Севастопольские Геростраты

Анатолий Таврический
Севастопольские  Геростраты

  Все старожилы Севастополя знают, что в нашем городе была площадь Пушкина. Посреди площади, увитый плющом, стоял памятник великому русскому поэту, А.С. Пушкину. Однажды утром севастопольцы увидели, что памятника  А.С. Пушкину, на площади нет. Я начал искать памятник, и обнаружил его в Милицейском скверике. Памятник стоял лицом к суду. Отныне площадь стала называется «Площадь Суворова». Великий полководец, А.В.Суворов, конечно, не одобрил бы такой метаморфозы. Что интересно большая картина, на которой был изображен В.Ленин, по-прежнему стояла на фасаде здания гастронома. Ленин показывал пальцем на пивной ларёк, стоящий внизу. На картине была надпись «Верной дорогой идёте товарищи».
  В 1982 году, я решил показать мемориальное французское кладбище своему брату, моряку и художнику Владимиру из Одессы. Приехав на это историческое захоронение, мы увидели ужасную картину. Посреди кладбища стоял бульдозер, и крушил могилы. Мы попытались препятствовать этому варварству, но тщетно. Впоследствии, я узнал, что за день до этого, под этот бульдозер ложился легендарный человек, Севастопольский археолог Геннадий Шнейдер. Какова же была история создания этого кладбища. В 1863 году французы устроили воинский некрополь. Землю для кладбища, купили у русского генерала А.Б.Бракера. На этом кладбище, было похоронено от  45874 до 60 000. человек. Площадь некрополя, была огорожена каменной оградой с коваными металлическими воротами. Возле входа стоял двухэтажный дом, в котором до 1917 г. жил французский вице-консул в Севастополе, он же и смотритель кладбища. На ограде некрополя имелась мраморная доска с надписью на французском и русском языках: «Французское кладбище 1854-185 гг.» В центре некрополя находился 11 метровый мавзолей пирамидальной формы, увенчанный четырёхконечным крестом. Над полукруглым в верхней части входом был укреплён металлический венок выше прямоугольная мемориальная доска из белого мрамора с текстом на французском языке. На мавзолее имелись мемориальные плиты с именами погребённых здесь генералов: Бизо, Бретона, Брюне, Сен-Поля... С трёх сторон кладбища размещались семнадцать склепов-саркофагов с двускатными крышами. С лицевой стороны каменных саркофагов возле кованых металлических дверей и на боковых фасадах имелись мемориальные мраморные доски с именами офицеров с указанием чина и родов войск. Внутри саркофагов в нишах подземной и наземной частей располагалась костница - черепа и кости погибших французских воинов. Ежегодно выделялось 50 фунтов на ремонтные работы, сторож получал 144 фунта в год. Должность смотрителя сохранялась до 1936 года, последним стал француз Раве Жозеф. На этом кладбище он и похоронен. Последним смотрителем кладбища был Никита Андреевич Дорохин. В период второй мировой войны кладбище, пострадало, но сохранилось. Возле него и на самом некрополе проводились захоронения участников боёв за Севастополь в 1941-1942 годах. В 1919 году при взрыве на французском корабле в Севастопольской бухте погибло 18 матросов. Их похоронили у часовни, на первом газоне, который находился левее центральной аллеи. В 1934 году, французы вывезли останки моряков на родину. 30 мая 1936 года, смотрителя француза Раве Жозеф,  похоронили между склепами №16 и №17. Именно туда во время войны и попала немецкая авиабомба. На месте могилы Жозефа Равве осталась большая воронка. Два склепа полностью были снесены взрывом. Это были единственные склепы, разрушенные в результате боевых действий.
 В 1933 году. кладбище посетил Эуардд Эррио премьер-министра Франции. В 1935-м году кладбище.
посетила мать Георгия Димитрова, которая  тогда отдыхала в Балаклаве.
«Порядок на кладбище образцовый», - писал Григорий Москвич в своем путеводителе 1914 года.
Современный Герострат, Балаклавское рудоуправление вновь хочет уничтожить гору Госфорта, на котором находится Итальянское кладбище. Даже в славное Советское время наши экологи смогли прекратить строительство этого монстра, который мог уничтожить все окрестные горы, как и гору Псилерахи, на месте которой сейчас находится уродливый карьер.
Сейчас появились новые Геростраты, которые своими архитектурными уродцами, портят центральные, исторические  улицы Легендарного Севастополя и древней Балаклавы. Например, возле Центрального почтамта находится дом, украшающий город, но сейчас его не видно, здание закрыл очередной архитектурный уродец. В Артбухте стоит ещё одно уродливое здание, портящее вид Севастополя. Возле Яхт клуба возвышалась высотка, о которой бывший мер Севастополя с придыханием говорил, что хозяин здания это такой украинский человек, что ему никто не может перечить. Сейчас этот дом взорвали, но потом на Фиоленте в Царском селе, и в бухте Ласпи начали строить очередные уродливые высотки. Точно как в русских сказках, отрубил богатырь одну голову дракона, так сразу же выросли две.
                Анатолий Таврический.