для музыкантов

Олег Лаврусенко
Для  музыкантов Андрея Поночевного и Кирилла Кедука         
18.05. 2018. Гродно. Концерт из произведений С.В. Рахманинова

Служа в армии, в 1961-м году, после операции аппендицита мне предоставили отпуск при части. Появилась возможность позаниматься на инструменте, но мне запретили до обеда играть на баяне, и пришлось от завтрака до обеда читать ноты без инструмента. В то время у меня был один единственный нотный сборник, который я прочитывал по три раза, а одно произведение заучивал, проигрывая в уме без инструмента около десятка раз. После нескольких дней таких занятий, играя на баяне, звучание инструмента не поглощало яркости представлений, и мне казалось, что я играю вдвоём, слышу два звучания. Представления и восприятия.
 
  Однажды, забавы ради, я решил представить, как - бы сыграл это разучиваемое мной произведение выдающийся баянист. И, О, Чудо! В представлении появилось совсем другое, отличное звучание, и я его копировал, играл вместе с Ним. Невидимым, но слышимым. Сейчас это называется музыкально-исполнительским образом. Только я не сам его создал, а попросил кого-то из другого мира проиллюстрировать мне.
 В педагогической практике лучше не развивать приглашение через медитацию помощников, а самому создавать музыкально-исполнительский образ. Тот, кто пользовался такими помощниками, часто  умирают, погибают, уходят в мир иной молодыми в 25-27 лет.   По-моему, Паганини на концертах такими помощниками пользовался, и после каждого выступления в полуобморочном, полумёртвом состоянии долго отдыхал. Удивительно только, как он смог дотянуть до 57? В его биографии часто описываются способы работы, которыми он занимался. Наибольший интерес  вызывает то, что большинство из описанных случаев – игра без инструмента, в уме, в представлении, что вводило в заблуждение пожелавших соревноваться с  Паганини, будто он совсем не занимается, и его легко победить. В книге Виноградова ОСУЖДЕНИЕ  ПАГАНИНИ такие случаи описаны. 
          Для музыкантов, у которых восприятия своей  громкой игры перекрывают, заглушают внутренние представления, обязательно необходимо работать над их укреплением, занимаясь без инструмента. Для этой цели известный пианист, методист, педагог С.И. Савшинский в своих книгах «Пианист и его работа» и «Работа пианиста над музыкальным произведением» давал рекомендации о чередовании и процентном соотношении работы на инструменте и работы в уме, в плане представлений на разных этапах развития учащегося.
           Многие выдающиеся музыканты прекрасно владеют работой в уме, в представлении. Не только анализ разучиваемого произведения, но и подбор выразительных средств, и техническая отработка проводится в уме, в плане представлений. Артур Рубинштейн, когда приезжал в Москву в восьмидесятилетнем возрасте говорил, что в последнее время он значительно развил свою технику, что позволило играть произведения, которые ранее не удавались, и что он не садится за инструмент, пока полностью не выучит произведение. То есть, вся его работа над разучиванием совершается в уме, в плане представления.      
         Все знают Буратино. Как отец Карло его сделал? Взял кусок дерева, топором, ножом вырезал, вытесал куклу. Как её оживить? Надо вспрыснуть живой водой! Где её взять?  Вернёмся к музыкальной жизни. Вы выучили, «вытесали» произведение. Как его оживить? У каждого есть живая вода! Это ваши чувства, переживания, эмоции. Подбирайте из памяти чувства, которыми вы хотите наделить своё исполнение,  и произведение оживёт. На этом основана магия воздействия на слушателей.    ОЙ.