Сказание о Гильгамеше

Екатерина Андрусевич
Гильгамеш, царь древнешумерского государства Урук, и Утнапиштима, царь Шуррупака

- О, великий Утнапиштима, единственный бессмертный человек, не верь глазам своим, не смотри на меня, как на низшего, как на бродягу, - изможденный человек в грязных звериных шкурах вместо одежды опустился на каменном полу на колени перед золотым троном. Спина его, однако, оставалась прямой. - Я царь Урука.
- Ты дерзок, бродяга, - в голосе царя Шуррупака промелькнула нотка удивления, - и я не верю тебе.
- Я царь, веришь ты или нет. Я царь Урука Гильгамеш, - человек, одетый в звериные шкуры, собрав последние силы, встал с пола и выпрямился. - Это я. Тот, кто отверг богиню Иштар и кто победил быка. Потеряв друга Энкиду, я познал смерть и решил искать секрет бессмертия. Я шёл к тебе долго и трудно, я был один, и вот я здесь, - Гильгамеш посмотрел прямо в глаза Утнапиштиме.
- Твоя смелость и достоинство выдают в тебе царя. Чего ты хочешь от меня, Гильгамеш?
- Открой мне секрет бессмертия, царь Шуррупака. Только ты знаешь его, ведь ты жив, хоть родился ещё до потопа, - глаза Гильгамеша загорелись огнем страстной надежды.
Утнапиштима усмехнулся:
- Ты думаешь, у меня есть секрет?
- Но ведь ты бессмертен! - вскрикнул Гильгамеш.
- Это дар богов. Просто дар. Не секрет, - спокойно ответил Утнапиштима.
- Дар? Не секрет? - повторил Гильгамеш, все ещё не веря услышанному.
- Дар. Не секрет. Ты зря проделал это путь. Ты останешься смертным, Гильгамеш. Если, конечно, боги не захотят другого, - тихо и твердо произнёс царь.
- О, боги! - проговорил почти про себя Гильгамеш.

Жители Урука! Слушайте мои слова! Я проделал огромный путь, чтобы узнать секрет бессмертия и узнал только то, что его не существует. Я не знаю, вернусь ли я в свой город и смогу ли дальше быть вашим царём. Но вот мои слова вам.
Уберите из города все мои статуи и не ставьте новых, помните меня в делах и молитесь о себе и нашем городе.
Защищайте Урук, но не начинайте войны первыми.
Живите в мире и любви. Вы не бессмертны.
Гильгамеш отложил тростниковую палочку и посмотрел вдаль.

Дочитав табличку до конца, царский писец отошёл в тень. Площадь перед дворцом безмолвствовала. Зенитное солнце беспощадно освещало колонны дворца, склонённые головы пришедших. На душе писца стало тоскливо. Сколько раз он писал и читал для своего царя! А эта табличка- неужели она последняя? И никогда больше не увидит он бесстрашного Гильгамеша, не услышит его раскатистого смеха? Никогда... Страшное слово. Значит, придёт день, когда и его дни завершатся. Всесильный царь на земле только один - смерть.
Царский писец вздохнул, погладил шершавую поверхность таблички и посмотрел вверх:
- О, боги!

Автор Марина Березченко , участница  Мастерская_Андрусевич https://www.facebook.com/MasterskayaAndrusevich, Страница автора в фб:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001850232095