Прозрачный Христос

Арарат Пашаян
Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь…
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь...
Ветхий завет. Книга Екклесиаста или проповедника

Прозрачный Христос
В начале 70-ых годов прошлого века, будучи студентом Ереванского государственного университета, я увлекся живописью, особенно импрессионизмом, сюрреализмом и абстракционизмом.
Именно в этот период я жадно "глотал" информацию о жизни и деятельности великих творцов живописи.
Помню, как один за другим в Армении на армянском языке было издано много книг о художниках. Жажда жизни (о Ван Гоге), Луна и гроша (о Гогене), Огюст Роден, Гойя, или Тяжкий путь познания Фейхтвангера, Пожар (о Минасе Аветисяне),  Вагнер-Григорович (об Айвазовском), Из моей жизни (Мартирос Сарьян), Волны счастья (Тельман Зурабян о художниках) и другие.
В это же время  усилиями искусствоведа Генриха Игитяна в Ереване был открыт музей современного искусства.
В 1971 году в Ереване в доме художника открылась вторая персональная выставка талантливого скульптора, художника Ераванда Кочара (1899, Тифлис. 1979, Ереван)). Живя во Франции он создал новый вид художественно-пластической выразительности «Живопись в пространстве» («Peinture dans l’espace»), которое включает время, как дополнительное четвёртое измерение.
Я был 20-летным студентом, в голове которого вертелись мелодии Азнавура, Битлов, рок оперы "Jesus Christ Superstar".
В это же время в Ереване появились отдельные издания из серии " Лучший рассказ 20 века".
Я только начинал влюбляться в рассказы Сарояна, романы Фолкнера, Драйзера, Лондона, Хеммингуейа и Селинджера, стихи Чаренца, Есенина и Петтефи.
В состоянии эйфории я смотрел фильмы Параджанова "Тени забытых предков" и "Цвет граната".
На этом фоне - фильмы итальянского неореализма, Антониони, Феллини, Де Сика. Польская кинематография с Анджей Вайда. Ингмар Бергман...
"Мужчина и женщина" Клода Лелюша.
"Снега Килиманджаро" и "Великолепная семерка".
"Человек амфибия" и "Три плюс два" Генриха Оганесяна.
Твисты и головокружительные шлягеры Бабаджаняна...
Именно тогда, после прочтения "Мастера и Маргариты" Булгакова, я стал внимательно изучать Библию.
Мое воображение было истреблено Книгой Екклесиаста и Иова.
Евангелие по Иоанну с Армагеддоном и апокалипсисом.
Сейчас, спустя около 40 лет, вспоминая эти годы, внутри меня зажигается мощный прожектор, излучающий своеобразную яркую цветную мозаику  видения различных  произведений живописи импрессионистов и Кандинского, на фоне мелодий Азнавура и Битлов.
Какое счастье иметь такую насыщенную пережитую молодость и такие богатые кладовые знания.
С другой стороны, я удивляюсь, как во мне это все помещалось и сосуществовало...
Обстановка  на выставке была весьма дружелюбная и доброжелательная.
Маэстро Кочар, слегка сутулившись, перемещался по залу, останавливался перед своими произведениями, охотно комментировал и рассказывал различные истории и подробности создания скульптур и картин.
Я с большим удивлением рассматривал картину, где был изображен голый Христос  с прозрачным телом.
Дождавшись, когда маэстро подойдет ко мне, я обратился к нему с вопросом:
-Варпет (самая высокая степень уважительного обращения к творцу в армянской лексике, что в переводе означает- Мастер), поясните пожалуйста, что Вы имели в виду, изобразив тело Христа прозрачным?  Как будто Рентгеновский снимок.
Положив руку на мое плечо,  с лукавой улыбкой охотника, обнаруживший, что его жертва попалась в его сети, Варпет по отцовски спросил:
- Сколько тебе лет?
- Двадцать,- почти что заикаясь и трясясь от такого неожиданного развития событий, еле ответил я.
- В свои 20 лет что ты знаешь о Христе?
- Подробно изучал Библию и Новый Завет в том числе. Всех евангелистов изучил. Особенно потрясен Евангелием от Иоанна.
Не ожидав во мне найти такого "знатока" Библии, при всеобщей атеистической пропаганде в атмосфере соцреализма, он немного отошел, чтобы рассмотреть меня крупным планом, и спросил:
- Ну раз ты такой умный, можешь сам угадать, что я хотел этим сказать?
 - Варпет, боюсь мой ответ Вас расстроит, если не сказать, что разочарует. Я по специальности химик - спектроскопист, и у меня своя - научная трактовка явления прозрачности.
- Интересно! Какая же твоя теория?
- Попадая на конденсированную среду, фотоны света отражаются, потому и человеческое тело непрозрачное.
- Ты сказал человеческое тело? А по твоему, Христос человек?
- Понимаю, на что Вы намекаете. Он сын Бога, но человек. Такой, особый, не такой как мы.
- Вот ты и ответил на свой вопрос,- широко улыбаясь, ответил маэстро, и продолжил,- понимаешь, Христос Святой, Безгрешный, Чистый! Он должен быть прозрачным. Это мы непроницаемые, потому что грешные и нечистые. А Христос?
- Я его так вижу. Я художник и это мое восприятие,- продолжал он, видимо подозревая, что он меня не убедил.
- Ладно, давай вспомним Чаренца,- воодушевленно и несколько возбужденно, продолжал маэстро:
;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;,
;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;;; ;;; ;;;;;...
(Девушка как абажур, с глазамы Мадонны,
Чахоточная, прозрачная, как тело мечты...).
-Чаренц так видит свою девушку мечты. Прозрачную.
- Ну как, убедительно,- химик- спектроскопист?
Это все происходило как во сне.
Я пришел в себя и очухался, когда уже маэстро отвечал на вопросы других посетителей выставки...
Сегодня вечером, я в течении часа совершал тщетные поиски картины Кочара, где изображено прозрачное тело Христа.
Я расстроен и опечален. Меня терзают сомнения.
Неужели это все я сочинил?
Тогда почему не могу найти такое знаковое произведение маэстро?
Может все это плод фантазии моего воспаленного мозга?
Тем более, что в то время мой мозг был перегружен и переполнен информацией разного толка...
Самый убежденный атеист Вольтер сказал: "Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать".
И  еще: "Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно".
Я думаю, история изложенная выше, имеет высокую вероятность того, чтобы иметь место.
В любом случае, ее надо было бы выдумать...
27 ноября, 2018 года
Спустя 37 лет открытия второй персональной выставки произведений Ерванда Кочара в Ереване.