Папина пилотка

Виктор Каменев
Ко Дню рождения папы 28.11.1928

Это было летом 1943 года под Прохоровкой…   С моим отцом, который был тогда мальчишкой и бежал по полю под обстрелом в солдатской пилотке с красной звёздочкой. Я вспомнил этот его рассказ, когда впервые пронёс портрет отца на параде Бессмертного полка в Белгороде.

Мой отец родом из села Лучки, что под Прохоровкой. Когда в грозном 1943 году фронт проходил по прохоровским полям, ему шёл 15 год. Лучки не раз переходили из рук в руки, оставшиеся в селе жители хорошо знали, что такое война и оккупация, что такое бомбёжки и обстрелы, выживали как могли, спрятавшись в подвалах.    

Когда после Курской битвы немцы стали отступать, фронт сдвинулся, и наши войска освободили Лучки, Ваня Каменев прибился к наступавшей воинской части. На выжженной войной земле все наступавшие военные подразделения, с каким-то снабжением и, главное, с солдатской кухней, были просто источниками жизни. Солдатам Ваня понравился, они вняли его просьбам, и своему победному настроению, и приняли его в подразделение, он стал как бы «сыном полка».

Какое-то время Ваня пробыл с солдатами, помогал по хозяйственной части, ему даже справили форму по росту и выдали пилотку с красной звёздочкой. Но служба его была недолгой. В часть прибыл старший офицер, узнал о «сыне полка», устроил всем разнос, и приказал немедленно отправить подростка к родителям. Фронт ещё совсем недалеко ушёл от Лучек, и Ваню отправили домой своим ходом по знакомым местам в только что выданной военной форме.    

А война продолжалась, и начался очередной артиллерийский обстрел немцев. И Ваня попал под этот обстрел прямо в поле, вместе с другими какими-то беженцами. Прятались кто куда, в воронки от снарядов, в какие-то окопчики, просто в ямы…  Ваня прыгнул в большой окопчик к нескольким женщинам, но они вытолкали его искать другое убежище: «Твою красную звездочку на пилотке немцы увидят, и всех нас разбомбят!»

И мой будущий отец побежал искать другое укрытие, и что-то нашёл, где-то спрятался. Недалеко. И видит, как снаряд попадает прямо в тот окопчик, откуда его только что вытолкали… «Такая вот судьба…» - заканчивал обычно свои рассказы о войне отец. 

Вообще, он мало рассказывал о войне. Страшно было, говорил, входить в близлежащий лес, где был сильный рукопашный бой. Не об оружии рассказывал, которое привлекает всегда мальчишек, о нём он только упоминал. Страшно было смотреть на трупы убитых солдат, страшен был их запах, тленный запах войны, бои ведь шли летом…

Но при случае, отец всегда вспоминал тот обстрел, когда красная звёздочка на пилотке спасла его от гибели. И я запомнил эту историю уже как семейное предание, а ещё то, что «от судьбы не уйдёшь»…