Classical crossover. Марио Ланца и истоки жанра

Руслан Богатырев
Пантеон | Classical crossover. Марио Ланца и истоки жанра

/ Руслан Богатырев, 2018.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2018-11-29

Classical crossover («классический кроссовер») — музыкальный синтезированный стиль, сочетание элементов классической и эстрадной музыки (вкл. поп, рок, джаз, электронную музыку и др.), попытка вырваться из стереотипов устоявшихся стилей и направлений. Возник как результат популяризации классики, её адаптации к вкусам и культуре широкой аудитории, воспитанной на эстрадной музыке.

Нередко — просто классика в эстрадной манере, для эстрадной аудитории.

Предпосылки для этого жанра были открыты в XIX веке национальным достоянием Италии — неаполитанской песней.

Из классики заимствуются не только музыкальные мотивы и приёмы. Вокальная техника в этом жанре чаще всего опирается именно на классическую школу и её возможности. В исполнение классики привносятся «внештатные» музыкальные инструменты (прежде всего, народные). Эстрада также приобретает новое звучание.

В маркетинговом плане нередко смешивают понятие classical crossover с неоклассицизмом (неоклассикой), который в действительности является направлением именно в классической музыке (XX в.).

Яркие представители классического кроссовера: Сара Брайтман, Лара Фабиан, Джеки Иванко, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Альбано Карризи, Джош Гробан, Роберто Аланья, Хосе Каррерас, Ванесса Мэй, Анджей Ламперт, Кэтрин Дженкинс, квартеты IL DIVO и Amici Forever, трио Il Volo и Appassionante.

Ключевой прорыв classical crossover в массовом сознании произвёл проект «Tre Tenori» (Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, 1990–2003).

В 1984 г. Хосе Каррерас и Кири Те Канава на Deutsche Grammophon сделали запись мюзикла «Вестсайдская история» на музыку Леонарда Бернстайна.

Отчёт эры classical crossover нередко ведут от 1960 г., когда американская сопрано Эйлин Фаррелл (Eileen Farrell) выпустила пластинку «Gotta a Right to Sing the Blues». Именно Эйлин считается первой, кто объединил в своем творчестве классическую и популярную музыку.

В действительности зачинателем этого направления, скорее, был выдающий американский тенор Марио Ланца (Mario Lanza, 1921–1959), любимый певец Элвиса Пресли и Муслима Магомаева. Марио Ланца предпочёл оперной сцене голливудскую карьеру. Снялся в восьми музыкальных фильмах, ставших эталонами жанра. Среди них — «Великий Карузо» (1951), «Семь холмов Рима» (1957), «Серенада большой любви» (1959). Одна из самых его известных записей в этом жанре — «Be my love» («Стань моей любовью», 1950). В сфере классического кроссовера до сего дня его так никто и не превзошёл.

В Советском Союзе самым ярким представителем жанра classical crossover был Муслим Магомаев. В память о первопроходце этого жанра в 1993 г. Магомаев опубликовал свою книгу «Великий Ланца».

В этом жанре работала и Анна Герман. В частности, в конце 1960-х годов она совместно с камерным оркестром Варшавской консерватории записала арии из оперы «Тетида на острове Скирос» (Thetida all' isola di Schiro) одного из самых известных итальянских композиторов, клавесинистов-виртуозов и органистов XVIII века Джузеппе Доменико Скарлатти.


Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, руководитель отделения истории русской и зарубежной музыки Русского общества классического романса, вед. эксперт Комитета национального наследия, руководитель Московского камерного ансамбля «Благозвучие» (BELSONECO), главный редактор арт-журнала «Пантеон».