Город моих фантомов

Владимир Вейс
Самара. Город нашей жизни в последнюю четверть века. Но я здесь бывал ещё полвека назад, и это отразилось на моём восприятии жизни. Улицы города, какие-то места возникают как иллюстрации к моим сочинениям.  Правда, иногда предстают картины других городов России, стран, которые я посещал, но они относятся больше к юности.

Давно я впервые проехал на трамвае летом поперек улиц Кировского района, пересекая Металлургов, Енисейскую, мимо Комсомольского озера, а далее вдоль Ташкентской улицы. Деревья, подступающие к вагону, а иногда заглядывающие ветвями в окна, создали зелёный коридор, от которого сердце защемило словно встречей с детством. Но не был здесь ранее, значит волнение это не моё и каким-то образом переданное от тех людей, которых абсолютно не знаю, которые строили здесь авиационный завод, космическое предприятие и железнодорожную ветку, тянущуюся через леса и холмы к Жигулям.
Такой "заброшенный" маршрут встречал в Саратове, на самом его севере. Здесь поселились наши бывшие дворовые соседи по туркменскому Чарджоу.

Конечно Самара неоднородная столица области. Мы живём впритык к Зубчаниновке, посёлку, который выстроил для рабочих инженер и меценат Евгений Зубчанинов. Наши дома - бывшие здания воинской строительной части, переоборудованные для льготной продажи квартир переселенцам, «афганцам», «чернобыльцам». Нам посчастливилось попасть в этот список. На первом этаже вместе с нами приехала сюда семья из Ташкента. Они - дальние родственники певца Малинина. Но за эти годы ушли из жизни многие жители дома, отчего становится грустно.

Сейчас квартиры покупают коренные жители Киргизии, Узбекистана и Казахстана. Глядя на них супруга возмущается тем, что сначала правители бывших республик СССР выдавливали русскоязычных, теперь и своих собственных граждан.

Этот район города – место складов и строительных организаций. Дороги как городского значения, так и дворовые ужасные, все в колдобинах, которые на время выборов как-то латают и забывают на пять-шесть лет. Если ехать к центру, то город меняется. До первой метрополитеновской станции едешь как по окраине Саратова, Новосибирска, Москвы и Петербурга. Народ вваливает в автобусы и электрички простой, незатейливый и со своеобразным юмором.  Вдоль улицы Победы стоят сталинки, пятиэтажки из красного кирпича с незатейливым оформлением карнизов и лоджий. Первые этажи отданы или переделаны самими жителями под магазины, аптеки, офисы мелких учреждений. Проезжая мимо них в течение двух десятилетий понимаешь суть капиталистического общества, построенного в России – всё «оформлено» под Запад, но с изрядной долей не до осмысления сути, того, что построено после переворотов Горбачёва-Ельцина. 

Метро построено «сгоряча» советской властью, чтобы разгрузить наземную доставку пассажиров в промышленные зоны. Но прежняя промышленность ушла в высокопроизводительные секторы, слово «рабочий» исчезло, появилась масса личных автомашин, сначала благодаря автозаводу в Тольятти, а затем продаже иномарок, ставшим доступными в новых экономических отношениях. Мы тоже с женой решили приобрести «нечто на колёсах», сдали на права, но так и ничего не купили. По работе я занял неплохое место и появилась возможность ездить за счёт предприятия, хотя до последнего дня работы не чурались электрички.

Центральная часть Самары – это, действительно история города, запечатлённая в камне. Конечно более благоустроенная, чем окраины, но почти лишённая деревьев, которые ещё остаются в старых дворах, разбросанных среди высоток. Улицы носят двойное название, что были до свержения царя, и которые им присвоила советская власть. Конечно, это правильно, ибо сразу передаёт некоторую историческую действительность, которая расширяет кругозор. Дети быстро запоминают старые названия улиц, но взрослые требуют от них знание новых – ибо это ориентиры жизни детей.

Десятки героев произведений живут у меня в этом городе. У них своя жизнь, уже не подвластная мне, как автору. Лишь иногда поправлю стилистику, уточню мысль…
Люблю ли я Самару?  Наверное, люблю, потому что встречал здесь больше хорошего и отзывчивого! Это в любом городе. Но меня тянет в Москву, там у меня тоже «живут» мои герои. И они более реалистичные где бы то ни было. Потому что Москва – город моих грёз и мечтаний. Даже холодный Питер меня не прельщает, хотя и здесь ступала нога моих героев. Но вернёмся к Самаре.

Моя работа находилась большей частью при управлении железной дорогой и приходилось ежедневно ехать сюда через весь город. Это в определённой степени компенсация того, что в других городах на работу я ходил пешком. Я видел всегда одних и тех же людей, что встречались мне по пути, у меня складывалось представление о них, как о личностях. В некоторых я влюблялся, и мы уже вместе ходили моей дорогой. В Самаре я тоже знакомился с женщинами, дружил, как это бывает со знакомыми, но не более, потому что был предан жене. А в меня влюблялись да так, что при разводе сообщали об этом и ждали реакции, и разочаровывались. Но я не помню их лиц. Но воображение рисовало сюжеты.
 
Конечно, трудности были в этом городе и не малые. Но как-то они проходили мимо и оставался и остаюсь благодарным своему городу творчества. Будет ли он мне ответно благодарен за то, что я увеличил количество его «жителей», разнообразил его фантомную жизнь? Это вопрос лишь умозрительный.