Мои книги

Семён Шульга

  Читать я начал с 6 лет. И первой моей серьёзной книгой, была книга Льва Толстого "Моё детство". Я сравнивал его детство с моим, нищим детством еврейского мальчика и детство графа Толстого. Я жил в городе Ленинграде на улице графа Потёмкинского, а он жил в своей усадьбе Ясная Поляна под Москвой. Он имел массу родственников. А у меня только мама и папа и старший брат Миша. Толстой совсем не писал что он ел, как завтракал, а я всё время думал чтобы поесть. К тому времени, как я начал читать его книги, он уже умер. Причём умер очень необычно, в полном разладе со своей семьёй, от которой он почему то убежал. Это был гениальный русский писатель, как его назвал Ленин "Зеркало русской революции". Почему "зеркало" я не понимаю до сих пор!

Следующей моей книгой стала "Детство Тёмы". Это тоже из жизни богатых и далёких от меня людей. Его главная проблема была роза, которую он нечаяно сломал и очень боялся наказания от отца. Это было единственное, что нас обединяло. Я тоже боялся наказания, так как много баловался и родители были мною недовольны. И ещё мне казалось очень похожими наши имена. Меня звали Сёма, а героя книги Тёма. Очень похоже. Написал эту книгу писатель Гарин Михайловский. Дворянин. Это всё, что я знал и знаю об этой книге и писателе. И ещё то, что я часто её перечитывал. Затем я читал Пушкина. Александра Сергеевича. Я считаю, что Пушкин это самый талантливый писатель на свете. Его повести Белкина бесподобны.

  Затем в 7 и 8 классах нас усиленно питали Львом Толстым "Война и Мир", "Анна Коренина" "Воскресенье". Эти книги я не любил, но они были обязательными для чтения. Они были толстые и непонятные. Почему бросилась под поезд эта женщина, у которой был муж, ребёнок. Почему она так любила, этого  гада Вронского, который безжалостно застрелил лошадь. А суть "Воскресенья" я не понимаю до сих пор.

  В промежутках чтения русской литературы я много читал Майн Рида "Всадник без головы" "Айвенго" Вальтер Скотта, пьесы Мольера, Мопоссана, а также Тургенева, который был слишком скучным  и обязательным для чтения. Таким же обязательным был глубоко ненавидимый мною и до сих пор Николай Гоголь. Это был очень интересный писатель, но отличался жутким антисемитизмом. А его "Какой же русский не любит быстрой езды" заставлял меня вздорагивать каждый раз, когда учителя заставляли меня читать этот отрывок наизусть. я всё время думал "А какой еврей не любит быстрой езды?" Особенно нравилось им заставлять меня читать отрывок из "Тараса Бульбы, где описывается, как вешали беззащитных евреев и как они дёргались на висилице. Я каждый раз должен был читать в классе этот отрывок под любопытные взгляды одноклассников. Это я не могу забыть до сих пор!

  Однако всё проходит и мы стали читать Шолохова "Тихий Дон". Тоже огромная книга, состоящая из трёх томов. Но потом стали говорить, что Шолохов не сам написал это произведение, а украл у другого русского писателя. Разгорелась битва вокруг этой проблемы, которая длится до сих пор.

Затем я увлёкся стихами. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Бродский, Пастернак. Это всё была высокая поэзия. А также Маршак, Чайковский. И масса других. Затем наступила пора военной литературы, то есть книги о войне. Но это всё была потребительская литература, то есть на злобу дня. Она быстро входила в моду и так же быстро проходила.
     В это же время появилась и иностранная литература.
     И вдруг появился Шолом Алейхум, Фехтвангер. Это уже была наша нацинальная литература. Там были совсем другие евреи. Они были герои, честные, умные. И это подтвердилось скоро необыкновенными победами нового государства Израиль. Кругом заговорили о том какие евреи храбрые и поэтому перестали брать в армию. Я по дурости пытался поступить в морское училище, но меня никуда не приняли. Тогда я поступил в железнодорожный институт и успешно его закончил. Но закончилось и чтение литературы, так как основное было это необходимость кормить семью. А моя любимая жена закончила библиотечный институт и до последних дней жизни была большой любитель и знаток книг.
 Перехав в Германию я должен был чем то заполнить образовавшуюся брешь.  Работы нет, общения никакого, все друзья пропали. Остались либо там, в России, либо разъехались по всему свету и связь с ними безвозвратно потеряна. Полный вакуум.
Читать книги на немецком языке- кишка тонка! 
 Но надо чем то заполнять вдруг опустевшее пространство. Начал ходить в библиотеки. Здесь они на каждом шагу, то есть в каждом городе и посёлке.  Сперва брал маленькие детские. Затем вошёл во вкус и стал брать более серьёзные. Например Даниил Сталь. Любовные романы. Затем политические интервью.  Моше Даяна, Шимона Переца, Голдды Меир, Бен Гуриона и так далее.
 Внезапно наткнулся на романы Шолома Аша.  Это было настоящее открытие. Я навсегда полюбил этого писателя и скоро прочёл все его произведения, которые смог  найти. На эту тему написал рассказ и отправил его в Израиль. Там он был напечатан и поступили отзывы. Обо всей этой истории можно прочесть здесь в интернете. Напечатано в Прозе.ру, Нашем кафе и других сайтах. Оказывается в Израиле именем этого автора названы улицы. Не знаю точно в каких городах.