Наречение именем

Татьяна Васса
Значение имени в Православии.

Значение имени человека, даваемое в Православии при Таинстве крещения огромно. Очень жаль, что сейчас осознание этого на уровне пастырей и паствы не происходит должным образом.
Какие имена, почему, именно, написаны? Почему это так важно?
Почему в Евангелии в самых важных моментах так часто упоминается "во Имя?"
Мф.6:9 "Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;"
Мф. 10:22 "и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется".
Мф. 18:20 "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них."
Мф.28:19 "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,"
Мф. 5:9 "И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много."
Ин.5:43 "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

Ведь, можно было бы, казалось, сказать проще, скажем, ненавидимы за Меня, или собраны ради Меня. Но, нет. Всегда говорится "во Имя".
Или же, вот эти слова разбойника на кресте:"И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!"
Или, например, вот это, очень важное:
"Он же сказал им: …Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 17-20)".(Выделение моё).

Возникает ещё один существенный вопрос: «Почему Спаситель менял имена апостолам? Как правильно понимать всё вышесказанное?

В язычестве, да и у иудеев тоже, отношение к наречению и хранению имени было важнейшим актом в жизни человека. Можно сказать, жизненно важным.
У евреев, кстати, ранее считалось, да и теперь считается: «На иврите слово душа звучит как нешама и состоит оно из четырех букв. Средние две из них составляют самостоятельное слово шем, что значит «имя». Ваше имя – это неотъемлемая часть вашей души, даже можно сказать, ее сущность.»
Далее приведу сведения из этого же источника:
...
Получение еврейского имени: законы и обычаи
...
Мальчику имя дается на 8-й день жизни во время церемонии обрезания, когда, подобно праотцу Аврааму, он вступает в союз со Всевышним.
Если ребенку не было дано еврейское имя вовремя, то исправить это можно в любой момент. До наступления совершеннолетия – 12 лет для девочки и 13 для мальчика – прерогатива остается в руках родителей. После этого возраста груз ответственности ложится на самих детей. Законы и обычаи здесь те же. Мужчине для этого необходимо пройти обряд обрезания. Без этого он не считается присоединившимся к завету еврейского народа с Б-гом, и потому не может получить еврейское имя. Женщине достаточно попросить администрацию синагоги, чтобы в день публичного чтения Торы ее новое имя было упомянуто в молитве за здоровье и удачу «Мишеберах».
...
Выбор имени ребенка должен осуществляться только после его рождения.
Существует древний обычай называть детей именами покойных родственников — отца, матери, бабушки и т.д. Это основывается на предписании Торы, которое гласит о том, что имена умерших не должны стираться из памяти народа Израиля.
Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив. А у сефардов, наоборот, назвать ребенка в честь живого и здравствующего родственника означает пожелать этому человеку процветания и долголетия.
Широко распространен обычай давать детям имена в честь праотцев еврейского народа — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана. Считается, что их великие заслуги и праведность помогают в жизни тех, кто носит их имена.
Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Менахем-Мендел — в честь Любавического Ребе.
Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился Торе
Можно выбрать имя из недельной главы Торы, которая читалась в ту неделю, когда ребёнок родился, или в честь героев праздника, если он родился в праздник — Мордехай для мальчика или Эстер для девочки, которые родились в Пурим.
Не принято давать мужское имя женщине, и наоборот.
Следует избегать называть детей именами злодеев.

Выбор имени взрослым человеком

Основные критерии выбора остаются такими же, как и при наречении, именем новорожденного. Так, если ваше нееврейское имя было дано вам в честь близкого родственника семьи, которое было созвучным с его настоящим еврейским именем (скажем, его звали Арон, а вас назвали Аркадием), то имеет смысл остановится на имени родственника, которое хотели увековечить ваши родители. В случае же, когда имя было дано без видимой причины, под влиянием моды на имена, то лучше выбирать имя, созвучное или совпадающее по значению с вашим нееврейским именем. Например, если вас зовут Антоном, то можно взять созвучные имена Натан или Нафтоли. В случае с именем Виталии, этимология которого восходит к латинскому vita, «жизнь», имеет смысл остановится на имени Хаим, имеющем такое же значение на иврите.

Изменение имени и добавление нового.

Менять еврейское имя, настоятельно не рекомендуется. В исключительных случаях это возможно, но только после консультации с авторитетным раввином.
Если человек серьезно болен, есть обычай добавить к его имени еще одно. Мужчинам добавляют имя Хаим («жизнь, жив») или Рефаэль («Бог исцелил»). Женщинам добавляют имя Хая («живая»). Такая перемена имени оказывает влияние на судьбу больного и возрождает надежду, как говорится: Мешанэ шем, мешанэ мазаль («изменяющий имя, изменяет судьбу»).
Изобретаем имена?
Среди еврейских имен мы находим достаточное количество имен нееврейского происхождения, которые были заимствованы у разных народов. Например, Зрубавел, Мордехай, Эстер — у персов; Александр, Аристобул, Гиркан — у греков; Лейб, Гирш, Вольф — у немцев и т. п. Получается, что если еврея назвать любым инородным именем, то тем самым оно становится еврейским. Так ли это?
Еврейский закон, история и обыкновенная логика подсказывают нам, что имя не становится еврейским только потому, что носителем его является еврей. Говоря языком математики, это необходимое, но не достаточное условие.
Так, согласно букве закона, называть ребенка нееврейским именем запрещено (Респонсы Маhарам Шик «Иорэ Деа», 169). Исключения могут составлять только переводы имен на другие языки (Респонсы Цофнас Панейах, 275). Допускается также использовать нееврейские имена для общения с неевреями при условии, что у человека, кроме него, есть также еврейское имя (Респонсы Маhарашдам «Йорэ Деа», 199).
С исторической точки зрения, согласно первоначальному обычаю, имя ребенку давалось по знаменательному событию в жизни родителей. Например, Ноах, Ицхак, Моше (см. таблицу кратких имен) и т. д. Однако впоследствии обычай был изменен, и теперь детей называют по имени предков. Мудрец времен Мишны (I век н. э.) Рабан Шимон бен Гамлиэль объяснял это тем, что наши праотцы обладали особым пророческим духом — руах акодеш, поэтому и называли детей в честь знаменательных событий. Мы же, утратившие подобные способности, называем детей уже существующими именами (Мидраш раба Берейшис, 37).
Источник: http://jewish.msk.ru/index.php/names

Почему привожу здесь еврейские обычаи относительно наречения имени? Потому что эти обычаи существовали в еврейском народе и до рождения Христа, таков был Закон.
Как мы помним Спаситель Закона не отменял:
Лк.16:17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна
черта из закона пропадет. (Выделение моё).

И тому подтверждение Евангельские события о наречении именем Иоанна Крестителя, и не только это:
«Глава 1 Евангелие от Луки:
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; (выделение моё)
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
...

Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. (Выделение моё).
И спрашивали знаками у отца его, ка;к бы он хотел назвать его.
Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. (Выделение моё).
И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что; будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
ка;к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.»
Казалось бы, какая разница, как назвать ребёнка? Но, нет сам Ангел от Бога возвести имя младенцу Иоанну, точно также, как оно было возвещено и Христу.
Лк.1, 30:33.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. (Выделение моё).
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.»

Итак, мы видим, что и в Новом Завете наречение именем придавалось огромное значение.
Не лишним будет осведомиться, что происходило в этом отношении у наших предков славян:
Вот, как это изложено в исследованиях по древнему язычеству:
(Источник: http://teomat.narod.ru/imyana_10_2obryada.html)

"Тризна.
Ряд исследователей до сих пор считают суть тризны неясной и связывают её с поминками, на которых устраивались поединки, пляски и пир. Но в действительности тризна могла означать наречение человека именами богов из Пантеона Ра: родовым, вечным и духовным, которые присваивались трём тонким телам человека: казуальному, душе и духу.

Имена, которые давались после смерти вечным телам человека, подтверждались на 40-й день после рождения перед Всевышним - Саром, где назывались его имена вечных тел. Наречение в Тризне, в отличие от родин кварзны, называлось крещением.
Относительно происхождения ритуала крёстной матери и крестного отца. Обычно рождение ребёнка подгонялось так, что он рождался у тех же родителей. Но бывало так, что женщина не могла в данный момент забеременеть, и тогда, чтобы не оттягивать рождение ушедшего, её могла заменить другая родственница. Но истинными родителями оставались всё-таки они, поскольку этот ребёнок у них уже рождался, быть может, не один уже раз. Поэтому через крещение они подтверждали с ним своё родство, чтобы в следующей жизни, он мог снова у них родится.
 
Слово Тризна означает наречение человека тремя именами и проводилась сразу после смерти человека, особенно если он ушёл не в своё время, поэтому приходилось подтверждать прежние имена человека повторными наречениями. В случае ухода человека в точке перехода (зачатия), проводилась только ражна наречение родовым именем, духовное и душевное же имя оставались неизменными. Если же нарушалось время наречения душевным именем, то проводилась дважна, в которую входило наречение душевным и родовым именами.
  ...
Наречение новыми именами (духовным, вечным и родовым) необходимо было умершему человеку, чтобы он снова мог перевоплотиться в этом Роде, или для перехода в другой Род, в который человек пожелал перейти, или для того, чтобы "он попал в царство Прави".
 
В Велесовой книге, говорится, что наши предки жили в царстве Прави. Но простой человек не может жить среди богов, однако, если он живыми назван богом, его место среди богов.
 
В России умершего человека хоронили на третий день, когда Берегиня переставала оберегать человека, и его уже было нельзя оживить живой водой или какими-то другими ухищрениями. Это поверье до сих пор сохранилось у православных христиан, но исчезло у мусульман, которые, наоборот, хоронят умерших в первые три дня после смерти, что совершенно недопустимо.
 
Ряд исследователей зафиксировали электрическую активность тела на 3-й, 9-й и 40-й дни. Как показали наши исследования, спустя три дня после смерти на теле умершего человека продолжают выявляться биологически активные точки, т.е. остановка жизнедеятельности тела не означает остановку жизни тонких тел человека.
 
Немаловажную роль играли также день, месяц и год смерти, по ним, вернее по их богам, можно было найти новое воплощение умершего человека. Боги, в чьи числа происходила смерть человека, присутствовали и при его новом рождении. У тибетских буддистов до сих пор сохранилась традиция по дате смерти определять дату рождения далай-лам. Это упрощает поиски среди рождённых вновь воплотившегося ламу. Для достоверности используются также отпечатки линий рук и ног, снятых при жизни, с которыми сравниваются отпечатки у вновь рождённого человека. Многочисленные находки археологов отпечатков рук и ног в затвердевшей глине - это следы, по которым нужно было искать умершего человека среди вновь воплощённых людей. Подобный отпечаток храниться даже в Софийском соборе г. Киева.
 
Как уже указывалось, Из самого слова следует, что Тризна - значит три имени.
 
Первое - родовое, давалось на третий день после смерти, в день бога Трояна. На третий день усопшего хоронили и отмечали похороны кутьёй.
 
Имя души (вечное) давалось на 8-й день после смерти в день Костромы. У евреев до сих пор отмечаются поминки на 8-й день.
 
Имя духа давалось на 9-й день (день Семаргла, бога духа), когда душа очищалась от всех других оболочек: эфирной, астральной, ментальной. На 9-й день устраивались поминки, когда человека поминали добрым словом, чтобы он выдержал проход в новый мир и получил новое хорошее воплощение. В поминальных тостах и при обряде чаркования были обращения не только к Семарглу, но и к кастово-возрастному богу, который покровительствовал умершему ещё при жизни.
 
Все три дня Тризны (3-й, 8-й, 9-й) обязательны, особенно если человек умер не в месяц своего зачатия. Тогда у него нарушается код души, и его нужно было обязательно нарекать подлинными именами: родовым (на 3-й день), вечным (на 8-й день)и духовным (на 9-й день).
... 
Тризна - была очень важным обрядом, организовывавший жизнь умерших людей на том свете и определявший новое воплощение ушедшего человека. Согласно исследованиям Б. Рыбакова, у славян прежде бытовало представление, что умершие воплощались во внуках и правнуках этого же рода. Современные же исследования говорят, что человек может умереть в одной стране, а воплотиться совершенно в другой. Это говорит о том, что больше никто из живущих не заботится о перевоплощении умерших (да и о живущих никто не позаботится потом) и древний агрегат (эгрегор) перестал выполнять свои функции.
 
Теперь Тризна исполняется людьми без должных обрядов и обращений к необходимым богам. В силу этого умершим людям, если они решили возвратиться снова в наш мир, но хотят попасть в свой Род, приходится самостоятельно преодолевать очень много трудностей. Для этого им нужно организовать собственное зачатие, чтобы оно совпало с датой его смерти (днём рождения в потустороннем мире). Обычно умершим людям это не удаётся, и они вынуждены воплощаться где попало. Поэтому встреча с родственниками и близкими людьми в последующем воплощении, как правило, больше не происходит. "

Вот сведения о наречении именами ещё и из другого источника:
(https://славяне.сайт/imyanarechenie-u-slavyan/)

"В далеком прошлом предки славян сразу младенцам имена не давали, а просто называли детей – «чадо». Только спустя определенное время, когда чада достигают определенного возраста, либо проявляют явные качества и способности, проводились обряды очищения, «вочеловечивания» и выхода из Иного Мира в Мир Яви. Одним из способов такого перехода как раз и являлся обряд имянаречения у славянских народов.
Этот мудрый обычай отличается от современного, когда имена дают родители при рождении, опираясь больше на свои желания. Обряд имянаречения несёт в себе уважение к личности ребёнка и делает того осознанным человеком, понимающим себя самого."

Имеются ещё и такие сведения:
(Источник: "Вплоть до XVII — XVIII веков на Руси существовал и обычай давать ребенку, кроме официального, еще и потаенное имя, обычно это имя давалось волхвом или знахарем и держалось в строгой тайне. Мирское имя давалось жрецом исходя из задач ребенка которые он должен постичь именно в этой жизни, то есть это имя было временным, а тайное имя это настоящее имя его души которое сохраняется навсегда, в каких бы мирах не продолжал развиваться дальше человек. Поэтому при достижении детьми возраста от 9 до 16 лет, все зависело к какой касте (утвержденный богами союз) принадлежал ребенок (в девятый год нужно исполнить ритуал для будущего волхва, в двенадцатый для воина-княжича, в шестнадцатый для остальных), жрецом проводился обряд Имя наречения взрослым имением в соответствии с уже теми наклонностями, которые успели явно проявится и если родители ранее верно подмечали к чему предрасположено чадо, то данное ими имя не менялось, а добавлялось только тайное...
Ритуал имянаречения обычо совмещался с обрядом инициацией получения священной связи с богами и предками. Это церемония, когда волхв дает знание, открывающее духовное зрение чадам, посредством чего они могут приблизиться к Богам. Оба обряда связаны с открытием портала между мирами и требуют больших энергозатрат от Волхва...
Когда же подходил нужный срок проводили обряд имянаречения. Во время этого обряда смывались детские имена (обряд проходил в текучей воде) и вместо детского давались два взрослых имени одно из них общинное под которым чадо все знали, а второе тайное, оно хранилось в глубокой тайне и его не ведали даже отец и мать."

Вот, ещё сведения о наречении именем:
(Источник: © http://grimuar.ru/ritualy/obryad-imyanarecheniya.html)

"Славянский обряд имянаречения имел право проводить только волхв или жрец, в самом крайнем случае — повитуха. Он вводил ребенка в медитативный транс, и сам в таком же состоянии следовал за его видениями. Эти духовные странствия приводили жреца к знаниям о предназначении человека. Здесь нет никакой предопределенности судьбы, дело в том, что перед приходом в мир душа человека знает, для чего рождается вновь. После этого волхв давал ребенку два имени — общее, которое знали все, и тайное, которое знал только он сам и волхв. Тайное не открывалось никому, даже родственникам. Иногда во время медитации жрецы узнавали людей, которые жили несколько десятилетий назад. Тогда они сами называли свои имена или по своим причинам просили жреца дать новые. Разница между тайным, или истинным и общим именем кардинальна. Дело не только в том, что о последнем может знать даже первый встречный, а тайное не говорят никому. Общее имя — это только напоминание о пути, который придется пройти, будучи взрослым. Тайное же отражает истинную суть человека. По сути, обряд имянаречения у славян был сакральным обрядом, который открывал судьбу человека. После реинкарнации душа теряет память, и задача жреца — вернуть ее на подсознательном уровне, напомнить о цели прибытия в мир живых."

Если мы обратимся к исследованиям о наречении имени у разных народов, (
https://azbyka.ru/deti/sistema-lichnykh-imen-u-narodov-mira), то мы увидим, что почти у всех из них, к имени человека относились более, чем серьёзно.

Теперь вернёмся к тому, как сейчас нарекают именем в православной традиции.
(https://azbyka.ru/narechenie-imeni)
«Нарече;ние и;мени – обряд, совершаемый на 8 день после рождения ребёнка, именуется в Требнике: «Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В прежние времена младенцам имя нарекали задолго до дня Крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения.
В Ветхом Завете был закон, по которому в восьмой день полагалось обрезание младенца. В Новом Завете вместо этого обряда обрезания ставится наречение имени. Если в обрядах первого дня не произносится никакого имени, то теперь ребенок называется по имени и его имя соотносится со Святым Именем Божиим: «…и даждь, Господи, не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем…».
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.»
Если соотносить Таинство Крещения с языческими правилами, то получается, что имена в Месяцеслове указаны по дате земной кончины, а не дня рождения того святого, память которого совершается. Таким образом, имеется некий прообраз воплощения имени святого в этот мир.
Когда мы подступаем к Таинству Причастия, то что мы обязаны назвать перед Чашей? Правильно, своё имя, нареченное в Таинстве Крещения. Таким образом, мы укрепляемся в связующем святом роде Христовом в том числе и через имя, данное при Крещении.
Когда мы празднуем именины? В день памяти того святого, чьим именем наречены. Это считается не трагическим событием, а праздником для человека. Что празднуется?  Наверное, связь имени святого, который прославил своё имя и, одновременно, имя человека, который его носит. Ведь, и название этого индивидуального праздника происходит от слова ИМЯ — именины.
Что мы пишем для поминовения о здравии или упокоении? Правильно, имена данные в Таинстве Крещения. Не фамилию, не данные паспорта и прописку. Одного только имени достаточно, чтобы помянуть человека на Небесах. Здравие или упокоение, всё равно, имя поминается у Бога.
Таким образом. Спаситель, мало того, что не отменил Закона, но, в соответствии ему основал новый Божественный род святых, к котому мы прилепляемся, принимая от Него новые имена взамен языческих, которые должны быть «написаны на небесах». Происходит процесс обОжения посредством Духа Святого для Царствия Божьего, как и было обещано Спасителем.
Что такое имя, которому придается такое большое значение? Сочетание ли звуков? Какой-то код, в котором зашифрована наша душа в вечности? Думается, что теперь, в определённом смысле, это — тайна для нас.
Однако, сейчас мы относимся к этой тайне без должного почтения, как к выбору, так и к его, если можно так сказать, несению.
Нередко мы руководствуемся благозвучием, красотой, личной симпатией к нарекаемому имени, а вовсе не божественной связью с новым родоначальником душ наших, со Христом. Вместо того, чтобы  искать и укреплять эту связь, мы её запутываем и расшатываем вполне человеческими симпатиями и антипатиями.
Утрачивая истинное значение нашего имени, мы, по отношению к нему, (к имени), и не христиане, и не язычники, называя, порой, друг-друга Таньками. Васьками, Людками, Сашками..., унижая святыню не только грехами, но и словесами пустыми своими. Не было бы у нас, как сказано в Книге Ездры «(Ездр.10:22): «...Святое наше осквернено, и имя, которое наречено на нас, едва не поругано...»
Не потерялись ли мы у себя и у Христа? Знаем ли мы уверенно, кто мы по имени, какого рода-племени?