Антон Чехов Повести

Алексей Валентиныч
Антон Чехов «Степь»

Маленького мальчика везут из родного дома в неведомую ему гимназию по бескрайней таганрогской степи. Степь это бескрайняя, бездонная и огромная, а на краю степь, где горизонт, она просто сливается с небом и растворяется в небе. Очень колоритные описания украинской природы, в степи полно разнообразной живности и каждой твари по паре. На просторах живет, где еще пока не ступала не только нога Бандеры. но  и Петлюры, множество всяческого люда. Рядом с хохлами мирно живут в хуторках жиды-евреи, в поселках торгуют всякой снедью купцы-великороссы. И как ни странно всех их  Антон Палыч называет русским человеком. Едет - едет по степи навстречу новой жизни маленький Егорка и не подозревает, скорее всего вместе с автором, что скоро весь этот бездонный рай на земле будет сметен злой волей и уничтожен до основания раз и навсегда!
Да ладно степь, ну а вот «Палата № 6» ))).

Антон Чехов «Палата № 6»

По моему мнению Палата является одной из лучших русских антиутопий. Образ России как палаты умалишенных, получился прямо в яблочко, причем актуальность произведения, как ни странно, повышается с каждым десятилетием. По судите сами, единственный  обитатель палаты, у которого водятся иногда деньги - это еврей Моисейка. А водятся они у него потому  что его регулярно выпускают на волю за пределы «железного занавеса», где он может заниматься попрошайничеством. Причем при входе обратно эти наличные у него изымаются охранником вечно пьяным и грязным солдатом Никитой (образ силовиков РФ). Другой интересный обитатель палаты -  это Иван Дмитрич - замечательный образ русской  интеллигенции. У него  мания преследования, его мучают кошмары и страхи, он всех подозревает в предательстве и всего всегда  боится, одновременно с этим он умен, начитан и образован... но в палате все эти  способности увы без надобности. Главрач больницы - это Андрей Ефимыч (колоритный образ правителя Руси). Это неопрятный, малахольный дедок. очень слабовольный, внешне добренький и абсолютно безропотно воспринимающий все происходящее вокруг. Сначала заступивший на должность, он начал лечить и оперировать больных, занялся реформами и переменами в больнице - но потом это желание у него очень быстро прошло, и теперь он бывает в больнице (России) через раз. Бывая в больнице, он для галки принимает пять больных и уходит, уговаривая себя тем, что все равно все помрем - почему бы нам не поболеть перед  смертью. Остальных пациентов для вида принимает фельдшер который ни черта не понимает в медицине (образ низшей исполнительной власти - бюрократического аппарата).
Он очень любит читать умные книги и просвещаться. По вечерам к нему заходит почтмейстер (кабинет министров). Они вместе накатывают пивка и начинают вести умные разговоры о бессмертии духа, философии, о либералах и прочих. А с кухни к двери подходит (ну или включает телевизор) экономка Дарьюшка (образ низших темных слоев русского народа)  и, затаив дыхание, слушает умные разговоры правителей с «тупым выражением лица». Есть еще молодой доктор Хоботов (образ либерала -  системной оппозиции), который мечтает подсидеть  Андрея Ефимыча, и занять его место - но ничего особо конечно предпринимать не будет.
И вот внезапно власть решила пойти на диалог народом. Единственной силой,  которая может поддержать адекватный разговор с властью, является конечно же интеллигенция. И на вопрос Дмитрича, почему тот главврач, а я вынужден сидеть тут в вонючей и холодной палате, Ефимыч толково объясняет, что это всего навсего случайность, и что в этом нет никакого злого умысла - просто так совпало.
Что ж мы имеем в итоге. Власть как считала, так и  по прежнему считает нас за придурков, которым можно впихнуть любой абсолютно бред, и они поверят. И  мы по привычке верим, потому что верить больше некому. Но по сути, там наверху сидят такие же умалишенные как и мы, и по большому  счету ничем не отличаются от нас . И делать что-то они не будут и не хотят, ибо слабы духом... ибо мы сами ничего не хотим делать...
а значит Палата № 6 будет стоять и процветать..
Ну а теперь о тех, кого «вылечила» Палата № 6.

Антон Чехов «Черный монах»

Все мы знаем, что каждый из нас индивидуален и его личность всегда имеет свои особенности (иногда это называют его фишкой), часто эти особенности просто милы или чудны, иногда они вызывают недоумение или страх, но всегда  они делают личность непохожей на безликое большинство - толпу.  Вот Чехов пишет об Черном монахе, как о неком внутреннем стержне личности, убери ее и не будет личности, черный монах - это именно та вера в себя, которая позволяет человеку оставаться им в самые тяжелые моменты жизни. Что касается сумасшествия, то вообще-то все мы немного безумны. То самое, что часто движет человеком на протяжении всей своей жизни можно назвать Идеей фикс, а в психиатрии это называется навязчивым состоянием и  это предлагается лечить, точно также как в обычных бытовых фобиях типа боязни темноты или воды, врач может увидеть начало шизофрении или паранойи. Да я любовь можно расценивать как самое распространенное и легализованное психзаболевание.
Трагедия Коврина в том, что он боролся сам с собой, а именно со своими мечтами и идеалами и дал победить их. Изгнав своего внутреннего покровителя черного монаха, наступив на горло своим мечтам, он сломал свой стержень и начал рассыпаться как цельная личность. Поэтому берегите своего персонального «черного монаха» - свое «внутреннее Я» и никому не давайте его в обиду. Потому что это ваша жизнь, ваше сокровенное и только вам решать нужно это вам или нет, и сможете ли жить потом без этого.
***
Можно рассматривать эту маленькую повесть в политическом и идеологическом аспекте. Что Чехов в образе черных монахов в России того времени выразил надежды на коренные изменения и  перемены в жизни народа и страны в целом. И намекал на неминуемую  гибель тех, кто отринет, прогонит тех гонцов грядущих перемен, тех, кто не пойдет на поводу Утопиям, которыми грезил Коврин. В действительности все произошло с точностью наоборот и приход черных монахов привел к гибели и мечтателей, и тех, кто был рядом, и вообще страны в целом. Будущее не пощадило никого.