396 Подводный ракетный крейсер К-228 9 августа 197

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

396. Подводный ракетный крейсер К-228. 9 августа 1973 года.

Сводка погоды: Норвежское море. БПК "Свирепый". Четверг 9 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 3.0°C, средняя: плюс 4.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.2°C. Восход солнца – 03:34, заход солнца – 23:38 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Ян-Майен (Остров Ян-Майен, Норвегия). Скорость ветра - 6 м/с. Волнение моря - 4 балла. Длинная пологая океанская зыбь.

Итак 8 августа 1973 года БПК "Свирепый", выполнив боевой приказ командования ГШ ВМФ СССР, оказался в нужное время в нужном месте морского района Норвежского моря вблизи от Северного полярного круга, чтобы охранять и обеспечивать испытательный пуск из-под воды советской баллистической ракеты Р-27У ракетного комплекса Д-5У новой подводной лодки с баллистическими ракетами. Об этой подводной лодке на БПК "Свирепый" было известно только то, что она есть, что командир этой подводной лодки переговаривался по звукоподводной связи с нашим командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым и что действительно с неё стартовала мощная ракета, которая своим оглушающим рёвом и пламенным озарением плотных слоёв облаков фактически и реально показала и доказала, что такие средства ракетного вооружения у СССР есть.

Эта подводная лодка была невидимая, неслышимая, неосязаемая и неизвестная для нас, поэтому лично мне она казалась волшебной, магической, фантастической, нереальной, как подводная лодка капитана Немо... На самом деле это была вполне реальная советская атомная подводная лодка-ракетоносец ПЛАРБ новейшего проекта 667АУ с названием "К-228". Вот её история и ТТХ (тактико-технические характеристики)...

Подводная лодка, которая сейчас 9 августа 1973 года кралась где-то под нами, прикрываясь шумами нашего БПК "Свирепый", относилась к ПЛАРБ базового проекта 667А "Навага", но была первым подводным ракетоносным крейсером стратегического назначения (РПКСН), усовершенствованным по проекту 667АУ "Налим", так как на ней был установлен новый ракетный комплекс Д-5У с баллистическими ракетами БРПЛ Р-27У.

ПЛАРБ пр.667АУ К-228 была заложена на стапеле Северного машиностроительного предприятия в городе Северодвинске 4 сентября 1970 года, спущена на воду 3 мая 1972 года и вступил в строй ВМФ СССР 30 сентября 1972 года, то есть всего лишь через 2 года после закладки киля. Начинали строить эту подводную лодку по проекту 667А "Навага", а достроили по пр.667АУ "Налим", поэтому её базовые ТТХ были типовыми с некоторыми отличиями и усовершенствованиями.

Тип корабля: РПКСН
Обозначение проекта: 667АУ «Налим»
Разработчик проекта: ЦКБ-18, ЛПМБ «Рубин»
Главный конструктор: А.С. Кассациер, С.Н. Ковалёв
Кодификация НАТО: «Yankee»
Скорость (надводная): 15 узлов
Скорость (подводная): 28 узлов
Рабочая глубина погружения: 320 м
Предельная глубина погружения: 650 м
Автономность плавания: до 90 суток
Экипаж (сменный): 140 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,
Размеры:
Водоизмещение надводное: 11 740 т
Водоизмещение подводное: 18 200 т
Длина наибольшая (по КВЛ): 132 м
Ширина корпуса наиб.: 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ): 7,9 м
Силовая установка: Главная: 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4; 2 паротурбинных установки ОК-700; 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635; 2 турбогенератора
Силовая установка вспомогательная: 2 дизель-генератора ДГ-460 постоянного тока; 2 группы свинцово-кислотных АБ (аккумуляторных батарей) по 112 элементов 48-СМ; 2 гребных реверсивных ЭД (электродвигателя) ПГ-153 по 225 КВт
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 - с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды).
Ракетное вооружение: ракетный комплекс Д-5У, 16 ПУ БРПЛ Р-27У (РСМ-25).

Проект ракетной АПЛ "второго поколения" начали разрабатывать в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера ещё в 1958 году, а в 1961 году была предложена компоновка ПЛ с 8 жидкостными ракетами пускового комплекса Д-4 или с 8 твердотопливными ракетами пускового комплекса Д-6. АПЛ проекта 667 по ракетный комплекс Д-5/Р-27 был разработан в 1962 году ЛПМБ (ЦКБ МТ) «Рубин» под руководством генерального конструктора проекта С.Н. Ковалёва. Этот вариант ПЛАРБ пр.667А типа "Навага" уже позволял подводной лодке нести 16 баллистических ракет.

Новая АПЛ была совершеннее предыдущих по всем параметрам, прежде всего, гидродинамическим, потому что ракетоносец должен был: незаметно и уверенно маневрировать на разных скоростях (практически от 0 до 25 узл); удерживать строго вертикальное положение при подводной стрельбе на малом ходу (3-5 узл); обеспечивать и выдерживать темп одновременной стрельбы практически всеми 16-ю ракетами; быстро переходить из района ожидания в район боевых пусков ракет и быстро уходить из этих районов до прихода сил ПВО; быть малошумной, малозаметной (лучше всего, бесшумной и незаметной - автор).

Трудности в создании комплекса ПЛАРБ - Д-5/Р-27 заключались в том, что на выходящую из шахты АПЛ ракету действуют различные силы, факторы и феномены: давление потока воды на ходу АПЛ; давление воды на глубине; качка (бортовая и килевая); газо- и гидродинамические силы; условия обслуживания и подготовки ракет к пуску; погода и состояние моря; маневрирование АПЛ при противодействии силам ПЛО. Все эти силы, факторы и феномены сбивали прицел ракеты, которая не просто должна была выскочить из АПЛ и взлететь в воздух, но набрать нужную высоту, лететь в нужном направлении и поразить нужную цель с определёнными координатами и размерами... Поэтому новая АПЛ пр.667А и 667АУ должны были иметь автоматизированные боевые информационно-управляющие системы (БИУС), специальные ЭВМ, средства навигационного целеуказания, наведения и управления как для ракетного комплекса Д-5/Р-27, так и для подводного ракетоносца. Такая БМУ "Туча" впервые была создана для ПЛАРБ пр.667А (667АУ) под руководством главного конструктора Р.Р. Бельского.

Темп строительства подводных лодок пр.667 на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске был таким, что на весь процесс от закладки на стапеле первого элемента корпуса до вступления АПЛ в строй ВМФ СССР уходило всего 2 года. Первый РПКСН пр.667А "К-137" был заложен на стапеле в конце 1964 года, спущен на воду 28 августа 1966 года, а 1 сентября 1966 года на К-137 был поднят военно-морской флаг ВМФ СССР. В этот же день на ходовых сдаточных испытаниях К-137 на максимальных оборотах турбин достигла скорости 28,3 узла (52,41 км/ч). Таким образом новые советские атомные подводные лодки пр.667А фактически сравнялись по динамическим характеристикам с американскими АПЛ типа "Трешер" и "Стерджен", то есть могли вступать с ними в подводные маневровые дуэли...

АПЛ пр.667А имела два корпуса - прочный, рассчитанный на высокое давление воды на глубине, в этом корпусе обитал экипаж АПЛ и находились все основные машины, механизмы и вооружение, и легкий, который создавал облик лодки и в котором находились все инженерные сети, конструкции и средства обеспечения хода АПЛ. Прочный корпус имел форму цилиндра диаметром 9,4 м с носовой оконечностью овальной формы и кормовой веретенообразной оконечностью. Толщина стенок прочного корпуса из маломагнитной стали АК-49 - 40 мм (4 см). Прочный корпус разделялся водонепроницаемыми переборками из стали АК-49 толщиной 12 мм на 10 отсеков:
1-й торпедный отсек;
2-й аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
3-й центральный пост, пульт ГЭУ;
4-й ракетный отсек;
5-й ракетный отсек;
6-й дизель-генераторный отсек;
7-й реакторный отсек;
8-й турбинный отсек;
9-й турбинный отсек;
10-й электродвигательный отсек.

Между прочным и лёгком корпусов был обустроен конструктивный набор шпангоутов из стали АК-49 толщиной 12 мм высотой 330 мм. Лёгкий корпус изготовлен из стали ЮЗ. В наборе шпангоутов АПЛ между прочным и лёгким корпусами размещались трубопроводы, прочные наружные цистерны, рули, механизмы, другие выступающие части корпуса. АПЛ пр.667, как и все другие любые подводные лодки, - это большие и мощные механизмы, которые работают, двигаются в воде, значит, производят шум. Шумность АПЛ пр.667А на скорости 4 узла - 100-130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м. Что это значит? С чем этот шум можно сравнить?

0 дБ - Порог слышимости (ничего не слышно)
10 дБ - Почти не слышно (тихий шелест листвы, перемещение насекомых, мышей или кошек)
15 дБ - Едва слышно (шелест листвы, журчание родника или ручья)
20 дБ - Едва слышно (тихий шепот, перемещение животных-охотников, ночные природные звуки, кроме крика животных и птиц)
25 дБ - Тихо (шепот человека, ночные звуки в лесу, звуки раннего утра или вечера на природе)
30 дБ - Тихо (отчётливый шёпот влюблённых, тиканье настенных часов, норма для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч)
35 дБ - Довольно слышно (приглушенный разговор, дневной шум леса, поля)
40 дБ - Довольно слышно (обычная речь, норма для жилых помещений, с 7 до 23 ч)
45 дБ - Довольно слышно (обычный разговор людей в тишине, шум природы или окружающей среды)
50 дБ - Отчётливо слышно (свободный разговор людей, стук пишущей машинки)
55 дБ - Отчётливо слышно (европейская норма для офисных помещений класса А, шум на улице)
60 дБ - Шумно (норма шума для контор, офисов, залов с большим количеством говорящих людей, шум толпы)
70 дБ - Шумно (громкие разговоры людей, звонок механического будильника, бытовой пылесос, шум в салоне легкового автомобиля на скорости 50 км/ч)
80 дБ - Очень шумно (крик, брань, мотоцикл с глушителем, шум вагона метро в тамбуре)
90 дБ - Очень шумно (громкие крики, грузовой железнодорожный вагон на расстоянии 7 м, двигатель тяжёлого грузовика)
100 дБ - Крайне шумно (оркестр, вагон метро, раскаты грома, шум цеха на заводе, работа насосов и вентиляторов на расстоянии 1 м, максимально допустимая европейская норма звукового давления для наушников плеера)
110 дБ - Крайне шумно (вертолёт, работающая турбина, дизель-генератор на расстоянии 1 м, бой с применением стрелкового оружия)
120 дБ - Почти невыносимо (отбойный молоток на расстоянии 1м, машинное отделение корабля или подводной лодки, шум на поле боя с применением стрелкового и артиллерийского оружия)
130 дБ - Болевой порог (самолёт на старте на расстоянии 100 м, звуки катастрофы, землетрясения, извержения вулкана в относительной близи)
140 дБ - Контузия (взлетающий реактивный самолёт на расстоянии 25 м, звуки землетрясения, взрывов, бомбёжки, извержения вулкана в непосредственной близи)
150 дБ - Взрывной удар (взлетающая ракета-носитель на расстоянии 100 м, взрыв тяжёлого снаряда, ракеты или авиабомбы в непосредственной близи)
160 дБ - Шок, травмы (ударная волна от сверхзвукового самолёта, выстрел из ружья вблизи уха, внутри артобстрела или бомбёжки)
Свыше 160 дБ  - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких (в непосредственной близи от эпицентра взрыва ВВ),
Свыше 200 дБ - гибель человека от звукового воздействия (в эпицентре мощного взрыва ВВ).

Предельное звуковое давление:

170 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,0063 МПа;
180 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,02 МПа или длительный звук с таким давлением (вызывает смерть);
190 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,063 МПа;
194 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,1 МПа (равным атмосферному давлению) при которой возможен разрыв лёгких;
200 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,2 МПа, возможна смерть;
210 дБ - воздушная ударная волна давлением 0,63 МПа;
220 дБ - воздушная ударная волна давлением 2 МПа;
230 дБ - воздушная ударная волна давлением 6,3 МПа;
240 дБ - воздушная ударная волна давлением 20 МПа;
250 дБ - воздушная ударная волна давлением 61 МПа в начальный момент взрыва ВВ (тринитротолуол);
260 дБ - ударная волна давлением 200 МПа;
270 дБ - ударная волна давлением 632 МПа;
280 дБ - ударная волна давлением 2000 МПа;
282 дБ - максимальное давление воздушной ударной волны при ядерном взрыве (2500 МПа).

При этом подводные лодки не только шумят с разной силой, то есть громкостью, они ещё издают характерные, то есть узнаваемые звуки работающих механизмов, винтов, рулей, завихрения воды под воздействием корпуса и выступающих элементов и т.д. Точно так же, как звери и люди узнают друг друга по издаваемому ими шуму, звукам, шумам, например, по интонациям речи, обертонам говора, звукам языка, звуковым сигналам и т.д., в море возможно отличить источники характерных звуков, идентифицировать их, то есть классифицировать тип корабля или подводной лодки, определить их местоположение, запеленговать, прицелиться и т.д. Та советская атомная подводная лодка пр.667АУ К-228, которую БПК "Свирепый" 8 августа 1973 года охранял и обеспечивал безопасность испытательного пуска ракеты Р-27У, вероятно, тоже шумела, но шумела так, что мы её почти не слышали, хотя находились в непосредственной близости от неё. Есть, есть у военных моряков-подводников свои секреты оставаться невидимыми и неслышимыми при наличии самых современных и совершенных противолодочных средств поиска, обнаружения и ведения подводных лодок...

Наша "визави", ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228 имела основное вооружение: ракетный комплекс Д-5У, состоящий из 16 пусковых установок с баллистическими жидкостными ракетами Р-27У, расположенных двумя рядами по 8 установок в 4-м и 5-м отсеках (по 4 ракеты в каждом). В 1-м носовом торпедном отсеке располагались 6 носовых торпедных аппаратов: 4 противолодочных и противокорабельных торпед калибра 533 мм и 2 торпеды калибра 400 мм - самоходные имитаторы ПЛ (приборы постановки помех).Боекомплект торпедного оружия К-228 составляли 16 торпед, в том числе две торпеды с ядерными боевыми и 4 "самоходных прибора постановки помех" (имитатора ПЛ).

ГЭУ (главная энергетическая установка) ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228 - это два водо-водяных ядерных реактора ВМ-2-4 мощностью 89,2 мВт, паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератор с автономным приводом (АТГ),. Номинальная мощность ГЭУ - 52 000 л.с. Реакторы ВМ-2-4 и парогенераторы размещались в 7-м отсеке, паротурбинная установка ОК-700 и АТГ - в 6-м (левого борта) и 9-м (правого борта) отсеках. АТГ вырабатывали электроэнергию напряжением 380 В. Вспомогательное оборудование ГЭУ также вырабатывало электроэнергию, обеспечивало пуск и расхолаживание ГЭУ, движение лодки в надводном положении. Два дизель-генератора ДГ-460 располагались в 6-м отсеке, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) - во 2-м отсеке. Здесь же размещались два гребных реверсивных электродвигателя ПГ-153 (мощностью 225 кВт каждый).

Винты современных подводных лодок - это секрет "фирмы", они имеют саблевидную форму, многолепестковые, со специальной обработкой лопастей, чтобы уменьшить эффект кавитации, то есть образования воздушных пузырьков при вращении в морской воде, которые характерно и сильно шумят ("шипят", булькают). Для снижения шумности фундаменты всех машин и механизмов ГЭУ установлены на специальных вибродемпфирующих резиновых прокладках. Звукоизолирующей резиной был покрыт весь прочный корпус, а лёгкий корпус защищён нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием. Вот почему шумность АПЛ пр.667А на скорости 4 узла - 100-130 Дб на 1 Па была внутри лодки...

ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" имели мощное размагничивающее устройство, которое снижало магнитное поле лёгкого корпуса, прочных наружных цистерн, трубопроводов, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей корпуса, применялась "система активной компенсации электромагнитного поля, создаваемого гальванической парой "винт-корпус". Собственная генерация электроэнергии различных напряжений создавало условия для повышения надёжности подводного крейсера, применения самого широкого спектра корабельного оборудования, в том числе ЭВМ боевой информационно-управляющей системы ракетного и торпедного оружия БИУС "Туча", навигационной системы ориентирования ПЛ и оружия в любых широтах. Кроме этого, после трагедии с американской АПЛ "Трешер", на все АПЛ пр.667 была установлена комплексная система автоматизированного (программного) управления ходом АПЛ по курсу и глубине, а также стабилизацию положения АПЛ на определённой глубине, исключающую "провалы" АПЛ на запредельную глубину. Кстати, передние рули глубины на АПЛ пр.667 располагались так же, как на американских АПЛ - на ограждении рубки, а кормовые рули были "крестообразными".

В состав радиоэлектронного оборудования ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228, кроме БИУС "Туча", входили: гидроакустический комплекс «Керчь» - основное информационное средство обнаружения, поиска и ведения целей в подводном положении; всеширотный навигационный комплекс "Тобол" (главный конструктор - О.В. Кищенков), радиолокационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос» и поисковая РЛС "Залив-П". В состав НК "Тобол" входили: первая в СССР инерциальная навигационная система; абсолютный гидроакустический лаг (измеритель скорости движения ПЛ относительно дна моря); цифровая ЭВМ обработки и выдачи навигационной информации. В совокупности БИУС и НК позволяли уверенно маневрировать и перемещаться в подводном положении в любых широтах земного шара, применять ракетное и торпедное оружие с точным целеуказанием (до 85° северной широты), точно определять курс ПЛ, идти по заданному курсу, программно маневрировать, измерять скорость движения АПЛ относительно дна моря и воды моря, производить счисление географических координат и выдавать всем боевым частям и службам АПЛ необходимые данные и целеуказания. Кстати, гидроакустическая станция системы "Керчь", разработанная под руководством главного конструктора М.М. Магида, работала в режиме эхо- и шумопеленгования на дальности 1-20 км, предназначена была для освещения подводной обстановки, выдавала целеуказание для торпедной стрельбы и могла находить мины...

ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228 имела новейшие средства связи: радиостанции СВ, КВ и УКВ диапазонов радиочастот, комплекс автоматизированной радиосвязи "Молния", разработанный под руководством главного конструктора А.А. Леонова. Комплекс "Молния" имел автоматизированное радиоприёмное устройство "Базальт" и радиопередающее устройство "Скумбрия", обладающие скрытой автоматической настройкой на любую частоту рабочего диапазона радиоволн.

Кроме этих устройств на АПЛ имелась всплывающая с глубины 50 м СДВ-антенна буйкового типа "Параван" для приёма и передачи целеуказания по сигналам спутниковой навигационной системы. Новой была и аппаратура засекреченной связи (ЗАС), которая позволяла автоматически шифровать сообщения, передаваемые по линии "Интеграл" и это было впервые на подводных лодках. Естественно, на ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228 имелась радиоэлектронная аппаратура опознавания "свой-чужой" "Хром-КМ" (тоже впервые на ПЛ).

На АПЛ пр.667А и 667АУ, возможно, впервые конструкторы уделили большое внимание обитаемости, то есть комфортным условиям жизни, жизнедеятельности и службы людей, личного состава экипажа корабля. В каждом отсеке АПЛ была своя почти бесшумная автономная система кондиционирования воздуха. Личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Впервые для старшинского состава была устроена специальная столовая, которая трансформировалась в кинозал или в спортзал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны за переборки (панели). Кают-компания офицеров имела современный дизайн в светло-серых тонах, уютное и достойное "крейсерское" обустройство. Обычные взрывобезопасные лампы дизельных ПЛ сменились на современные люминесцентные светильники с приятным для глаз светом.

Новый облик, новая конструкция и новые боевые возможности ПЛАРБ пр.667А и 667АУ немедленно отразились в морском жаргоне советских подводников, которые неизменно и естественно давали всем и всему свои наименования и прозвища. Например, ПЛАРБ ВМС США типа "Джордж Вашингтон" они именовали "ваньками", намекая на их простоватость, а свои АПЛ пр.667А и 667АУ называли иронично-ласково "азухами", отмечая их первостепенность (аз) и нахальную боевитость (хамоватое ухарство). Кстати, в ВС НАТО не зря ПЛАРБ пр.667А и 667АУ дали кодовое обозначение "Yankee" - признавали их равенство с американскими АПЛ...

"Нахальная боевитость" советских подводников была несколько вынужденной, потому что из-за относительно малой дальности полёта наших баллистических ракет, ПЛАРБ пр.667А и 667АУ должны были нести боевую службу вблизи берегов стран-государств "вероятного противника", то есть в районах активной ПЛО. Вот почему северодвинское Северное машиностроительное предприятие и ССЗ им. Ленинского комсомола в год передавали ВМФ СССР по 6 АПЛ пр.667А и 667АУ, при этом на СМП одновременно строилось 8 АПЛ. В конце 70-х годов XX века 7 АПЛ пр.667А (К-137, К-214, К-241, К-245, К-252, К-258 и К-444) модернизировали по проекту 667АУ.

За период с 1964 года по 1979 год ПЛАРБ пр.667А и 667АУ выполнили 590 боевых служб и патрулирований в Мировом океане и уступили своё место новым советским атомным подводным ракетоносцам с более совершенным ракетным, торпедным и иным вооружением, но сегодня 8-9 августа 1973 года под холодными водами Норвежского моря почти бесшумно двигалась вместе с БПК "Свирепый" самая совершенная на этот момент ПЛАРБ пр.667АУ К-228.

9 февраля 1970 года будущая АПЛ пр.667АУ К-228 была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР и началось комплектование ей будущего командного состава.

4 сентября 1970 года (через 2 месяца после БПК "Свирепый") на стапеле цеха №50 северодвинского Северного машиностроительного предприятия (ПО "Севмашпредприятие") заложена первая деталь крейсерской атомной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 667А зав. № 461. Одновременно началось формирование и обучение личного состава экипажа будущей АПЛ К-228 в составе 339-й БрСРПЛ БелВМБ.

3 мая 1972 года будущая АПЛ К-228 спущена на воду со стапеля цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" г. Северодвинск и поставлена к стенке завода для достройки по пр.667АУ.

30 сентября 1972 года, несмотря на то, что работы по доводке не завершились из-за неполного завершения испытаний нового ракетного комплекса Д-5У и ракет Р-27У, будущая АПЛ пр.667АУ К-228 вступила в строй ВМФ СССР.

31 октября 1972 года ПЛАРБ пр.667АУ К-228 с экипажем на борту включена в состав Краснознамённого Северного флота и вошла в состав 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная (Мурманск-130, Гаджиево).

В ноябре 1972 года на ПЛАРБ пр.667АУ К-228 под командованием командира КрПЛ капитана 1 ранга Г.В. Косинцева начались лётные испытания первого отечественного морского ракетного комплекса Д-5У с баллистической ракетой Р-27У (изделие ЗМ-20), оснащённой тремя разделяющимися ядерными боевыми частями.

Ноябрь 1972 года - август 1973 года - период проведения лётных и государственных испытаний на ПЛАРБ пр.667АУ К-228 ракетного комплекса Д-5У. Успешно осуществлены 18 подводных пусков баллистической ракеты Р-27У. При этом в одном пуске Р-27У пролетела рекордное расстояние 3000 км, правда, из-за неисправности сравнивающего устройства и пока не кончилось топливо в ракете. Ракеты Р-27У испытывались как одиночно, так и в пуске залпом.

В июле-августе 1973 года ракетный комплекс Д-5У/Р-27У в режиме государственных испытаний был принят на вооружение и ПЛАРБ пр.667АУ К-228 досрочно вышла на боевую службу в районы боевого патрулирования в Северной Атлантике. Последние два пуска ракет Р-27У государственных испытаний ракетного комплекса Д-5У на максимальную дальность проводились в условиях нахождения КрАПЛ К-228 в районах активной ПЛО ВМС США-НАТО.

8 августа 1973 года на ПЛАРБ пр.667АУ К-228 перед пуском ракеты Р-27У произошло ЧП: "Во время отстрела ВИПС произошло заклинивание сигнального патрона. При попытке извлечения, не сработал нижний стопор, и патрон вылетел в отсек в сторону насосов гидравлики рулей ПЛ. По счастливой случайности не возник пожар и никто из личного состава (КрАПЛ К-228) не пострадал". Вот почему мы 8 августа 1973 года на БПК "Свирепый" были в неведении и долго ждали пуска ракеты с КрАПЛ К-228...

11 декабря 1973 года после завершения комплексных государственных испытаний и подписания приёмного акта ПЛАРБ пр.667АУ К-228 под командованием командира корабля капитана 1 ранга Г.В. Косинцева (период службы на К-228 06.1970 - 12.1973) принята в боевой состав кораблей ВМФ СССР (в/ч 40607). Одновременно производилось формирование и боевая подготовка второго сменного экипажа КрАПЛ К-228 (в/ч 40607-А) под командованием А.П. Савина (период службы на К-228 09.1972 - 05.1978).

4 января 1974 года морской ракетный комплекс Д-5У с баллистической ракетой Р-27У был официально принят на вооружение ВС СССР и ВМФ СССР.

Тактико-технические данные ПЛАРБ пр.667АУ КрАПЛ К-228:

Кораблестроительные элементы:
L max = 128 метров; В max = 11,7 метра; Т max = 7,9 метра;
W нп = 7 850 тонн; W пп = 10 100 тонн; ЗП = %
Н раб. = 320 метров; Н пред. = 400 метров;
Оперативно-тактические элементы:
V нп = 13.5 узла; V пп = 27 узлов;
Д нп = (без ограничений) миль; Д пп = (без ограничений) миль;
Обитаемость и запасы:
Экипаж - 114 человек; Автономность - 60 суток;
Навигационное вооружение:
Навигационный комплекс «Тобол»
перископы ПЗНГ-8М и ПЗНС-8
Радиолокационное вооружение:
РЛС кругового обзора
РЛС поиска работающих РЛС
РЛС опознавания
Гидроакустическое вооружение:
ГАК «Керчь» (МГК-100)
ТК МТ-70
Средства связи:
КСС «Молния» или «Молния-Л»
Система СС «Циклон-5»
ВВАБТ «Зубатка» или «Параван»
Энергетическая установка:
двухвальная, двухбортная, 2 винта фиксированного шага.
2 водо-водяных ядерных реактора ВМ-2-4 суммарной тепловой мощностью 180 МВт;
2 паро-производительных установки ОК-700
2 главных турбозубчатых агрегата ГТЗА по 20 000 л.с. ТЗА-635
2 автономных турбогенератора по 3 000 кВт
2 группы свинцово-кислотной АБ типа
2 дизель-генератора по 460 кВт;
2 гребных ЭД с винтами фиксированного шага по 225 кВт.
Телевизионный комплекс МТ-70.

Справка:
25 июля 1977 года ПЛАРБ пр.667АУ К-228 официально переклассифицирована в ракетный подводный крейсер (РПК) пр.667АУ.
3 июня 1992 года РПК пр.667АУ К-228 переклассифицирован в "крейсерскую ПЛ" в соответствии с соглашениями СССР и США по договору ОСВ-1.
В сентябре 1997 - октябре 1998 года корпус списанной с ВМФ КПЛ разделан на металл в МП "Звёздочка", г. Северодвинск.
Источники справочных данных:
Составители: Илья Курганов и Андрей Николаев.

Фотоиллюстрация: 8-9 августа 1973 года. Северо-Восточная Атлантика. Норвежское море. Продольный разрез ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228. 1 - основные антенны ГАК "Керчь"; 2 - цистерна безпузырьковой торпедной стрельбы; 3 - 533-мм ТА; 4 - цистерна кольцевого зазора; 5 - торпедозаместительная цистерна; 6 - носовой люк; 7 - носовой аварийный буй; 8 - запасные 533-мм торпеды; 9 - торпедопогрузочный люк; 10 - носовой (торпедный) отсек; 11 - носовая группа АБ (аккумуляторных батарей); 12 - гидродинамический лаг; 13 - ЦГБ; 14 - шпиль и шпилевая машина; 15 - баллоны ВВД; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - кормовая группа АБ; 18 - репитер гирокомпаса, пеленгатор и секстан на карданном подвесе (пелорусе); 19 - перископ системы МТ-70-8; 20 - перископ ПЗНГ-8; 21 - боевая рубка; 22 - третий (центральный) отсек; 23 - центральный пост; 24 - перископ астрокорректора; 25 - радиосекстан "Сайга"; 26 - антенна радиопеленгатора "Завеса"; 27 - антенна РЛК; 28 - РДП; 29 - антенна СОРС "Залив-П"; 3 - четвёртый (носовой ракетный) отсек; 31 - ракетная шахта ракетного комплекса Д-5У; 32 - пятый (кормовой ракетный) отсек; 33 - шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 34 - цистерны дизельного топлива; 35 - седьмой (реакторный) отсек; 36 - реактор; 37 - парогенератор; 38 - теплообменный блок; 39 - реверсивные баллоны; 40 - восьмой (носовой турбинный) отсек; 41 - паровая турбина; 42 - конденсатор; 43 - муфта эластичная; 44 - планетарный редуктор; 45 - главный упорный подшипник (ГУП); 46 - маслоохладитель; 47 - девятый (кормовой турбинный) отсек; 48 - электронасос конденсаторный; 49 - автономный турбогенератор (АТГ); 50 - всплывающая спасательная камера (ВСК); 51 - кормовой люк; 52 - гребной электродвигатель (ГЖД); 53 - муфта эластичная; 54 - десятый (кормовой) отсек; 55 - кормовой аварийный буй; 56 - приводы кормовых рулей. Обустройство рубки (справа налево): на переднем крае рубки располагается на пелорусе с карданным подвесом пеленгатор и секстан; ниже из рубки выдвигаются горизонтальные рули; за пелорусом следуют: перископ ПЗНС-8, перископ МТ-70-8, ПМУ "Ива-М", перископ ПЗНГ-8М, перископ ПР-14, обтекатель шахты радиосекстана "Сайга", антенный пост (АП) радиопеленгатора "Завеса-П", ПМУ ВАН-С и ПМУ АП РЛК "Альбатрос", ПМУ РДП и АП СОРС "Залив-П". С правой боковой стороны рубки располагался вход выпускного буксируемого антенного устройства антенны ВБАУ "Циклон".