Былинные земли. Поворот, часть 12

Василий Азоронок
(Продолжение)

                Мы стали очень сильными. В погоне за
                материальным благополучием можем осушить
                болота, мелиорировать низины и перепахать
                земли, можем понастроить электрических станций
                и повернуть русла рек…
                Мы научились гнуть природу.


ПО УЛЛЕ КАК ПО УЛИЦЕ…

Некоторые ученые представляют корень «ула» как производный от иностранного слова «Paule» и считают (с оговорками), что это балтский (латгальский) топоним. В слове "Улана" (производном от "Уллы") "звучит" богоявленная лексика: в переводе с исландского - это «Апостол», божий посланник. Сам Бог покровительствовал местности?

Однако немецкий лексикограф Макс Фасмер расшифровал так: "ула" не что иное как «улица»! Этот корень стал основой словообразований: и русских, и сербских, и болгарских, и чешских, и польских, и вестфальских, и даже армянских, обозначая улицы, переулки, проходы, дороги, стоянки и т.д. А древнегреческий язык определял «улу» как «русло реки». Очень просто.

А теперь перенесемся снова в нашу область: какая связь? Найдем ли обоснование? Могло ли междуречье послужить основанием для «улиц» - «улл»?   

Да, за Полоцком пролегала «широкая улица», шел водный путь, по которому можно было продвинуться дальше - переплыть. Свернув с Двины, гребли на юг, в сторону Березины, переходя из одного водоема в другой. Скажете, что нет связующей «трассы» - водного пространства между Придвиньем и южным Поульем? Это кажется на первый взгляд, территория подверглась преобразованиям - испещрена мелиорационными системами, и, действительно, разобраться очень трудно.

Однако приходят на помощь современные средства изучения. При внимательном рассмотрении с Googlа Maps можно увидеть забытые «улицы» - русла бывших рек.

Можно проследить течение еще одной Лукомки (помимо той, что в Лукомле), впадающей в одно из ушачских озер. Вытекает она из небольшого водоема, в названии которого звучит, определенно, исконное имя. Это – Луконец, сердечко в природном «организме». Луконец – как лукошко, начало всех сплетений. Кстати, западнее Лепельского озера тоже есть «лукошки» - естественные глубокие воронки, наполненные чистой водой. Они, предположительно, поддерживали древний сток Ульянки (сейчас отсечены).

Луконец, источавший северную Лукомку (кстати, на более ранних картах ее имя Луконка), всего в семи километрах от поперечной артерии, составлявшей долину Ульянки, и добраться до нее не составляло особого труда. Где-то совсем рядом протекала речка Сосняговской пущи (ныне безымянная), по которой скитальцы достигали южного Поулья.

(Продолжение следует).


На снимках: фрагмент карты 1987 года (поулльский регион); одно из небольших ушачских озер.
26.11/18