Воздушные приключения в Крыму

Анатолий Таврический
                ВОЗДУШНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1 июля 1999 года Пилот-инструктор Южного центра сверхмалой авиации “Vol Libre” Андрей Дерябин стартовал с вершины Ай-Петри. Он намеревался, как обычно, слетать домой в Ялту, на параплане. Президент фирмы Мелания Седых, даёт ему последние напутствия. Андрей разложил купол на склоне, натянул передние стропа и голубой купол Параплана “Супер Астра-28”, вознесся над Трезубцем. Развернувшись, Андрей взял курс на  Ялту. Набрав высоту 1300 м., он полетел влево, на виднеющиеся вдалеке Таракташские скалы. Пронзительно запищавший прибор, показал –2. Пилот попал в нисходящий поток, параплан понесло вниз. Андрей, потянув правую клеванту, развернулся и решил садится, на виднеющуюся среди деревьев дорогу. Теряя высоту, он летел на Могаби. За Серебряной беседкой его еще быстрее понесло вниз. Андрей принимает решение садиться на вершину сосны. Выбрав наиболее подходящую, густую крону, он стремительно начал приближаться к  дереву.  Тут его слегка просадило, и купол параплана зацепился за верхнюю ветку огромной сосны. Андрея маятником пронесло вперед, и он повис, обхватив  руками  нижнюю ветвь.
Пилот осмотрелся.  Сосна стояла на краю обрыва. До земли около 30 м. Что делать? Ствол, в диаметре более одного метра. Спуститься по нему невозможно. Андрей пожалел, что не взял с собой веревку. В этом случае все было бы гораздо проще. Подергав за стропы, он сдернул купол. Отцепив карабины, он сбросил параплан вниз. Руки начали уставать. В грудь упирался острый сучок. Просчитав все варианты спасения, он принимает решение совершить то, что до него ещё не делал ни один пилот, прыгать с дерева на запасном парашюте. Андрей цепляет вытяжное кольцо запаски “Пух”, за сучок, отпускает руки и стремительно  падает вниз. Кольцо выдернуло запасной парашют из камеры. В 15 метрах от земли купол раскрылся, затем сложился, и в 5 метрах от земли снова раскрылся. Андрей с грохотом свалился на землю, сильно ударившись головой о камень. Благо на нем был защитный шлем, а то бы быть беде. Сшибая камни и кусты, он покатился вниз по склону. Наконец, на дне оврага падение закончилось. Тишина, лишь где-то внизу было слышно  мелодичное журчание ручейка.
Андрей поднял голову и увидел прямо перед собой две спелые, красные ягоды земляники. Сорвал их губами. Вкусно. Постепенно он начал приходит в себе. Поднялся, осмотрелся. В целом, не считая синяков и царапин, всё вроде бы закончилось хорошо. Умывшись в ручье, он вернулся назад  к дереву. Осмотрел параплан. Купол цел и как ни странно, даже нигде не порвался. Уложив запаску и параплан в рюкзак, Андрей, уже, к сожалению, пешком, пошел в  Ялту
В Декабре 1999 года Андрей Дерябин как обычно, решил слетать за хлебом, в Ялту на параплане. Погода была отличной. Ярко светило солнце, дул холодный южный ветер.
Андрей разложил свой аппарат “Супер-астра 28” на склоне Ай-Петри, затем поднял купол над головой, сделал шаг вперёд и полетел. Сделав круг, над вершиной, набрал высоту. Натянув левую клеванту, повернул влево. Он планировал совершить посадку на набережной  Ялты.  В районе Таракташских скал прибор показал +4. Аппарат начало возносить вверх, все выше и выше. Набрав над вершиной плато более 400 м, пилот изменил свое решение садиться в Ялте, и полетел вдоль склона к Красному камню. Возле  хребта Йограф он вознесся ещё выше.
Над Красным камнем восходящий поток продолжал держать его на высоте 1500 м. Андрей решает лететь дальше, намереваясь сесть в Артеке. Миновав Беседку ветров, он полетел дальше. Над Гурзуфским седлом пилот теряет высоту, затем его вновь возносит вверх. Андрей опять меняет свои планы, и принимает решение идти на рекорд, долететь до Алушты. Над Роман - Кошем параплан продолжал набирать высоту. На экране прибора 1600 м над уровнем моря. Пролетев Роман-Кош и Чучель, внизу под собой Андрей увидел Козьмо - Домиановский монастырь. Монахи, крестясь, с удивлением смотрели на человека, парящего высоко в небесах. Набранной высоты вполне хватало, и он решает лететь на Чатыр-Даг. Над долиной его слегка просадило, но затем он удачно поймал восходящий поток под облаком  и приблизился к склонам Чатыр-Дага. Здесь его вновь подхватило восходящим потоком, и он вознёсся над  Эклизи-Буруном.  Сделав круг над вершиной, Андрей набрал 1600 м. над уровнем моря. Затем взял курс на Демерджи. Над Ангарским перевалом пилот теряет высоту, и к склонам Демерджи приближается на высоте 800 м. Над скалами его снова подхватило восходящим потоком. Внизу под ногами, были видны причудливые изваяния Долины Привидений. С этого ракурса они смотрелись совершенно необычно. Андрей, пожалел, что не взял с собой фотоаппарат. Замерзнув, пилот решает садится на Демерджи. Приземлившись на вершине, он побродил по окрестностям, любуясь удивительнейшими каменными скульптурами. Согревшись, Андрей принимает новое решение, лететь в Судак. Ведь ещё ни один парапланерист не совершал такого необычного путешествия. Разложив купол, Андрей стартует.
Над южным склоном его понесло вверх. На экране прибора 1300 м. Пролетая над долиной реки Сотера, Андрей подумал: “А как же я буду добираться обратно в Ялту ?”. Отпустив клеванты, он достал кошелек, в нем оказалась всего только лишь три гривны. Денег явно не хватало на билет из Судака до Ялты. “Ну что ж, - подумал Андрей, – в этот раз совершить рекорд не удастся, и только лишь из-за отсутствия каких-то нескольких гривен”.! Он с сожалением посмотрел на виднеющиеся вдали слева склоны Караби-яйлы и Кокасана.
Андрей потянул правую клеванту и начал разворот. Вернувшись к склонам Демерджи,  набрал достаточную высоту, и с грустью взял курс на Алушту. Идущие внизу люди с завистью и любопытством смотрели на парящий высоко в небесах голубой купол параплана.
Совершив мягкую посадку возле автовокзала, Андрей собрал купол в рюкзак, и взвалив его на плечи пошел на трасу. Здесь Андрей сел в троллейбус и поехал  в Ялту. Всю дорогу он смотрел вправо на вершины Крымских гор, над которыми он парил несколько часов назад, обозревая сверху красоты южного берега Крыма.
Как и большинство Советских парапланеристов,  свой самый первый полет я совершил со склонов знаменитой горы Клеменьтьева (Узун-Сырт).  В Коктебель я приехал со своими друзьями, Владимиром Кушнаревичем и Игорем Линецким.  Поплавав с аквалангами в Тихой бухте, мы поехали на северный старт Узун-Сырта. В багажнике моей машины «Ройял Ваухнал», находились два параплана “Параспорт”, который впоследствии, в своем кругу, пилоты называли “Парасмерть”. Первыми стартовали, Володя и Игорь. Ещё в восьмидесятых годах они окончили курсы мотодельтапланеристов и уже имели небольшой опыт полётов. Налетавшись, Игорь, передал параплан мне. Надеваю подвеску, начинаю поднимать купол. После нескольких неудачных попыток, Игорь наконец-то запустил меня в небо. Впечатление просто потрясающее. Страшно и приятно.  Пробыв десять минут в воздухе, я совершил мягкую посадку на поле. Весь мой первый полет, снимал на видеокамеру, конструктор этого параплана Сергей Калабухов. Три дня мы совершенствовали технику полетов. В основном мы укрощали купол “Параспорта”, который в полёте, частенько складывался. Вдоволь налетавшись, мы поехали в Севастополь.
В Севастополе в это время постоянно дул северный ветер. Профессиональный лётчик и один из первых Крымских дельтапланеристов, Юрий Федотов, посоветовал нам ехать на северный старт, который находится над селом Оборонное (Камары). Взобравшись с рюкзаками на вершину, мы разложили на склоне, наши парапланы. Вначале стартовали Володя Кушнаревич и Игорь Линецкий.
Затем полетела наша бесстрашная Юлька. Наконец-то дошла очередь и до меня. Надеваю подвеску, цепляю карабины. Володя, даёт мне последние наставления.  Поднимаю купол, обратным стартом. Делаю шаг назад. Восходящий поток, возносит меня вверх. Разворачиваюсь. Перехватываю клеванты. Смотрю вниз. Под ногами поля, дома и виноградники. Справа, изрытая карьером, вершина горы Госфорта, слева Сапун-гора. Красота. Высота двести метров. Вдруг, меня начало разворачивать вправо. Смотрю вверх. Правая консоль, залипла. Клевантой, осторожно начинаю прокачивать крыло. Купол снова наполнился воздухом. Становится неуютно. Слегка натягиваю левую клеванту, поворачиваю влево. Снова складывается правое крыло. Аппарат теряет высоту. Прокачиваю крыло. Под ногами проносится крыши деревни. Лечу над кладбищем. Высота метров пять. Инстинктивно поджимаю ноги. Внизу подо мною, острые оградки могил и кресты. Проношусь над кладбищем, и начинаю садится на поляну. Налетаю на дерево. Ногами ломаю ветку и падаю на склон. Полет прошёл удачно. Складываю параплан, и хромая, начинаю подниматься наверх, где меня с нетерпением ждут мои друзья, жаждущие продолжить полёты над склонами Крымских гор.


Анатолий Таврический