2. Роль категории бытия...

Сергей Михальчук 9
Категория Бытия в Христианской Философской Онтологии.

2). Категория «бытия» в Христианской Философской Онтологии.
Различие подходов в понимании «Бытия» между Христианской Философской Онтологией и Философской Онтологией.

Основополагающей и самой универсальной категорией Христианской Философской Онтологии, Гносеологии и Антропологии, как и Философии вообще, является, конечно же, категория бытия. И это очевидно. Раз Христианская Философская Антропология изучает человека как творение Бога: его происхождение, его духовную эволюцию в ходе исторического процесса, его общение с Богом, и, наконец, ожидающую его будущность, то это как раз и составляет «человеческое бытие», - его «жизнь» и «существование». Но «бытие человека» невозможно рассматривать вне «бытия мира», в котором он существует. Ибо он часть этого мира. И, в то же время, «бытие человека» невозможно рассматривать вне «бытия бога»! - Ибо человек – по «образу» Творца, и призван уподобить своё «бытие» и «бытие мира» «образу» Бога в себе. А это как раз и есть то, чем занимается философия. Поэтому не использовать столь богатый опыт философских исканий человечества было бы неразумным, и безнравственным.
«Бытие» - это «корневая», можно сказать суперуниверсальная философская категория. Её понимание влияет на всё философское мышление человека. Её смысловая нагруженность обнаруживает суть любой философской системы. Классифицирует её. То, как осмысляется эта категория, определяет, есть или нет место Иисусу Христу и Его Евангелию в мировоззрении человека.
Проблемы «Бытия» изучает философская дисциплина – Онтология. Но, как вы помните, мы договорились о том, что будем рассматривать весь философский багаж, который имеет эта категория, с точки зрения не просто Онтологии, а Христианской Онтологии.
Онтология рассматривает «бытие» как философское понятие, означающее наличие (существование) предметов и явлений самих по себе или как некие их данности (отпечатки) в «сознании». Она не рассматривает их реальность (реальное существование), связанную с содержанием этого существования в реальном мире и их внутренним устроением. Не рассматривает так называемый содержательный аспект предметов и явлений. Иными словами, для Онтологии предметы и явление «существуют» лишь тогда, когда они рассматриваются абстрактно (идеально) – вне их взаимосвязи с реальностью. То есть вне влияния на них окружающих их предметов и явлений. И, естественно, вне влияния на окружающие предметы и явления тех предметов и явлений, «существование» которых исследуется. Это «бытие как таковое» (бытие в себе), которое и является предметом Онтологии. В отличие от «реального опыта», который имеет дело с «реальным бытием» предметов и явлений.
Иногда «бытие как таковое» называют «чистое бытие», или идеальным бытием. Все эти понятия говорят о «бытие» без отношения к его происхождению. Если же ведут речь о «бытии» как источнике существования окружающей нас реальности, то «чистое бытие» называют ещё и «истинным бытием». Кроме того, существуют ещё и понятия о «реальном бытии» как о следствии существования «истинного бытия» или абсолютного бытия. Это, например, «вещь в себе» или бытие вещи в себе Эммануила Канта. 
Другой формой рассмотрения «бытия» предметов и явлений Онтологией является их «существование» как «данности в сознании». То есть в понятие «бытия–существования» какого-либо предмета или явления включаются те взаимосвязи с окружающей реальностью, которые установлены человеческим мышлением, исследованы умом и запечатлены в «сознании». Все остальные, неизвестные уму взаимосвязи, остаются за рамками «бытия-существования» предмета или явления, как «данности» (его отпечатка в «сознании»). Эта форма «бытия» называется умопостигаемым бытием. Она занимает как бы промежуточное положение между «бытием как таковым» и «реальным бытием». 
Частным случаем «умопостигаемого бытия» является абстрагирование, когда какой-либо предмет или явление, в целях его изучения путём анализа, вычленяется и своего реального окружения. В этом случае в существовании изучаемого предмета или явления условно (мысленно) сохраняются лишь значимые, на взгляд исследователя, конечно же, качества и связи. Все же другие пренебрегаются, то есть выводятся рамки исследуемой системы под предлогом своей незначительности. Это форма «умопостигаемого бытия», называемая абстрактным бытием, является основополагающей категории любого научного знания и Гносеологии вообще.
Сюда же можно отнести аксиоматические системы любых отраслей знания. Аксиомы и постулаты, составляющие различные научные парадигмы, - от универсальных понятий к более частным, - это понятия, которые какая-либо научная система мышления объявляет, без каких-либо доказательств, наделёнными каким либо конечным набором качеств и свойств. Они являются основополагающими для построений этой системы, выводящей из них все остальные понятия. Эту форму «умопостигаемого бытия» называют аксиологическим бытием или формализованным бытием. Для простоты понимания можно называть её аксиоматическим бытием.
«Бытие» может пониматься как синоним понятий существование, сущее, материя, мышление. Но часто оно выступает и как элемент «понятийной оппозиции». Например, бытие и сознание, бытие и сущность, бытие и мышление, бытие и материя, бытие и познание.
Если суммировать и осмыслить всю ту информацию, которую предоставляют нам вышеизложенные рассуждения, то можно сделать следующий вывод: «Философское мышление», как и вообще научное мышление, ибо философия – «наука наук», ставит перед Онтологией, в её изучении основ «бытия», одну единственную задачу. Единственной задачей, я бы даже сказал сверхзадачей изучения «бытия», является его происхождение. А поскольку категория «бытия» есть абстракция внутри «сознания», то единственной «сверхзадачей» изучения «бытия», есть история происхождения «сознания». Разумеется, с точки зрения Онтологии как основания философии.
Здесь то, и я попрошу вас это заметить и хорошо запомнить, пролегает одно из главнейших различий между Христианской Философской Онтологией и Онтологией Философской. Потому что там, где Философская Онтология заканчивается, Христианская Онтология только начинается. «История происхождения сознания», являясь отправной точкой Христианской Философской Онтологии, не является её единственной «сверхзадачей». Сверхзадачей Христианской Философской Онтологии является не происхождение «бытия» и, соответственно, «сознания», а предназначение «бытия» («сознания»). То есть то, для чего появилось «бытие». В чём заключается сверхзадача «бытия» («сознания»). И какая будущность его ожидает.
Возникает естественный интерес к тому, как справляются обе Онтологии, и Философская и Христианско-Философская со своими «сверхзадачами». Посмотрим, с начала, на Философскую Онтологию.
Категория «бытия», как вы видите, очень тесно связана с категорией «сознания». Что от чего зависит: «сознание от бытия» или «бытие от сознания». Ответ на этот вопрос является тем критерием, который и классифицирует любую философскую систему. Он же отграничивает философское мышление от мышления религиозно-философского, не говоря уже о чисто религиозном мышлении.
Но самое главное, для нас, то, что он резко отделяет христианское философское мышление от всех других религиозно-философских систем.