Ходулочник

Вадим Светашов
                Холодунчик.

          Хочу рассказать об одной встрече произошедшей на берегу лимана в конце сентября. Встреча была короткой, но произвела на меня неизгладимое впечатление.
          Ранним осенним утром, пока все домашние спали, я отправился на рыбалку. Черви накопаны с вечера, несколько раков тоже, а кроме того взят ещё кусочек теста. Восходящее солнце сквозь туман  казалось размытым белым пятном. Хотя туман и не очень густой (видимость метров десять-двенадцать), но именно он создавал глухую тишину, нарушаемую редкими всплесками, да отдалённым вороньим карканьем. Сегодня я ушёл по дамбе на юг за пределы села, где ещё ни разу не бывал.
          Клёв  был неважным.  За полчаса на тесто поймал пару плотвичек и краснопёрку, а на червя -- золотистого карася размером с ладонь. Когда же сменил насадку на кусочки раковой шейки, начал активно брать разнокалиберный окунь. Едва успевал менять насадку. Я удобно расположился за большим камнем у самой воды и только успевал пополнять садок. Увлёкшись, не замечал ничего вокруг. Туман постепенно редел, клочьями уползая от берега к центру лимана. Солнце за спиной приобретало чёткие очертания.
          Вдруг краем глаза уловил какое-то движение на воде у берега. Небольшое белое пятно медленно приближалось ко мне. Я положил удилище частично в воду и спрятался за валун. Успел заметить, как поплавок дёрнулся и резко ушёл под воду. «Окунь!» -- мелькнуло в голове – « ну, да никуда он не денется, заглотил глубоко, может сам наживкой станет». Всё внимание обратил на белое пятно, контуры которого становились всё более чёткими. Двигалось оно не ровно, а равномерными рывками. «Да оно же шагает!» -- сообразил я. При каждом шаге на зеркальной поверхности воды появлялись концентрические круги и быстро исчезали.
          А через несколько секунд из тумана вышагнула птица. На  абсолютно белом оперении туловища контрастно выделялись чёрные крылья, значительно длиннее хвоста, чёрный длинный и тонкий клюв, чёрная бусина глаза. Но главное, поразили относительно  непропорционально длинные ноги розового цвета. Всё обличье говорило, что передо мной кулик. Вживую этого кулика никогда не видел, но узнал сразу. Ходулочник!  Читал про него, видел картинки и фотографии. Знал, что вес его достигает двухсот граммов, а размах крыльев – восемьдесят сантиметров. Читал также, что птица эта стайная и даже гнездится колониями.  Здесь  же он почему-то был один. А как интересно он шагал! Опираясь на одну выпрямленную ногу, сгибал вторую в колене и выносил её вперёд, выпрямляя. Длинные пальцы вытянуты вперёд. (Кстати, пальцев всего три и направлены они вперёд). Затем переносит центр тяжести на вторую ногу. Получается грациозный и широкий, до двадцати пяти сантиметров, шаг. Вот он что-то увидел на дне, зашёл по колено в воду, опустил в воду голову, а потом и шею до самых плеч. Какое-то время стоял неподвижно, затем дёрнулся и выдернул голову из воды. В клюве извивался то ли червяк, толи пиявка. Подняв голову вверх, в два приёма заглотил добычу.
          Втянул голову в плечи и задумчиво-сосредоточенно постоял с минуту неподвижно.  На воде показалось  плывущее крупное насекомое. Ходулочник смело вошёл в воду по грудь и… поплыл. Он быстро догонял плывущего, но тот ушёл под воду. Ходулочник тоже нырнул. Ничего себе! Ныряющий кулик!
          Я понимаю, плавающие кулики есть, но ныряющие?!
          Вынырнула птица без добычи и поплыла к берегу. На мелководье ходулочник вышел метрах в шести от меня и вдруг резко остановился. Его напряжённый взгляд был направлен на камень, за которым я прятался. Заметил или нет? Кулик подпрыгнул и с пронзительным криком «кик – кик – кик»  полетел к середине лимана и вскоре скрылся за клочьями редеющего тумана.
          Это была первая и единственная встреча с куликом ходулочником. Больше эту птицу мне увидеть не пришлось.