Века Трояновы

Александр Захваткин
В «Слове о полку Игореве» дважды упоминаются века Трояновы:

Были веки Трояновы, миновались лета Ярославовы…
На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, ему милой.

С момента обретения «Слова» среди специалистов не утихают споры: о каких веках в этих строках идёт речь? Наиболее распространённое мнение, что в речь идёт о римском императоре Траяне (98 – 117). Но в этом случае мы сталкиваемся с временной несостыковкой. Седьмой век Троянов в этом случае выпадает на 700 - 800 годы, в то время как Всеслав Полоцкий был Великим киевским князем в 1068 – 1069 годах. [1]

Таким образом, попытка привязать века Трояновы к римскому императору Траяну не что иное, как проецирование римского восприятия времени его правления на всю римскую ойкумену. Да и сама память славян в этом случае представляется уничижительной, раз свой внутренний уклад меряется ими по памяти своего завоевателя.

Но вот «Велесова книга» рассказывает об этом времени совсем по другому:

Дощечка 7б-II
Тогда приходили греки на торжища наши и говорили нам:
- Меняйте коров ваших на мази и серебро, что потребны жёнам и детям вашим.
Так меняли мы скарб их на снедь нашу.
После же еды греки измыслили ослабить нас и искали (способ) взять с нас дань. Но мы не ослабились, и не отдали земли своей, как не отдали земли Трояновой римлянам, дабы не встала обида чёрная Дажьбоговым внукам, кои беспокоятся о вооружённых врагах.

Дощечка 7ж-II
Бьёт крылами Матерь Сва-Слава и говорит о тех потомках, которые ни грекам, ни варягам не поклонились. (Говорила) та птица и о гординах /воинах/ борусинских, которые от римлян пали около Дуная возле Троянова вала, на простой той тризне полегли.

Таким образом, «Велесова книга» рассматривает Трояна не как римского императора, а как славянского героя, расширившего их территории, которые запомнились как «земли Трояновы», и создавшего первый рубеж защищающий эти земли от римлян «валы Трояновы», которые позже получили название «Змиевы валы» за их грандиозность.

Знает «Велисова книга» и римского императора Траяна:

Дощечка 29 III
Вспомним о том, как римские орлы поражены были от дедов наших
близ устья Дуная, когда Траян напал на дулебов.

Вспомним, как Траян потерпел поражение от дедов наших.
И легаты его перестали дань собирать с полей наших.
И трудились (римляне) тогда на нас десять лет, а затем отпущены были домой.

Траян этот был за (сто пятьдесят) лет до готов.

Таким образом, Траян рассматривается «Велесовой книгой» как враг славян, с которым они воевали. Ни один народ, а уж славяне тем более, не будет интегрировать в свою память образ своего противника с позитивным оттенком, поэтому версия о том, что Трояновы века каким-то образом связаны с римским императором Траяном не более чем попытка выдать желаемое за действительное в русле норманской теории происхождения Руси.

О земле Трояновой в «Слове о полку Игореве» также говорится:

И встала обида в силах Даждьбожиих внуков,
Девой вступя на Троянову землю,
Крыльями всплеснула лебедиными,
На синем море у Дону плескаяся.

О Боян, соловей старого времени!
Как бы воспел ты битвы сии,
Скача соловьем по мысленну древу,
Взлетая умом под облаки,
Свивая все славы сего времени,
Рыща тропою Трояновой чрез поля на горы!

Из этих строк можно сделать вывод, что автор «Слова» под землёй Трояновой понимал все Северное Причерноморье от Дона до Карпат. С этой информацией согласуется сведения «Велесовой книги» о Трояновом вале возле устья Дуная, где в настоящее время найдены остатки древнего вала возведённого между руслом Дуная и побережьем Чёрного моря.

Итак, и «Велесова книга», написанная в середине 9 века, и «Слово о полку Игореве» написанная в 12 веке сообщают о Трояновой земле простирающейся от Карпат до Дона. При этом «Слово» помнит вековое счисление в «веках Трояновых», седьмой век которых приходился на 11 век. Если принять, что век Троянов равнялся 200 годам, то начало Трояновых веков относится к 4 – 2 веку до н.э. Это может быть время правления славянского князя Трояна, запомнившегося славянам не только как выдающийся правитель, но приобредший мифический образ, занявший место в пантеоне славянских богов. 

В этом случае, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что Троян был долгожителем и прожил около 200 лет. Но возможно ли такая продолжительность жизни в реальности?

Двумя – тремя века ранее Трояна жил китайский философ Лао-цзы (604 – после 440 гг. до н.э.), служивший  историографом-архивариусом при императорском дворе и проживший более 160 лет.

Китайский травник Ли Цинъюнь родился в 1677 и умер в 1933 году, прожив 256 лет.

Крестьянин Мампэ прибыл в 1843 году по приглашению императора в Токио (в то время Эдо) в возрасте 242 года, жене его к этому времени исполнилось - 221 год, а сыну - 201.

Таким образом, продолжительность жизни в 200 лет, является хотя и редким явлением, но все же вполне достижимой.

Так что «века Трояновы» вероятней всего являются памятью о реальном славянском (южно-русском) князе Трояне, прожившем около 200 лет в 4 – 2 веках до н.э. значительно расширившего границы славянского этноса и впервые начавшего строить грандиозные защитные фортификации в виде огромных и протяжённых земляных валов, получивших в последствии название – «Змиевы валы».



[1] Конечно можно допустить, что «век Троянов» исчислялся не столетием, а 150-летием. В этом случае седьмой век выпадает на 1000 -1150 годы. Но при этом не понятна причина увеличения века на 50 лет. Сам Траян правил всего 9 лет, прожил он 64 года (53 – 117), поэтому никаких оснований у славян исчислять свой календарь веками траяновыми не было, а уж тем более удлинять их до 150 лет.