Этьен Кабэ про принципы и учение коммунизма

Аникеев Александр Борисович
       Коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность и наёмный труд за гроши как свидетельство антихристианского образа жизни. Термин «коммунизм» впервые использовал Этьен Кабе (1788-1856). В работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывает общество, в котором все люди трудятся в соответствии со своими способностями, а само общество полностью самообеспечивается в удовлетворении своих базовых социальных потребностей в соответствии со способностями каждого в общественно необходимом труде на принципах древних общин.

     «Не с сегодняшнего только дня народ стремится к социальным революциям: с основания мира не проходило и года, когда какой-либо народ не чувствовал необходимости свергнуть иго аристократии владеющей богатством для того, чтобы отвоевать себе своё естественное права жить своим трудом в мире и согласии. И все же, как мало совершилось революций по сравнению с теми, которые замышлялись, и как мало имели успеха революции совершившиеся, какое небольшое количество их достигло своей цели и не было позже извращено и уничтожено богатством и насилием аристократии...»

      «Но если бы насилие имело успех, справедливо ли было притеснять аристократию и богатых? Нет, так как в насилии нет необходимости, если не нарушается ЗАКОН определяющий социально-экономическую жизнь каждого. Богатые такие же люди, как и бедняки; как и последние, они наша братья; они образуют большую и прекрасную часть человечества. Без сомнения нельзя им позволять угнетать других, но не следует угнетать их сильнее, чем они угнетали нас.
     Коммунизм, целью которого является благоденствие всех людей за свой добросовестный труд на благо всех не должен с самого начала отпугивать значительную их часть. Мы не должны также их ненавидеть, ибо их предрассудки и пороки в такой же степени, как несовершенства и пороки бедняков, являются следствием плохого воспитания и плохой общественной организации, ибо плохая организация — это сатана, одинаково развращающий всех людей; и нужно их всех освободить от нее, а не сжигать для изгнания демона, подобно тому, как Иисус Христос явился не для того, чтобы истребить богатых, а обратить их в свою веру, проповедуя лишь уничтожение нищеты и насилия, формируя жизнь по законам добросердечия, равноправия и социальной справедливости, которые изберёт для себя большинство населения страны...»

      «Как же заставить аристократию принять принципы коммунизма?   Так, как это сделал Иисус Христос, путем проповеди и печати, дискутируя, усовещевая, убеждая богатых и бедных, пока все они — народ!  Когда они все и избиратели, и законодатели, и правители — уверуют в принципы справедливости коммунизма, где каждый для всех и все для каждого и где не будет места нищете, если все добросовестно выполняют свои обязанности на рабочем месте в экономике общества и имеет необходимое для своей благополучной жизни по достойным человека нормам от общего количества производимых социальных благ по количеству и квалификации своего труда.»

      «За работу же, за работу, вы все, богатые и бедные, все, кто уверовал в коммунизм. Соберите все мнения и доказательства, которые могут облегчить обращение других. Я начал, другие выполнят это лучше меня... Не нужно заговоров, конспиративных союзов, всегда склонных к нетерпению и разладу. Никаких задних мыслей, только дискуссии и убеждения на тему гуманизма, равноправия и социальной справедливости!»

      «Но если аристократы не захотят принять принципов коммунизма? Это невозможно! Если коммунизм — химера, достаточно будет дискуссии, чтобы разделаться с ним по заслугам, и народ сам отвернется от него, чтобы принять другую систему. Но если эта доктрина — сама истина, она приобретёт многочисленных сторонников среди народа, среди ученых, среди аристократии... За коммунизмом будущее, оно обеспечено ему могуществом разума и истины... Мое убеждение в этом отношении настолько глубоко, что, если бы я держал насилие революции у себя в кулаке, я ни за что не раскрыл бы его, хотя бы мне пришлось умереть в изгнании — таковы мои принципы коммунизма!»


     Кейль (Кеil), немец, род. в 1811 г ., основал на коммунистических началах две цветущих общины в Северной Америке (Веthel и Аurorа).

     Сначала Кейль примкнул к американской секте методистов, затем основал свою собственную, и в 1844 г., вместе с своими последователями (большей частью немецкие крестьяне, к которым присоединилась часть сторонников социальной гармонии, отделившихся в 1832 г. от общины Есоnomу) поселился в Веthel, Shelby County, Missoury. Таким образом, здесь выросла община, жившая согласно принципам коммунизма. В 1856 г., часть этих коммунистов отделилась и основала новую общину в Аurora , Marion County , Oregon. К ней присоединялись все новые и новые члены.

      Жизнь этих сектантов в высшей степени проста и проходит в упорном, настойчивом труде — сам Кейль работает неутомимо. Они не имеют понятия о том, что украшает жизнь. Дети получают только первоначальное образование, но зато на практическое обучение их обращается большое внимание.

     Организация общины в высшей степени проста. Не столько уставы и правила, сколько сама личность Кейля. пользовавшегося большим влиянием на товарищей, направляла жизнь общины и соединяла всех ее членов в одно органическое целое.

      Кого переставала удовлетворять новая жизнь, тот волен был когда угодно покинуть ее. Но, обыкновенно, вышедшие из состава общины по прошествии некоторого времени возвращались в нее снова, ибо социальное и финансовое положение всех добросовестных членов общины было вполне удовлетворительным. Община принимала новых членов и если они уживались в течение известного времени, которое они проводили там в качестве  работников по трудовому договору, и у них завязывались дружеские отношения с коммунарами, то уходить куда-то не имело смысла.

      Коммунистические общины были основаны, главным образом, в Северной Америке религиозными сектами и социальными реформаторами. Население в большинстве религиозных общин состояло из немцев:
1) Вюртембержец, Георг Раап, основал в 1805 году общину сторонников социальной гармонии, которая сначала поселилась в Пенсильвании, затем в Индиане, и, наконец, в экономии у Питтсбурга.

2) Другой вюртембержец, Иосиф Веймелер, руководитель сепаратистов, основал общину в 1817 г .

3) Секта инспирационистов, состоящая из немцев, с 40-х годов жила в колониях Амана на коммунистических началах.

4) Пруссак Кейль основал коммунистические крестьянские общины „Бетель" и „Аврору".

5) Общины шекеров, основанные „матерью" Энн Ли (Аnn Lee), тоже придерживались коммунистических начал.

6) Особенно замечательны общины перфекционистов, созданные в средине позапрошлого столетия американцем Джоном Гемфри Нойесом.

7) Община Гонедаль (Ноnedale ) была основана в 1841 г духовным лицом Эдином Баллу (Аdin Ballon), с целью внушить христианам социалистические воззрения.


      В 1857 году община распалась. Дальнейшие опыты коммунаров связаны с именами трёх выдающихся социалистов; это общины Оуэна, фаланги Фурье и община икарийцев, основанная Кабэ . Приверженцы Оуэна повторили свой первый опыт в большем масштабе в Новой Гармонии в 1824 году.

      За этим опытом последовал целый ряд других. В 1832 г. движение совершенно замерло. Движение фурьеристов имело наибольший успех в период от 1842 до 1847 г. Большая группа людей, игравшая выдающуюся роль в Соединенных Штатах, стремилась осуществить его идеи. Центром их деятельности был Нью-Йорк, где их дело защищали „Тribune" Грилея и „ Phalanx " Брисбана. Возникновение Бруферма усилило фурьеристов, и это движение все разрасталось, приобретая широкую популярность; но недостаток в работниках и практичных деятелях вызвал неудачу экспериментов. предпринятых в этом направлении.

       Совершенно изолированно стоит в Америке Джозиа Варрен, который уже в двадцатых годах образовал колонию „Моderne Times ".

       Идея основания коммунистических общин в Америке иногда оживала, в особенности среди последователей Беллами.

      Затем попытка была сделана в Калифорнии, где была создана община Кави . Австралийцев в Парагвае пытались создать коммунистическую общину.

      В 1894 году снялись с места и так называемые „вольные" с целью основания в Африке у подошвы горы Кения „вольной страны"", обрисованной Теодором Гертцке в его утопии.

      Литература: Об американских общинах подробнее всех говорит основатель Онейдской общины J . H . Nojes в своей книге „ History of American Socialismus ” („История американскаго социализма"), появившейся в 1870 году. Несколько лет спустя американский немец Чарльз Нордгоф ( Charles Nordhoff ) сообщил свои наблюдения, собранные при личном посещении важнейших общин в поучительной и интересной книге („Коммунистические общества Соединенных штатов”). Член Онейдской общины выпустил в 1878 году небольшую книгу о существоваших тогда еще общинах. На основании этих трех источников Генрих Землер составил свою „Историю социализма и коммунизма в Северной Америке”, изданную в 1880 году в Лейпциге.
 
     Разумеется не мог не заметить эксперименты по строительству коммунизма Фридрих Энгельс, который составил ОПИСАНИЕ ВОЗНИКШИХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.