтенант Колесник А.И. и мичман Васильев А.Ф.

   В первый же день, сразу после прибытия, для первичного контрольного обследования  обстановки под воду спустился Ковалёв В.Н. После его подъёма поступило приказание о немедленном докладе результатов лично начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил СССР — первому заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза Ахромееву С.Ф. Владимир Николаевич службой безопасности был сопровождён к высокому начальнику.
   Особую специфику водолазным спускам, кроме жёстких предваряющих инструктажей и высокой ответственности, придавали специфичные приливы-отливы. Наибольшая высота прилива в Рейкьявике (район маяка Гротта) составляла 3,7 метра. В результате этого природного явления мощные течения вносили и выносили огромные массы воды незамерзающего залива Факсафлоуи. Корпуса судов «на глазах» падали вниз, прижимая водолазов к грунту. Это была настоящая психологическая проверка устойчивости разведчиков. При максимальном отливе рабочий диапазон между корпусами судов и заиленным грунтом сужался и составлял менее 1 метра, что создавало реальную опасность для жизни водолазов. Первыми с этим столкнулись, делясь затем опытом с товарищами, наиболее подготовленные водолазы: Ковалёв В.Н. («Георг Отс») и Колесник А.И. («Балтика»).

   Спуск и подъём водолазов осуществлялся спускоподъёмным устройством с упрощённым вариантом водолазной беседки в виде рамной конструкции («корзины»).
Не обошлось и без неприятностей. В ходе работы под водой матрос Василий Рак сбил дыхание, а в результате получил кислородное голодание и отравление углекислым газом. Водолазу, потерявшему сознание уже при выходе из воды, мгновенно пришёл на помощь его командир — Колесник А.И. Увидев вываливавшегося из беседки Василия, Андрей Иванович, понимая критичность ситуации и не медля ни секунды, решительно бросился с пятиметровой высоты в воду. В этот момент он не размышлял о соответствующей личной экипировке (был одет в обычную куртку и  обут в кроссовки), а целеустремлённо имел одно желание — быстрее помочь. Тренированный психологически и спортивно накачанный физически он успел обхватить  ногами обмякшее тело подчинённого и удержать его от погружения обратно в воду. Затем, напрягая все усилия и обдирая кожу рук о трос лебёдки, втянул Василия в беседку и поднял его на борт судна. Решительно разрезав гидрокомбинезон, Андрей Иванович сразу начал делать ему искусственное дыхание. Помогал Колеснику А.И. спасать товарища страхующий водолаз Роман Маркевич. Потерявшему сознание водолазу в дальнейшем была оказана профессиональная помощь врачами. Через сутки Рак В.В. опять мужественно ушёл под воду выполнять задачу.

   Были и настоящие проверки бдительности и мастерства спецназовцев, пройденные ими с честью.
- Офицеры — под воду! - резкая команда с мостика привычно «бросила» лучших специалистов на водолазный пост.
Неопознанный круглый объект, обнаруженный гидроакустиком, приливным течением сносило к борту судна.  Колесник А.И. экстренно  ушёл под воду. Объект, похожий на мину, имел прикреплённый к нему тросик, таинственно уходивший в глубину. Нервы у всех были напряжены, но водолазы работали уверенно и профессионально. Умелыми действиями Колесника А.И. и Ковалёва В.Н. все «мины», а их за период работы оказалось четыре, были своевременно нейтрализованы на безопасном удалении от корпусов охраняемых объектов.
- Обнаружены две малоразмерные цели, неопознанные, приближаются, - лаконичный доклад старшины  гидроакустической станции (ГАС), работающей в активном режиме, не застал водолазов врасплох.
   Как всегда в полной готовности к спуску оказался Колесник А.И. Мутноватая водная среда встретила его настороженно и даже враждебно. Мелькнувшие вдали тени тут же исчезли.

   По ходу подводных работ доверие водолазам  со стороны руководства возрастало. Использование  ГАС в режиме излучения для освещения подводной обстановки было прекращено, акцент был сделан на работу водолазов. Интенсивность спусков в расчёте на одного человека  резко увеличилась. Надёжно и высокопрофессионально работали разведчики: Авдонин И.А., Борисов И.В., Ковалёв В.Н., Колесник А.И., Максимцев В.Н., Михалёв А.М., Пиванов М.Н.,  и многие другие.

   Встреча М.С. Горбачёва с Р. Рейганом проходила в доме Хёвди (северная часть Рейкьявика). Возведён он был в 1909 году. Из его окон открывается красивая морская панорама. Изначально в нём проживал консул Франции, затем местный поэт Эйнар Бенедихтссон. В настоящее время дом Хёвди открыт для посещения туристов, которым показывают сохранившуюся с момента саммита обстановку.

   После убытия М.С. Горбачёва водолазам была организована экскурсия в город (приложение №3). По мнению участников (Ковалёва В.Н., Борисова И.В.) встречали их тепло и радушно, принимая как друзей. Рейкьявик имел вид дружелюбного и спокойного города. Неудивительно, что в дальнейшем, используя горячую воду из геотермальных источников на северо-западе города,   он станет самой чистой столицей Европы.

   Исполнение основных ответственных профессиональных обязанностей на «Балтике» было возложено на Колесника А.И. (приложение №4) , поэтому даже на заключительной экскурсии в Рейкьявик ему побывать не пришлось. В это время он лично производил осмотр устройств винторулевой группы корабля, выйдя из-под воды только перед подъёмом якорей и дачи хода   для возвращения домой.

   Возвращение групп на Родину после выполнения задачи состоялось тем же маршрутом и морскими судами, что и в Рейкьявик. Непосредственная доставка из Ленинграда и Таллина была произведена воздушным транспортом. Общее время специальной командировки составило 17 суток (1-18.10.1986г.).
 
   По итогам выполнения правительственного задания специальная команда БФ получила отличную оценку. Наибольшее количество часов работы под водой в сложных условиях набрали водолазы-разведчики: Ковалёв В.Н., Колесник А.И., Авдонин И.А., Борисов И.В. Многие из участников были награждены командованием БФ и ВМФ с вручением знаков «За дальний поход».

                3. Подготовка к Мальте

   С получением распоряжения на выполнение правительственного задания уже с 10.11.1989 года была начата комплексная работа всех уровней по отбору кандидатов для заграничной командировки. В ней приняли участие представители Главного штаба (ГШ) ВМФ (капитаны 1 ранга Важов В.И. и Ценин В.С.), БФ (вице-адмирал Корниенко А.И. – член Военного совета, капитаны 1 ранга Касьянов В.П. и Шорин В.И.), разведки БФ (капитаны 1 ранга Висовень В.С., Ковалёв Л.В., Пузырный Е.В.) и органов государственной безопасности.

Параллельно с проведением собеседований прошли собрания с разъяснением целей командировки и постановкой задач участникам: 10 ноября - офицерское, 15 ноября - партийное и комсомольское.
   Основанием для выполнения специального задания явилась директива ГШ ВМФ от 13.11.1989г. №7-СПБ.

   16 ноября командующим БФ адмиралом Ивановым В.П. был утверждён согласованный со всеми ведомствами список участников для выполнения специального задания. В него вошло 30 человек, в том числе врач-физиолог флота подполковник Дружинин В.В. и представитель контрольных органов Титенко А.И. Качественный состав участников можно было оценить по следующим параметрам: воинскому званию или категории личного состава (офицеров — 6, мичманов — 4, срочной службы — 20, из них 8 - старшины), классности (мастеров и 1-го класса — по 7 человек, 2-го  класса — 11 человек, 3-го класса — 5 человек), партийности (коммунистов — 13 человек, ВЛКСМ — 14 человек, беспартийных — 3 человека, в том числе 2 мичмана и 1 матрос).

   После формирования группы началась  её подготовка по утверждённому плану. Личный состав группы заново сдавал соответствующие зачёты и выполнял практические контрольные упражнения по использованию оружия и спецсредств. 16 ноября проводились стрельбы из специального подводного пистолета «СПП-1» в тире части, а затем подводные - в озере. Около него находилась группа офицеров - руководителей. Пуля - 115-ти миллиметровой длины стальной игловидный стержень внезапно упала у ног проверяющего, бодро стоявшего на открытом участке побережья озера с тыльной стороны водолазов-разведчиков, стрелявших в мишень под водой.
- Кто бросает? Что за шутки? - строго произнёс, в негодовании взъерошив брови, капитан 1 ранга Ковалёв Л.В.
- Это «СПП» шутит из-под воды — рикошет, - спокойно заметил руководитель стрельб – начальник штаба части спецназа капитан 2 ранга Олейник В.С. - Лучше отойти за здание, - предусмотрительно добавил он.
- Видно ствол кривой? - шутливо и с иронией произнёс замполит, суетливо и нервно подёргивая плечом.
- Плотность водораздела резко изменяется — отсюда такой неожиданный эффект, - пояснил сдержанно Олейник.
- Немедленно, всем уйти в укрытие! - приказал Ковалёв, уважительно рассматривая поднятый с земли внушительной длины стальной стержень и поспешно уходя за здание.
   
   16 ноября автомобильным транспортом тыл флота доставил в часть широкий ассортимент одежды.  Началась экипировка участников в гражданскую форму.  Все элементы были высокого качества и европейского производства. Выбор и примерка костюмов, рубашек, галстуков и обуви, по заранее заказанным параметрам, вызвали особое оживление.
- Ваня, теперь тебя никто не признает - выглядишь, как пижон заграничный, - заметил Олег.
-  Жаль, что нельзя показаться в таком виде родным, вот бы обрадовались, - отреагировал Иван.
- Почему нельзя? Командир костюм домой брал, - намекнул Александр.
- Брал для примерки, а жене объяснил, что хочет его приобрести, - пояснил старшина роты.
-  Пацаны, в таком прикиде, наверное, нам теперь и пиво можно будет пить, - весело заметил балагур Домогацкий.
- Жди! «Раскатай губы шире». Займись лучше подготовкой снаряжения, - оборвал старшина.

   Парные спуски под воду и тренировки в поточно-декомпрессионной камере «ПДК-2» были привычными. Под руководством инструктора по физподготовке были отработаны и специальные физические упражнения борьбы под водой.
   19 ноября все мероприятия по слаживанию и подготовке специальной группы — команды были выполнены. В этот же день прибыл представитель ГШ ВМФ капитан 2 ранга Шмелёв Ю.А., исполнявший в дальнейшем  обязанности  заместителя руководителя группы. Руководитель группы — представитель ГШ ВМФ капитан 1 ранга Ковалёв В.Н. встретит спецгруппу в Одессе на борту т/х «Максим Горький». Старшим команды был назначен капитан 2 ранга Поленок М.Д., водолазным специалистом - капитан 2 ранга Олейник В.С.
   В ходе подготовки были исполнены списки личного состава и имущества, планы подготовки и партийно-политической работы на весь период, включая выполнение задач в Средиземном море.

   20 ноября представителями ГШ ВМФ, БФ, разведки флота водолазы-разведчики, их имущество, вооружение и военная техника были подвергнуты всестороннему контролю готовности к выполнению поставленных задач.  Имущество и техника затем были загружены в автомобиль КАМАЗ. Личному составу выписаны командировочные предписания и продовольственные аттестаты. Для доставки группы воздушным путём исполнены  список военнослужащих (31 человек) и опись груза, перевозимые на самолёте.

   21 ноября в 05.40 спецгруппа убыла из пункта постоянной дислокации.
Военно-транспортный самолёт «АН-12», привычно опустив аппарель, сиротливо стоял в сторонке  на аэродроме Храброво готовый принять  водолазов-разведчиков и их груз. Рядом, осматривая самолет, возился его борттехник. Таинственно зиял вместительный грузовой отсек, откуда уже были демонтированы два средних ряда сидений, освободив значительную площадь  под размещаемый груз. Работяга «АН-12» многим из нас нравился своей мощью, спокойным нравом, да и привыкли к нему, так как частенько осуществляли прыжки с парашютом или переброску групп в районы учений.  Имея четыре турбо-винтовых двигателя, он чем-то напоминал былинного русского богатыря Илью Муромца. Привычные к физическим нагрузкам разведчики быстро произвели разгрузку КАМАЗа. Наличие у транспортника большого грузового люка и погрузочной кран-балки значительно облегчили его загрузку. Всё было подчинено выполнению главной задачи, поэтому говорить о соблюдении обязательных повседневных требований безопасности не приходилось. Весь комплект разнородного и взрывоопасного груза находился в одном месте — грузовом отсеке, закреплённый сеткой и растяжками: баллоны с кислородом, бензин, масло, спирт, химическое вещество («О-3», «ХПИ», «ВПВ), оружие и техника.  Разведчиков провожали представители флота капитаны 1 ранга  Висовень В.С., Ковалёв Л.В., Касьянов В.П.
   Перед вылетом каждому участнику были выданы паспорта моряков с соответствующей судовой ролью. Партийные, комсомольские и военные билеты были собраны и сданы на хранение.
   Вылет с аэродрома Храброво «АН-12» произвёл в 09.10, а в 12.00 уже осуществил посадку в аэропорту Одессы.

                4. Турбоход «Максим Горький»

   В 14.00 прибыли в Одесский порт. Доставленный груз разместили, выставив охрану, около пришвартованного к стенке т/х «Максим Горький». Перед нами был величественный лайнер, огромной глыбой нависающий над остальными судами. В тоже время стройные обводы его белоснежного корпуса, ажурность надстроек в сочетании с гигантскими размерами одновременно создавали впечатление большой, но лёгкой птицы, воспарившей ввысь. Внушительными формами  судно сразу напомнило известный «Титаник». В дальнейшем оказалось, что и в судьбах они чем-то схожи, трагично получив пробоины в северных широтах.
   «Максим Горький», экстренно снятый приказом сверху с планового круиза, уже закончил пересадку советских туристов на турбоходы «Леонид Собинов» и «Фёдор Шаляпин». Шла спешная подготовка к походу, включая техническую готовность, материально-техническое обеспечение. Вопросы безопасности контролировало 9 управление КГБ СССР.

   Во второй половине дня занимались размещением по каютам 4-й палубы судна (офицеры — по 2 человека, личный состав — по 4) и обустройством быта. Хотя обустраивать особо было нечего. Такой шикарной обстановки не ожидали увидеть. Все каюты имели ковровое покрытие, диван, ванную с туалетом, телефон и цветной телевизор. Некоторые разведчики, привыкшие к упрощённым условиям, даже не сразу смогли разобраться с новой технологией быта, в том числе: назначением трёх полотенец для каждого, электрофена в ванной и возможностями многоканального телевизора. Смена постельного белья осуществлялась ежедневно. После обеднённой среды обитания с существовавшими уже проблемами по питанию, недостаткам вещевого обеспечения и просмотром низкокачественного чёрно-белого телевидения  это были райские условия.

   На следующий день произвели загрузку имущества со стенки на судно. Налаженная система жёсткого контроля соответствия безопасности лайнера  предъявляемым требованиям и здесь, как на самолёте, не коснулась сложного спецназовского груза, объединявшего в единое целое не совместимые слагаемые.
   В первой половине дня в целях изучения устройства судна и особенностей его подводной части механиком турбохода Семеренко О.Т. было проведено занятие. Водолазы, переодетые в униформу экипажа, ничем не отличались от основного контингента. Они с интересом слушали докладчика, задавая вопросы и уточняя по схемам и макету нахождение тех или иных подводных устройств, горловин и шпигатов.
- Судно, как человек, имеет славные и даже мужественные страницы в своей истории, - начал механик, чтобы заинтересовать слушателей.
- Какой истории? Обычный пассажирский круизный лайнер. Это же не военный корабль, - не выдержали разведчики. 
- Да, не военный, - задумчиво проговорил докладчик. – О «Титанике» слышали?
- Конечно! Кто же не знает трагическую судьбу этого гиганта? – раздались голоса слушателей.
- Вот и наш турбоход полгода назад попал точно в такую же ситуацию. Во многом благодаря профессионализму экипажа, спасателей и главного механика Пономарёва Бориса Фёдоровича пассажиры и судно были спасены.
- Расскажите, что произошло? – с интересом попросили водолазы.
- 20 июня 1989 года «Максим Горький» следовал курсом Исландия – Шпицберген. На борту находилось 575 туристов и 378 членов экипажа, - Семеренко сделал паузу, как бы интригуя, затем продолжил. - В Гренландском море, когда до Шпицбергена оставалось 130 км, оказались в ледовой обстановке. Судно получило 3 пробоины, были затоплены 2-й, 3-й и 4-й отсеки, в том числе 2 ресторана из трёх («Крым» и «Море»). Было принято более 6000 тонн воды.
- Как же удалось спастись? – удивлённо прозвучал очередной вопрос слушателей.
- Оказали помощь спасатели Норвегии, а затем наши – советские спасательные суда  «Заря», «Агат» и теплоход «Печенга». Имеется документальный фильм, раскрывающий борьбу со стихией за спасение пассажиров и лайнера. Рекомендую ознакомиться с ним, - посоветовал механик.
   В дальнейшем (25 ноября) все действительно с интересом посмотрели познавательный и уникальный фильм «Авария турбохода «Максим Горький».
-  Удалось ли качественно восстановить турбоход? - прозвучал очередной вопрос.
- Да. Он прошёл полный цикл ремонтных работ  в Бременхафене, где находился с 4-го июля по 18-е августа текущего года. Техническая готовность проверена комиссией специалистов.

   Во второй половине дня, по указанию капитана 1 ранга Ковалёва В.Н., с целью практического ознакомления с подводной частью судна, произвели тренировочные спуски водолазов «тройками» - по три человека одновременно.
   В конце дня подвели итоги. В результате сразу же обнаружилось и самое слабое звено   – дыхательная смесь у матроса Домогацкого В.В. закончилась уже через 40 минут, что подтверждало его  недостаточный уровень практической водолазной подготовки.
   К вечеру погода испортилась, но шторм, видимо, никого не волновал -  выход состоялся по утверждённому графику в 23.00. Лайнер впервые, с учётом сложных погодных условий, с долей риска выходил не через парадные Воронцовские ворота порта, а как обычный сухогруз через Западные. Буксиры, сопровождавшие его, работали «на укол» без концов, не крепились.
Переход по Чёрному морю проходил штатно. Лайнер водоизмещением 25 тысяч тонн, длиной 195 метров, имевший к тому же два стабилизатора (успокоители качки), хорошо держал волну.

   Согласно утверждённому распорядку каждый день начинался с зарядки на спортивной палубе. Затем продолжался изучением материальной части, исполненных инструкций, тренировками по выполнению водолазных работ, занятиями по организации звукоподводной связи (ЗПС) и другим темам.
   Занимаясь дополнительной подготовкой к выполнению предстоящих задач, личный состав команды наслаждался предоставленной возможностью вкусить экзотику  двенадцати палубного лайнера. Основные пассажирские палубы имели ковровое покрытие, каждая своей расцветки. 3 ресторана, 3 бара, 2 бассейна (открытый и закрытый), кинотеатр, спортзал и спортивная площадка… - всё было необычным. Открывшаяся роскошь с пальмами в прогулочных коридорах палуб, экзотикой киосков удивляла. Невольно возникал вопрос: «А нужны ли эти излишества на корабле?» На судне оказалась и прекрасная библиотека, а также большой каталог видеопродукции, в том числе фильмов, которые можно было смотреть по кабельному телевидению, предварительно заказав по телефону необходимые из них.

   Организация и качество питания превзошли все наши самые оптимистичные ожидания. Даже в ресторанах СССР с таким изобилием и ассортиментом встречаться не приходилось. Разнообразие подаваемых стюардессами блюд, закусок, напитков, десерта, мороженого приводило всех в восторг. И это - в условиях растущего дефицита продовольствия и очередей в стране. Закреплённые за конкретными столами стюардессы мгновенно подавали очередное заказанное блюдо. Сначала, количество сервируемой в ресторане столовой посуды и предметов столового прибора, даже приводило в растерянность — что и к какому блюду брать? При высоком качестве был и широкий выбор блюд. Ограничений по желаемому ассортименту и его количеству не существовало. Кроме богатого меню здесь же в ресторане накрывался, тогда ещё не известный для многих, шведский стол, в том числе с большим количеством  красочно упакованных европейских продуктов, фруктов и овощей. Здесь были и таинственные в тот момент джемы, мармелад, мёд, йогурты, разнообразнейшая выпечка, отсутствовавшие в советских магазинах. Каждый день меню включало новые блюда. Пример меню участников приведён в приложениях №5 и №6.

   23 ноября в 20.00 прошли пролив Босфор. Потеплело, температура воздуха 10 градусов, воды — 15 градусов. В сравнении с Чёрным Средиземное море встретило более приветливо — спокойнее, с плавной и удлинённой волной,  ощутимым простором.
На следующий день по просьбе руководства турбохода водолазы приняли участие в судовых работах.  По ходу неспешного движения, со скоростью 10 узлов, на лайнере продолжали лихорадочно наводить порядок, готовя его к посещению первым лицом Советского Союза.
- Товарищ командир, жалко выбрасывать за борт добротные кожаные кресла, - внезапно обратился подошедший мичман Максимцев В.Н. - участник работ. Его лицо, да и вся фигура, выражали недоумение. Рядом с ним стояли матросы, тащившие кресла.
- Зачем выбрасывать? Действительно хорошие, - осмотрев кресла, по-хозяйски рассудил и одновременно спросил, обращаясь неизвестно к кому,  командир.
На палубе показались ещё двое водолазов с огромным рулоном коврового покрытия на плечах.
- А Вы, куда несёте груз? - обратился он к ним.
-  Топить в море, товарищ командир, - прозвучал бодрый ответ.
 Следом за ними их товарищи несли телевизор.
- А мы средиземноморскому Нептуну несём подарок, - весело доложили они, не дожидаясь вопроса, довольные явным недоумением на лице командира.
- Подождите, не топить! Сейчас я уточню у руководства. Возможно, Вы ошиблись и неправильно поняли команду?
   Руководство судна подтвердило, что водолазы действуют правильно — аврально  завершались работы по приведению апартаментов лайнера к единому стилю и фасону. Никто не мелочился — всё списывалось сразу и оптом, а уничтожение шло самым оперативным способом — утоплением. Рулоны ковровых покрытий, мебель, телевизоры быстро исчезали в глубинах Средиземного моря. Кое-что, в том числе пара кресел, ковровое покрытие, тихо «ушло» в помещение водолазного имущества команды, а в дальнейшем было доставлено в часть, напоминая  о былых временах.

   В отдалении проплывали в лёгкой дымке острова Греческого архипелага,  выглядевшие как таинственные облака, спустившиеся с небес и окунувшиеся в чистые воды.
   25 ноября с 08.00 до 20.00, учитывая имеемый резерв времени и прекрасную погоду, стояли на якоре в бухте Ватика. Солнечно, ветер 6-7 баллов, температура воздуха 20 градусов, воды — 18 градусов. Все в спешке заняты доводкой лайнера до идеального состояния готовности.
   27 ноября при нахождении в центре Ионического моря начало штормить, усилился ветер, пошёл дождь. Воспользовавшись непогодой, провели комсомольское собрание по задачам, которые предстояло решать.

   28 ноября в 07.30 были у острова Мальта. Подошёл и ракетный крейсер (ркр) «Слава» ЧФ. В 11.30 зашли в бухту Марсашлокк, находящуюся на  юго-восточной оконечности острова. Открытая каменистая  и бедная растительностью местность, окружавшая её, не впечатляли. Погода свежая, небо чистое — солнечно, температура воздуха 18 градусов, воды — 21 градус. «Максим Горький» ошвартовался левым бортом к стенке. По корме, примерно в 2-х кабельтовых, ошвартован на кормовую бочку и носовой якорь ркр «Слава». Рядом с ним, ближе к траверзу правого борта турбохода, ошвартовался на бочку крейсер управляемого ракетного оружия (кр УРО) «Белкнап» США. Ркр «Слава» советской классикой обводов корпуса, предупреждающе приподнятыми над палубой 16-ю пусковыми установками противокорабельного ракетного комплекса «Базальт», в сравнении с кр УРО «Белкнап», смотрелся величественно и грозно (приложения №7 и №8).

                5. Выполнение задач

   В бухте Марсашлокк сразу же было сформировано три зоны безопасности,   прикрывающие объекты, прибывшие для обеспечения встречи. Выполнение задач в них осуществлялось водолазами: БФ – т/х «Максим Горький», ЧФ – ркр «Слава», США - кр УРО «Белкнап».

   Выполнение задач по обеспечению подводной безопасности лайнера начали в 12.30, через час после захода в бухту. Водолазный пост был оборудован в технологической нише - грузовом порту (лацпорту) правого борта судна, который был открыт. Спуск (подъём) водолазов осуществлялся с причальной платформы по опущенному в воду жёсткому трапу. Кроме командира спуска – водолазного специалиста на посту находились страхующий и обеспечивающий водолазы, врач-физиолог (приложение №9-1). Командир спуска имел УКВ - связь с руководителем работ (мостик судна) и ЗПС – с водолазами. Командирами спуска были назначены капитан 2 ранга Олейник В.С. и старший мичман Пиванов М.Н.

   Разведчики работали парами, осуществляя галсовый осмотр подводной части судна, заодно страхуя друг друга. Первыми ушли под воду мичман Максимцев В.Н. и старший матрос Могилов Л.В. Через полтора часа их сменили старшина 2 статьи Бондарев И.В. и старший матрос Захаров О.В. Постоянное нахождение пары водолазов в воде с осмотром турбохода «Максим Горький» продолжалось до 03.30 второго декабря.

   С целью повышения качества контроля за общей подводно-надводной  обстановкой около судна и проводимыми специальными водолазными работами с 12.30 дополнительно ввели визуальный осмотр. Осуществлял его руководящий состав команды патрулированием на надувной лодке (НЛ)  «Стриж» вдоль корпуса, по 10 минут каждый час, с началом работы по закону случайных чисел. Командирами патрульного катера были назначены заместитель и старший команды.

   Во второй половине дня на очередной обход лайнера на НЛ «Стриж» вышли старший команды и Максимцев В.Н., исполнявший обязанности моториста. Расстелив покрывало на дно резиновой лодки, Максимцев, привычно дёргая шнур ручного стартёра, стал  запускать мотор. Тот сопротивлялся, пыхтел и чихал от каждого рывка, но затем снова замирал.
- Товарищ командир, опять «Вихрь» барахлит, -  вытирая пот, произнёс моторист.
- Надо свечи почистить, а лучше заменить, - дал совет старший команды.
- Да я их уже чистил, - заметил Максимцев, выкручивая в очередной раз свечу. – Вот, опять замаслена.
- Лучше бы совсем мотор другой марки поставить, но где его возьмёшь? – задумчиво проговорил старший, понимая, что нежный в обращении «Вихрь-30» никогда не выдерживал жёстких морских условий.  - Обслуживать надо лучше, - строго, по-командирски добавил он, тревожно посматривая в сторону противника.
   Находились они «как на ладони» перед экипажем американского крейсера «Белкнап» - можно было опростоволоситься, будучи сфотографированными в неприглядной ситуации.
   Перепачканный моторист, понимая это, настойчиво колдовал с таким же в подтёках топлива «Вихрем», то очищая свечу, то вдавливая топливный поплавок; в промежутках проверял наличие зажигания. Вдруг двигатель пыхнул дымком, тревожно захлебнулся, а затем с перепадами радостно затрещал, как живой, вибрируя на транцевой доске.
Радость была преждевременной, старший даже не успел поблагодарить моториста, как от искры провода зажигания вспыхнул залитый топливом двигатель. Теперь это была яркая и обличительная картина к удовольствию противника.
   - Горим!!! Перекрыть кислород!
   Но Максимцев – опытный и даже матёрый профессионал, уже рвал из-под ног покрывало и тут же набросил его на «Вихрь», прекратив доступ кислорода и не дав представителям американских спецслужб сфотографировать пожар под бортом «Максима Горького».
   Командир с опаской оглянулся на лайнер. «Видели ли наши контрольные органы такую неприятную предпосылку к происшествию? - подумал он и понял: - К счастью не видели», - лодка была надёжно прикрыта высоким бортом судна.

   Работа в новых, отличных от Балтики, условиях водной среды Средиземного моря с выполнением специальных задач на самом высоком уровне вызвала закономерную притирку водолазов. Психологически сказалась и откровенная ориентировка представителями Службы безопасности на реально возможное проведение террористами подводных диверсионных акций, направленных на срыв важной встречи. Огромная и сложная конструкция подводной части лайнера с многочисленными отверстиями, торчащими патрубками, винторулевыми устройствами и различными агрегатами, как исполинское чудовище, мрачно нависало над водолазами. Имевшая осадку 8 метров она была прижата к заиленному и захламлённому грунту бухты. В этом обжатом пространстве между корпусом и грунтом и следовало выполнять задачи. Качественное обследование требовало от водолазов высокого профессионализма и выдержки. Бухта Марсошлокк, открытая со стороны Средиземного моря, была доступна и для посещения её акулами. В целях обеспечения безопасности водолазов были спущены по носу и корме турбохода противоакульи клетки. Реально это была чисто символическая защита, больше психологического характера.

   Особенно тяжёлым осмотр был в ночных условиях. Фонарь водолаза высвечивал в подводном мраке мутное расплывающееся пятно вблизи. Чтобы облегчить условия работы, были установлены прожектора, освещавшие поверхность воды у борта турбохода.
   Сдавливающая тело глубина и необычная тишина подводного мира, нарушаемая незнакомыми искажёнными гидрологией моря звуками, окружали водолазов.
В результате не обошлось и без неприятностей. В первые сутки  работы, кроме возгорания мотора «Вихрь», 2 человека получили отравление углекислым газом (Бондарев Е.А., Домогацкий В.В.), трое (Тымощук В.В., Глумов С.В., Максимцев В.Н.) вышли из-под воды через 30-40 минут по причине травления смеси в дыхательный мешок из-за не качественной регулировки лёгочного автомата.

   Связь с водолазами обеспечивал опытный техник-гидроакустик старший мичман Ненашев А.И. по станции гидроакустической связи «МГВ-6» («Угорь»). Водолазы имели «МГВ-6В» («Угорь-В»), входившую в состав комплекта «МГВ-6». Ильич выжимал из аппаратуры всё, что она могла дать, но ведь не Бог же он? Подводный мир таинственно, как живое существо, дышал. В динамиках станции были слышны трески и шорохи, сполохи повторяющихся и растянутых звуков, неоднократно отражённых от дна бухты и её объектов.
- Первый, первый, я – Водяной, повторите.
Пришедший искажённый до неузнаваемости ответ подтвердил ухудшение звукоподводной связи.
- Запросите самочувствие водолаза условным сигналом, - приказал Ненашев гидроакустику.
- Самочувствие водолаза плохое, - произвёл тот доклад. Затем уточнил, - Принята серия частых коротких сигналов...

   В 20.45 29 ноября под воду в связке ушли капитан-лейтенант Ковалёв В.Н. – опытный водолазный специалист и Домогацкий В.В. – самое слабое звено. В 22.00 в свете прожектора в верхнем слое воды недалеко от водолазного поста показался Ковалёв. За ним всплывал Домогацкий, подтянутый в связке и  не реагирующий на сигналы напарника. Потерявший сознание, тяжёлый и неподъёмный водолаз усилиями товарищей с трудом был вытащен из воды. Мгновенно разрезанный водолазным ножом гидрокомбинезон (ГК), сорванная с его лица маска обеспечили доступ живительному воздуху. Домогацкий находился без сознания, в тяжёлом состоянии отравления углекислым газом – изо рта гнало пену, всё тело изгибалось в неконтролируемых конвульсиях.
   Пара водолазов, одетых в ГК и готовившихся к погружению, с лёгким шоком наблюдали за мероприятиями по спасению их товарища, весело уходившего под воду всего лишь немногим более часа назад, а сейчас безвольно вручившего свою жизнь в руки спасателей.
- Уберите не нужный для текущей работы личный состав! – строго приказал старший, увидев тревожные лица подошедших водолазов свободной смены.
   Пострадавшего под контролем врача-физиолога Дружинина В.В. срочно доставили в госпиталь лайнера, где в результате активной терапии специалистами, в течение суток он был приведён в адекватное состояние. В дальнейшем Домогацкий В.В. был отстранён от водолазных спусков и, как ненужный балласт, тенью бродил среди своих товарищей.
   Последующий анализ показал, что основными причинами тяжёлой степени  отравления углекислым газом явились: малая наработка под водой, недостаточный уровень психологической устойчивости, курение перед спуском, приём «успокоительных» таблеток, а также неплотная зарядка коробки с веществом «ХПИ» (химический поглотитель известковый) изолирующего дыхательного аппарата «ИДА-71П». В значительной степени на неокрепший физически и психологически молодой организм водолаза повлиял не учёт руководством, в сложившихся напряжённых условиях работы, факта его рождения в этот злополучный день и тем более юбилея – 20 лет. На примере пострадавшего в очередной раз подтвердились признаки, наличие которых указывало на необходимость особого внимания за их владельцем, а именно: призван из большого федерального города, не член ВЛКСМ, единственный ребёнок в семье.

   В 02.00 30 ноября внезапно и тревожно прозвучал доклад пары водолазов (Трифонов О.И., Шокин К.Б.) об обнаружении на винтах носового подруливающего устройства правого борта двух неизвестных предметов цилиндрической формы. Для контрольного осмотра и точного определения местонахождения неопознанных предметов под воду оперативно ушли Ковалёв В.Н. и Шокин К.Б. Экстренно поднятый по тревоге штаб, состоящий из представителей спецслужб и механика лайнера, разворачивал ворох чертежей корпуса судна. Потянулись томительные минуты ожидания результатов осмотра. Каждый понимал серьёзность момента, ожидая всплытия водолазов, и невольно прикидывал: «Ошибка? – лучший вариант, тогда всё обойдётся местной тренировкой. Или придётся докладывать в объединённый штаб с вытекающими последствиями, о которых даже думать не хотелось».
   После подъёма водолазов и их детального доклада механик судна,  облегчённо вздохнул и произнёс:
- Протекторное покрытие защиты, - и показал на чертеже.

   1 декабря с нолей часов под лайнером работали Кузьменко И.В. и Сакевич В.Н. Погода испортилась, усилился ветер, пасмурно, мелкий дождь, температура воздуха и воды - 19 градусов. В ходе осмотра участка в районе винтов произошло запутывание сигнального конца. Освободиться самостоятельно водолазы не смогли. Для оказания помощи был спущен страхующий водолаз.

   В 15.00 с разрешения спецслужб фоторепортёрами первого канала телевидения впервые были произведены съёмки организации выполнения водолазных работ флотским спецназом — подготовка и спуск пары водолазов (Ковалёв В.Н., Авдонин И.А.). Их инструктаж осуществлял водолазный специалист Олейник В.С. В дальнейшем (3.12.1989г.) данный эпизод  был показан по программе «Время», и тогда родные и семьи участников, наконец, узнали, где находятся и чем занимаются их мужчины.

   С 20.00 была начата выдача «СПП-1» и впервые выполнение задач с возможностью его боевого использования разведчиками. Принятие данного решения не сразу было однозначным. Вначале объединённый штаб  рассматривал его применение после получения доклада, анализа информации от водолаза о подводной обстановке и принятия решения на применение оружия. Такой вариант в реальных условиях при существующей организации ЗПС был губительным для водолазов и самого судна, так как требовал значительного времени от обнаружения опасности до применения оружия.
 
   Канал связи «командование — водолаз» обеспечивал мастер военного дела Ненашев А.И. Однако изменить или повлиять на объективно сложные условия прохождения информации в водной среде, сравнивая с воздушной, даже он не мог. Расчёты необходимого времени для полного цикла прохождения информации убедили начальников дать разрешение водолазам-разведчикам на применение «СПП-1», сообразуясь с обстановкой и последующей ответственностью.

- Осмотр, заряжание и разряжание пистолета «СПП-1» производить на водолазном посту командиром спуска, - строго предупредил старший спецгруппы. – Кроме пистолета каждый водолаз должен иметь водолазный нож и ручной фонарь. При обнаружении подводных диверсантов оружие применять немедленно, - добавил он.
Все разведчики, почувствовав после инструктажа особые условия работы, невольно подтянулись и стали серьёзнее.

   Кроме профессиональных проблем по ходу выполнения задач имелись и чисто бытовые, так называемые «русские», исходящие к нашим древним традициям и слабостям. Для дезинфекции водолазного снаряжения и оборудования с собой был взят бидон со спиртом — известным на флоте «шилом». Ответственным за его хранение и использование по прямому назначению был капитан-лейтенант Ковалёв В.Н. - опытный специалист, но скромный и отзывчивый человек, сочувствовавший  любителям «шила».
- Владимир Николаевич, спирт буду проверять ежесуточно, - предупредил старший команды, заметив у его каюты жаждущих москвичей.
- Товарищ командир, так «шило» же имеет свойство испаряться, - лукаво, с простецкой улыбкой отреагировал тот.
- Что, уже успело испариться? - с лёгкой угрозой констатировал командир. - Будете отвечать сполна.
- Ещё нет, - поспешно, но уже серьёзно и даже озабоченно доложил ответственный.
- Предупредите всех желающих — проверяю Вас лично. Сначала целостность печати, а затем объём жидкости.
- Вас понял!  А если бирка с печатью случайно сорвётся? - уже ловчил Ковалёв.
- Случайностей у нас быть не должно, но на всякий случай опечатаю ещё и второй печатью, при этом Ваша ответственность за последствия только возрастёт.
Ковалёв задумчиво и грустно поскрёб затылок и больше ничего не сказал.
«Значит, понял и осознал», - успокоившись, подумал командир, не зная истинную остроту ума и изворотливость любителей «шила», направленную на его добывание.
- Если будут сильно досаждать — отправляйте ко мне, - закончив воспитательную беседу, дал он совет, понимая, что к нему в такой обстановке вряд ли кто придёт.

   К нолям часов 2 декабря на борт судна прибыл М.С. Горбачёв с супругой.
С учётом этого спецназ БФ в очередной раз прошёл инструктаж. Его начальники, в том числе старший команды, допущенные в зону нахождения  глав государств, получили  предметный указатель, подтверждавший это для службы безопасности, в виде закреплённого на лацкане пиджака  небольшого значка. Он имел установленный для данного времени цвет. Значок периодически менялся на аналогичный, но другой окраски.

   В 02.00 был отстранён от спуска под воду и выполнения задач Першин М.П. - почувствовал себя плохо. Причину выяснили быстро. Нарушив установленное требование — перед спуском не переедать, загрузился в этот раз  копчёной деликатесной колбасой до полной мерки своих возможностей. Это было тем более удивительным, что с прибытием в бухту Марсашлокк питание для водолазов было обеспечено круглосуточно, в любое время суток и без ограничения. Товарищи сочувствовали пострадавшему, но в тоже время безобидно, но и не без удовольствия, подшучивали над ним:
- Не проснулся, видимо, вот и перепутал — испугался, что ресторан больше работать не будет.
- Один, как голодный волк, здоровую палку колбасы съел.
-  С таким аппетитом и вторую мог бы съесть. Может и лучше стало бы?
- Да, не наелся парень. Вот и плохо стало, мутит.
- Доктор быстро вылечит, у него надёжный способ — вернуть обратно вредный продукт.

   К 03.30 погода резко ухудшилась: дождь, ветер 18 м/сек, волнение в бухте 4 балла. Спуски водолазов и патрулирование на НЛ приостановлены. К утру разыгрался шторм.

   По оговоренному заранее плану переговоры должны были проходить на военных кораблях сторон — участниц встречи, сначала на ркр «Слава», а затем на кр УРО «Белкнап».  Пассажирское судно должно было использоваться как  гостиница для делегации и сопровождающих лиц. Шторм внёс внезапную корректуру. Планы были резко изменены, и встреча полностью проходила на гражданском лайнере «Максим Горький».
   В 09.40 на турбоход прибыл президент США Джордж Буш. Все встречи и диалоги двух сторон проходили в помещениях, расположенных на прогулочной палубе. В 15.00 он убыл на кр УРО «Белкнап». Из-за непогоды второй раунд переговоров  в этот день уже не состоялся.

   С 14.00 организовано дежурство на водолазном боевом посту, развёрнутом в клубе команды. В оперативной  готовности к немедленному спуску под воду на посту находилась пара водолазов в полном облачении и  экипировке.  Условия дежурства оказались крайне сложными — не каждый мог выдержать. Температура тела водолазов мгновенно ползла вверх, пульс нарастал и зашкаливал, давление поднималось. Рядом постоянно находился врач, контролируя эти параметры, чтобы не допустить сбоя организма и вовремя произвести смену пар. Даже установленный для охлаждения водолазов мощный вентилятор слабо помогал. В итоге, время нахождения в снаряжении  в сравнении с выполнением задач под водой сократилось  в два раза. 

   Шторм не утихал. Бухта, открытая с моря, практически не гасила накат штормовых волн. Крейсера сильным ветром и волнением стало смещать с якорных стоянок — не держали кормовые швартовы, отданные на бочки. Командиры боевых кораблей вынуждены были прибегнуть к помощи мальтийских буксиров.
   В 20.00 стихия продолжала буйствовать, шёл дождь. На НЛ «Стриж», который штормом било о водолазный пирс, сорвало крышку мотора «Вихрь-30». Пришлось экстренно поднимать лодку на стенку, а затем на борт судна.

   На следующий день погода улучшилась, сквозь просветы в свинцовом небе пробилось солнце, волнение на море поутихло. Президент США на катере обошёл ркр «Слава», взмахом руки поприветствовал экипаж, стоявший на его палубе, выразив восхищение  понравившимся ему советским кораблём, затем к 10.00 пришвартовался к лайнеру «Максим Горький» (приложение №9-2).  После завершения переговоров в музыкальном салоне прошла пресс-конференция М.С. Горбачёва и Дж. Буша. В 15.45 катером президент США убыл на «Белкнап».

   В 15.50 в ресторане «Одесса» состоялась пятиминутная встреча М.С. Горбачёва с экипажем «М. Горького». Запомнилось его улыбчатое, простое и открытое лицо, которое притягивало к нему людей. Казалось, что оно не способно было обмануть, во что хотелось верить и надеяться. Смутно мелькнувшая в глубине его души лёгкая, как искра, неуверенность  заставила его знаком вопроса потянуться к Раисе Максимовне, а она была тут как тут. После встречи последовал его отъезд в аэропорт.

   В 17.00 закрыт водолазный пост и снята готовность к спускам, что позволило немного расслабиться и сфотографироваться на память (приложение №10).
Необходимо отметить, что президент США во время пребывания на Мальте, несмотря на штормовые условия, лихо выписывал виражи на вертолёте, садясь на кр «Белкнап», а затем, взлетая, и бодро стоял на верхней палубе разъездного катера, дерзко резавшего беспокойные воды бухты, покрытой крутой волной с завихрениями пены. Ежедневно он начинал рабочий день и заканчивал его со своими подчинёнными – моряками крейсера. Мы  смотрели на него сначала подозрительно, как на главного представителя враждебной капиталистической системы, но затем с восхищением и завистью. Перед нами открылся настоящий руководитель своей страны – мужественный и уважающий нелёгкий труд других. Скромно одетый, с приятной манерой общения с окружающими он покорил сердца многих.
   - Принять швартовы! – прозвучала команда водолазам.
Катер Буша подходил в очередной раз к их месту работы, где постоянно осуществлялась его швартовка. Матрос – высокий и крепкого сложения негр с бросательным концом в руках в готовности стоял на носу катера. Президент США находился на палубе под брезентовым тентом, наблюдая за обстановкой. Катер ударами волн то наваливало на пирс, то бросало обратно.  Негр ловко схватил багор-крюк отпорный.
- Удерживай! Крепить швартовы!
   Очередная волна подхватила и жёстко бросила катер – раздался треск, и отколотая щепа планширя (деревянная планка, окаймляющая верхнюю часть борта) упала в воду. Дж. Буш спокойно, не сделав даже замечания  подчинённым, ловко, по-спортивному соскочил на пирс и поприветствовал встречавших и принимавших швартовы.

   Вначале, даже не сомневаясь, мы ожидали и от нашего первого руководителя страны аналогичных действий по отношению к своим подчинённым - прибывшим на Мальту военным морякам, достойно выполнявшим поставленные задачи. Реально всё оказалось по-другому.

   Красавец, со стройными, даже классическими обводами корпуса, строго замершими пусковыми установками ракетного комплекса крейсер «Слава» выглядел прекрасно и грозно, достойно представляя ВМФ СССР. Глядя на него с борта «Максима Горького», мы чувствовали гордость за принадлежность к великой державе. Его экипаж готовился, ждал и не сомневался, что М.С. Горбачёв посетит их. Даже президент Мальты Ченсу Табоне  вместе с супругой 4-го декабря побывал на крейсере, ознакомился с организацией службы и быта советских моряков, выразив глубокое восхищение. 

   Насколько величественна была мощь ракетного крейсера «Слава» настолько же унизительным было его игнорирование Горбачёвым. Экипаж славного крейсера напрасно до последнего момента ждал и надеялся – крейсер с экипажем оказались не нужными и не важными для Горбачёва. Ему, видимо, было некогда, он уже почувствовал себя небожителем, отмеченным особым знаком. Личные амбиции и интересы оказались выше, он метался по Мальте и его тайным обществам.
   Экипажу крейсера на память осталась только сделанная заранее распечатка меню завтрака от планировавшейся на его борту встречи двух больших руководителей (приложение №11-1).

   3-го декабря погода стала улучшаться, а на следующий день ветер стих. В 07.00 снялся с якорей и ушёл кр УРО «Белкнап». В 08.00 «Максим Горький» отдал швартовы и взял курс на Одессу.

                6. Переход в Одессу

   Все были довольны успешным завершением саммита. Переход осуществляли двадцати узловым ходом.  Стая дельфинов, как радуясь вместе с экипажем, игриво выскакивая из водной синевы и виртуозно кувыркаясь в воздухе, долго сопровождала судно. Острова Греческого архипелага проследовали при отличных погодных условиях: море - штиль, небо – солнечное, чистой голубизны.

   6 декабря в 07.00 прибыли в Стамбул, ошвартовались у стенки. Всем  выдали валюту в турецких лирах, и под руководством старших группами по 4-5 человек была организована экскурсия в город с посещением восточного базара. Город, особенно рынок, поразили ярким контрастом элементов современной культуры и глухой темноты средних веков. Она сквозила и в трущобах тесных улочек старого азиатского рынка с прижатыми друг к другу  обшарпанными торговыми палатками. Отбросив ковёр, прикрывавший вход, из них выглядывали бородатые и мрачного вида хозяева, приклеив на время улыбку, они настойчиво зазывали зайти внутрь.

   Довольные осмотром города и приобретёнными покупками все своевременно прибыли на судно. Не было только Домогацкого В.В., отставшего от группы на многолюдном рынке. Наконец и он, доставив в очередной раз тревогу и беспокойство, довольный и весёлый появился с плотно набитым баулом на плече.
- Товарищ командир, посмотрите, что удалось приобрести.
- Вы откуда это взяли? - увидев принесённые свитер, джинсы, футболки и массу сувениров, удивлённо спросил командир. «На валюту матроса столько не купить», - подумал он.
- Наторговал, - спокойно, сверкая белозубой улыбкой, прозвучал ответ. - Товарищ командир, а Вы, что приобрели?
- Жене - халат, дочери — косметический набор, остальным — сувениры.
- А Вы торговались?
- Что значит торговаться? Я выбирал нужный товар и покупал.
- Да они Вас обманули, товарищ командир. Им нравится, кто торгуется, не соглашаясь с выставленной вначале ценой, специально для этого завышенной в несколько раз.
   Командир, как школьник, слушая наставления подчинённого, всё прозрачнее понимал свою неопытность в торговых вопросах...

   Руководством, с учётом отличного выполнения задач экипажем на Мальте, в том числе внезапно возникших  по причине штормовых условий, было принято решение, воспользовавшись стоянкой в Стамбуле, провести  расширенный вечер отдыха. По просьбе помощника капитана, после  согласования со спецслужбами, было выделено 6 человек водолазов-разведчиков (Берегов Д.П., Бондарев И.В., Захаров О.В., Могилов Л.В., Моргунов И.Н., Першин М.П.)  для показательного выступления по рукопашному бою, предварявшего праздничный вечер. Вышедшие на  приподнятый помост музыкального салона разведчики выглядели таинственно и необычно. Их форма одежды явно не соответствовала внутренней подготовке и фактическому предназначению.

   Выход группы был встречен овацией зрителей, многие из которых уже были наслышаны о таинственном флотском спецназе, но мало что знали о нём, а тем более не видели элементы их подготовки. Динамичные, плавные, но мгновенные и целеустремлённые движения тел привлекали внимание, притягивая взгляд. От вида резких бросков, захватов с применением болевых приёмов, происходивших воочию и на глазах публики,  замирало сердце, перехватывало дыхание. Показ мало чем напоминал мирную тренировку, он был больше похож на реальную борьбу за выживание. В лучах ламп освещения салона зловеще отливала воронёная сталь ножей разведчиков, стремительно мелькающих в каком-то завораживающем смертельном танце.
   «Опять проявили инициативу, работают без страховки — боевые ножи не зачехлены, могут быть травмы», - мелькнула тревожная мысль у их командира.
   Зрители невольно замерли, сопереживая. Глаза юных и привлекательных стюардесс лайнера блестели и выдавали их внутренние чувства — они были покорены молодым задором, энергией и мужеством скромных и засекреченных морских спецназовцев.
«Мог бы догадаться, что будут работать жёстко», - глядя на стюардесс, подумал командир о своих подчинённых, теперь уже переживая, чтобы отлетевший нож не поранил случайно находящихся вблизи зрителей.
   После выступления он взял коктейль и стал наблюдать, как развлекалась  молодёжь по ходу различных танцев, заметив при этом, что его подчинённые пользовались особым успехом у женской половины.

   Было уже 23.30, вечер подходил к завершению.
- Здравствуйте! Извините, Вы, главный  начальник над водолазами? - обратилась к нему стройная девушка, пышущая жаром юности, с пятнами горевшего на щеках румянца.
- Да, Вы угадали, - немного удивившись, но по правильно произнесённому его отчеству понял, что кто-то из подчинённых её проинформировал.
- Меня звать Надежда. Разрешите мне взять Вашего водолаза (назвала фамилию), показать ему лайнер? - скромно и негромко добавила она.
-  Но через час заканчивается вечер, и все должны быть в своих каютах, - прозвучал задумчивый и нерешительный ответ размякшего в уютном салоне командира. «В этом городе на плаву матроса потом «днём с огнём» не найдёшь», - мелькнула тревожная мысль.
- Поэтому и прошу дополнительно для него один час. Я обещаю, что сама приведу его к Вашей каюте №476, чтобы он доложился о прибытии.
   В её голосе и взгляде было столько мольбы, ожидания и надежды, что командир сдался, поверив и неплохому матросу, и прекрасной девушке, а в итоге - не ошибся.
На следующий день в 12.00 «Максим Горький» покинул Стамбул. Через сутки к 10.00 были в порту, а к 16.00  в аэропорту Одессы.

                7. Заключение

   После мягкой и тёплой средиземноморской погоды Одесса встретила небольшим морозом. Колючий ветерок пробирал сквозь летнюю экипировку. Гора имущества и снаряжения, доставленные КАМАЗом с турбохода, ворохом лежали на аэродромном поле.
   У всех было приподнятое настроение – осталась погрузка на заранее спланированный транспортный самолёт и перелёт домой.

- Транспортного самолёта для Вас нет, - спокойный ответ диспетчера аэропорта показался шуткой.
- А где же он?
- Значит, не спланирован.
   Была пятница, рабочий день и планирование вылетов уже закончились.
«Поставленную задачу выполнили. Неужели теперь и забыли о нас?» – мелькнула опасная мысль у старшего группы.

   На поле аэродрома сиротливо лежало имущество, вооружение и техника группы. Водолазы-разведчики даже не подозревали о подвохе.
   Переговоры по каналу связи с оперативным дежурным БФ вначале мало чем порадовали, но затем выяснилось, что самолёт «АН-12» с группой старших офицеров морской пехоты БФ вылетает на аэродром Кача ЧФ, дозаправку произведёт в Одессе.
Он и стал спасительным средством. В результате принятого решения транспортник был дозаправлен в Одессе и развёрнут на Калининград. Тёплые и весёлые морпехи, высаженные с его борта, не обрадовались новым открывшимся перспективам преодолевать оставшийся участок пути до Севастополя железнодорожным транспортом.
В аэропорту Храброво группу встречал представитель разведки флота Невдачин Ю.В. К исходу 8 декабря прибыли к месту постоянной дислокации, успешно завершив командировку.

                8. Эпилог

   По итогам выполнения специального задания участники были представлены к награждению. В день 45-ти летия Победы в Великой Отечественной войне состоялось торжественное вручение правительственных наград. Орденами «За службу Родине в ВС СССР 3 ст.» награждены 3 человека: Ковалёв В.Н., Олейник В.С., Поленок М.Д.; медалями «Ушакова» - 4 человека: Авдонин И.А., Бондарев И.В., Захаров О.В., Максимцев В.Н.; медалями «Нахимова» - 2 человека: Трифонов О.И., Шокин К.Б. (приложение №12). Остальные участники были поощрены командованием ВМФ и БФ.
Приказом Командующего БФ от 22.01.1990г. все участники награждены знаками «За дальний поход».

   Как память у каждого из них остались вручённые на Мальте значки, открытки, конверты и марки, посвящённые саммиту 2-3.12.1989г., а также диплом участника, выполнявшего правительственное задание в водах бухты Марсашлокк (о. Мальта), подписанный капитаном т/х «Максим Горький» В.С. Гришиным (приложение №11-2).

2.06-19.10.2018г., Калининград

                Источники и литература:

1.Статья помощника М.С. Горбачёва Анатолия Черняева «Встреча на Мальте», 5.12.2012г.
2.Статья Л. Яшина «Два Президента на одной палубе», Вымпел, 1990г.
3.Статья корреспондента «Красной Звезды» С. Турченко «Мальта-1989: историческая клякса», 1.12.1989г.
4.Статья «... и другие сопровождающие лица», газета «Страж Балтики», 27.07.1990г.
5.Статья «На мирном рейде», газета «Правда», 2.12.1989г.
6.Статьи «Прибытие М.С. Горбачёва на Мальту» и «Приветствуем Вас, президенты», газета «Правда», 3.12.1989г.
7.Статья «Дружественный, прямой и открытый диалог», газета «Правда», 4.12.1989г.
8.Интервью адмирала Селиванова В.Е., 10.12.2009г.
9.Воспоминания Аркадия Гринберга «Приключения М. Горбачёва», «Моряк Украины» №16-1999г.
10.Восп. к-ра ркр «Слава» к1р В.А. Крикунова, 30.3.2011.
11.Воспоминания старшего механика тх Ю.П. Власова «Тх «Максим Горький»: Песня о буревестнике», Морской профсоюзный телеграф, 2011г.
12. Воспоминания участников: Колесника А.И., Ковалёва В.Н., Борисова И.В., сентябрь-октябрь 2018г.
13.Книга Чикина Аркадия «Морские дьяволы», 2010г.
14.Книга Александра Ржавина «Морские дьяволы. Из жизни водолазов-разведчиков БФ», М., 2016г.
15.Книга Александра Широкорада «Россия на Средиземном море», М., 2008г.
16.Интернет-портал INFOFLOT.RU: Алексей Сёмин «Приключения «М. Горького», 9.01.2009г.
17.Интернет-портал CRUISEINFORM.RU: Лайнер «М. Горький»: Какая историческая встреча произошла на его борту в 1989г.?», 3.12.2014г.
18.Интернет-сайт «водный транспорт»: статья «Турбоход «Максим Горький»