Арчибальд Кронин. Цитадель

Антон Шишкодремов
Незаслуженно забытый мною Кронин заявил о себе в полный рост, да так, что даже потеснил Стендаля. С какой-то ремарковской ясностью и простотой писатель рассказывает довольно обычные истории из жизни врача, еще и так, что не к чему придраться. Если это автобиография, то снимаю шляпу, пусть и не за действия, в которых не уверен, но за мысли. Тема для меня довольно сложная, ибо я вырос в окружении врачей и к ним у меня всегда были завышенные требования. Теперь же, сравнив все это с реалиями, я не могу сказать ни одного слова в одобрение тех, кто дает клятву Гиппократа. "Цитадель", конечно, совершенно не о нашем времени и не о нашей системе, но внушает, тем не менее, надежду.

Наверное, так и должна выглядеть настоящая классика, которая очень необременительно и без каких-либо напрягов воссоздает вполне обычные картины, но такие, что прочно застревают в голове. За основу взят, правда, стандартный сюжет, как я его называю, "восхождения молодого хоббита". На наших глазах молодой специалист из юного, полного надежд и молодой наивности, врача превращается в матерого волка, который за довольно небольшое время приобретает очень разносторонний опыт. Не берусь перечислять всех мест его работы - от горнорудного помощника врача при шахте и вплоть до модного столичного светилы. Кронин в полном объеме показал все стороны своей профессии - научную деятельность, практику, службу в больнице, шарлатанство, шарлатанство на высоком уровне, отношения с начальством, сложности с пациентами. Тема не очень моя, но ничего более характерного я не читал.

Пытаясь вспомнить произведения о врачах, сразу же приходит на ум булгаковский "Морфий", произведения Конан-Дойля, в общем, всех писателей, что сами были эскулапами в реальной жизни. Что интересно, есть в них что-то похожее, какая-то основательная солидность, обязательная последовательность в изложении, джентльменская составляющая, но Кронин среди них выделяется неподдельной искренностью, мягкостью, что ли, сохранившейся наивной верой в человека. Он вроде бы и с ними, но какой-то другой. Тот самый живой родник, что сделал из этих врачей настоящих писателей. По сути, они все как-то подсознательно тянутся к образу Кронина.

Мистера Броуди ( "Замок Броуди" ) в "Цитадели" я так и не нашел, что меня еще раз убедило в том, что этот образ был взят Крониным со стороны, а больше мне сравнивать пока не с чем, ибо "Звезды смотрят вниз" я так еще и не дочитал. Из минусов "Цитадели", на мой взгляд, там не очень живой текст, потому что нечего даже процитировать. Но, если верить главному герою произведения, то чувство юмора - не его сильная сторона. В общем-то я согласен, и тема слишком серьезная, и образ автора соответствует. Что ж, "Цитадель", определенно, не последняя книга Кронина, что я читаю, следовательно будет еще возможность поискать хотя бы какой-нибудь намек на юмор.

Почему произведение называется "Цитадель"? Как я понял, под этой крепостью понимается вся врачебная система, порочный круг шарлатанства, рука руку моет, завышенных цен, когда врач превращается в нечто среднее между мясником и барыгой. Вера Кронина в человечество меня, определенно, радует, он вообще в этой части чем-то похож на Федора Михайловича Достоевского. Этот автор, кстати, а также несколько других русских классиков, упоминаются в "Цитадели" и с определение "гений" еще профессор Мечников. Все это радует. А книга бодрит, потому что писатель утверждает, несмотря ни на что, что все наших руках. Можно стать кем угодно. Если, конечно, моральные принципы позволяют. Единственная проблема. Согласен с ним. Вернее, был когда-то согласен.

Таким образом, Кронин в части английской классики автор идеальный. Читается очень легко, произведение объемное, сюжет интересный и разнообразный, а тема здравоохранения не напрягает даже меня. Читайте Арчибальда Кронина (в детстве из-за фамилии я думал, что он русский), это прекрасный автор.