Путь Гурджиева и Успенского

Иван Самгин
Все свои молодые годы Георгий Иванович Гурджиев провел в поиске истин, которые давали бы ответы на простые, но вечные вопросы.  А главный вопрос, который занимал его - что такое человек. Что он может и что должен. Ответы на эти вопросы, которые давала  обычное образование и  религия,  не устраивали его. Жажда познания своих скрытых возможностей и желание прикоснуться к вечным тайнам заставили идти его по трудному  пути . Иначе не отправился бы совсем молодой человек в поисках школ сохранявших в себе мудрость веков .

     Он мог бы стать просто зажиточным лавочником, что было пределом мечтаний  большинства бедных жителей тогдашней Армении . Или как его знакомый по семинарии Иосиф Джугашвили, в будущем «великий вождь» Иосиф Сталин, мог увлечься идеями революции как радикальным способом добиться огромной власти . Но влекло его другое. И он прошел по этому пути. И нашел на нем много чудесного. Многое, что казалось простым и привычным после общения  с мастерами у которых он учился в странах Азии наполнялось новым смыслом и приводило к настоящему источнику всех сил и энергий земли и космоса.

   Свои знания он принес сначала в Россию, где познакомился с Петром Демьяновичем Успенским- журналистом, писателем человеком горячо интересующегося нераскрытыми возможностями человека. Именно Петр Демьянович помог создать  Гурджиеву группу в Москве и  стал его учеником, который не только впитывал в себя уроки мастера, но и пытался подойти к его  идеям  творчески. Адаптируя  манеру учителя к восприятию слушателей  Успенский со временем  становится во многом  соавтором Гурджиева и  как мне кажется обогащает его методы сделав их более доступными для человека европейского склада ума. При этом идеи не теряли сути тех истин, которые были взяты от мудрости древних школ Азии.

  Еще раз скажу, что это мое мнение и, наверное, можно найти аргументы и подойти к работе Успенского по другому, но изучая работы Гурджиева и испытав   на себе подход Успенского к этим вопросам я могу сказать, что Успенский удачно переработал  Гурджиева.

    Изменение в начале своего разума, исправление своих ошибочных подходов к реальности вот отправная точка  развития. Увидеть реальность своими глазами без лжи в себе которая мешает это сделать . Именно разум должен помочь начать этот путь . Но для этого надо изменить его.
  В отличии от такого подхода некоторые другие интерпретаторы идей Гурджиева говорят, что надо начинать с отказа от собственной воли и подчинения воли учителя, который знает что делать, так как «проснулся» и уже видит все как надо. Здесь, как мне кажется, и кроется большая опасность возможности манипулирования людьми, что иногда и добиваются некоторые псевдо учителя.

   Вместо того, чтобы воспитывать разум и растить свою осознанность с помощью «самовоспоминания» людям предлагается отказаться от этой возможности. Вместо того, чтобы учиться  прилагать усилия их принуждают отказаться от собственной воли путая понятия воли и своеволия. Им предлагается отказаться от своеволия не с помощью разума, не с помощью трудного и долгого пути, а с помощью подчинения чужой воли.

  Определенное доверие и подчинение учителю конечно нужно. Но разум не должен замолчать, а  наоборот, он должен  улучшить самоанализ и понимание происходящего . Разум это то, что мы хоть как то можем изменить пытаясь контролировать его. Известна история,  которую рассказал Гурджиев Успенкому. Однажды применяя упражнения и методы школы они решили сделать осознанным барана. И им это вполне удалось. Но после этого они барана просто съели.

  А так как простой человек не имеет навыка прилагать нужные усилия нужным образом  такой простой способ увлекает его и не приносит в конце концов ни каких результатов, заставляя разуверится в идеях. А иногда он может поверить, что достиг того чего хотел, хотя и не приблизился к цели ни на сантиметр. Как мне кажется, работа Успенского это подробная инструкция по изменению чего то в себе, что даст возможность человеку, используя идеи Гурджиева, почувствовать осознанность и  бросить   ВЗГЛЯД ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА.

   И еще. С самого начала изучения этих идей я хотел относится к ним ни как к магическому туману, а как к прикладной системе, позволяющей увидеть  в себе те силы которые есть независимо знаем мы о них или нет  . И как говорил Гурджиев «изменить что-то в себе с помощью системы очень трудно, но без системы  это просто не возможно» .