Кобо Абэ роман Женщина в песках

Алексей Валентиныч
ПРИТЧА О ХАОСЕ

философский аспект

Нахожусь в каком-то буйном восторге от прочитанной книги. Главный герой попадает в ловушку: 20-метровая яма в песке, внутри которой стоит жилище, на которое день и ночь со всех сторон прет песок и чтоб выжить, жители этой ямы (мужчина и «женщина в песках») вынуждены день и ночь откапывать себя от песка, собирать его в странные баллоны и выносить-вывозить их  прочь. Причем это настолько точная и яркая метафора-аллюзия городской жизни современного человека, наполненная бессмысленной суетой и каждодневным рабским трудом, чтобы отвоевать себе ничтожное малое место под солнцем, что становиться смешно и грустно. А ведь большинство из нас заняты именно  такой борьбой за выживания среди враждебного хаоса и энтропии.

Итак всемогущий песок, который везде и всюду, которым пропитана  каждая клеточка твоего тела и даже сознания. Песок, который в сочетании в ночной влагой и сыростью создает некую убойную среду, в которой гниет и превращается в  труху буквально все: дерево, человеческая кожа, людские души... И именно песок с его такими уникальными факторами, как: очень малая величина песчинки, очень огромное количество единиц песчинок, постоянное  движение - мобильность этого «агрегата», невозможность остановить эту движение - вот это все делает песок как очень удачную модель хаоса или энтропии. Хаос есть отсутствие порядка как такого, а из песка очень трудно слепить какие-то формы, песок невозможно упорядочить, невозможно посчитать частицы, которые похожи друг на друга и постоянно двигаются. И вот в книги, главные герои ведут постоянную и непрерывную войну с песком, для того, чтобы выжить. Причем в отличии от мужчины, который бунтует против своей новой роли, женщина уже давно смирилась и сроднилась с хаосом, и просто не представляет себе другой жизни.
и вот после нескольких неудачных попыток побега из ямы в финале мужчина остается один и наедине с песком. и перед ним появляется веревочная лестница, ведущая наверх,  прочь из ямы к  свободе. И герой вдруг остается в яме, предпочитая это существование в песке той комфортной старой жизни в городе...
То есть, по мнению автора, то ужасное существование на грани выживания и  вообще  человеческого смысла, когда люди отгребают песок всю ночь, чтобы днем поспать несколько часов, не рискуя быть погребенными под толщей песка - это есть более настоящая и более интересная значимая жизнь, тем та быдлореальность, которую мы влачим в современных городах... И когда автор опускает своих героев до состояния полуживотных, этим он задает один вопрос:
- А мы сами-то кто?