Воронежские корни нашей семьи. Никитины

Татьяна Журавлева
Наш дед, Никитин Николай Михайлович, приходится двоюродным внучатым племянником русскому поэту Ивану Саввичу Никитину (1824-1861).

Николай Михайлович родился в г. Воронеже 19 декабря (6 декабря по старому стилю) 1898 года.

Его отец, Никитин Михаил Алексеевич, начал работать с 13 лет. Работал на кожевенном производстве закройщиком по коже.
Мать, Надежда Николаевна (урожденная Пажитнова), из мещан.

Дед его, Никитин Алексей Кузьмич, - сын Никитина Кузьмы Евтеевича, который приходится братом Никитина Саввы Евтеевича, отца поэта Ивана Саввича Никитина.

В семье Михаила Алексеевича и Надежды Николаевны было пятеро детей: Николай (самый старший), Борис, Евгений, Виктор и Алексей.

Семи-восьми лет Николай был отдан учиться в церковно-приходскую школу, после окончания которой поступил в городскую пятиклассную школу.
В 1912 году поступил в Воронежское среднее механико-техническое восьмиклассное училище, которое закончил в 1919 году с дипломом техника-механика.

01.06.1921 года Николай Михайлович женился на Зинаиде Пименовне Соковых, 26.03.1922 года у них родилась дочь Валентина. Подробнее о семье Соковых здесь.

Из автобиографии Николая Михайловича Никитина:
"В 1922 году закончил Воронежский политехнический практический институт по электротехническому отделению механического факультета с дипломом инженера-электрика сильных токов.
По окончании института работал на Урале в Губахе, на Кизелстрое в качестве инженера для технических занятий электро-механического отдела.
В 1923 году переведен работать в г. Воронеж в Управление юго-восточных железных дорог в службу электротехники в часть сильных токов инженером для технических занятий.
В 1924 году был назначен начальником службы сильных токов Управления юго-восточных железных дорог, где проработал до 1928 года.
В 1928 году был переведен на должность старшего инженера электро-тепло-силового хозяйства Воронежского районного управления Н.К.П. паровозо-ремонтными заводами.
Одновременно с основной работой с 1924 по 1928 годы по совместительству занимался преподавательской деятельностью в Воронежском железнодорожном политехникуме, где заведовал электротехническим отделением и преподавал несколько специальных дисциплин.
В марте 1929 года, не будучи удовлетворен работой на железной дороге, переехал работать на ИВГРЭС (г. Комсомольск, Ивановской области - примечание мое) старшим инженером в технический отдел. В тот же год назначен заведующим отделом эксплуатации сетей и подготовки потребителей ИВГРЭС.
В 1930 году в связи с организацией строительства Южской ГРЭС был выдвинут на должность заместителя главного инженера и фактически около полугода исполнял обязанности главного инженера и заместителя начальника строительства.
В конце 1930 - начале 1931 года работал в проектном отделе Энергостроя (в настоящее время ТЭП) в качестве руководителя бригады инженеров-проектантов строительства.
В 1931 году был переведен на должность заведующего проектным отделом Верхневолгоэнергостроя, обслуживающего в то время строительство ИВГРЭС, ЯРГРЭС и сетей с подстанциями. В то время в отделе было 70 проектантов".

23.06.1931 года в семье Никитиных родился сын Вадим.

В начале 1932 года Николай Михайлович был назначен заместителем главного инженера Верхневолгоэнергостроя, а затем главным инженером Управления Верхневолгоэнергостроя по строительству сетей и подстанций.
В 1933 году при слиянии ИВЭНЕРГО и Верхневолгоэнергостроя был назначен начальником сектора капитального строительства ИВЭНЕРГО.
В феврале 1934 года при реорганизации ИВЭНЕРГО был назначен главным инженером электросети Ивэнергокомбината, где и проработал до самого ареста.

Надо отметить, что Николай Михайлович назначался на такие должности, будучи беспартийным, что в то время было исключительным явлением. Его ценили, как специалиста высокой квалификации.

В семейном архиве сохранилось несколько писем Николая Михайловича к своей жене. Специфика его работы была такова, что он часто был вне дома, находясь в длительных командировках, откуда писал письма семье. В них, кроме личной информации, он много писал о своей работе. Было видно, что он очень серьезно и вдумчиво относится ко всему, что составляло тогда его поле деятельности. В частности в своем письме от 06.04.1929 г. он пишет:
"Чтобы успешно повести работу и дело я сильно заинтересован как можно быстрее: 1) ориентироваться в окружающей обстановке, имеющихся условиях, накопленном за 2 года до меня материале и изучить его; 2) ознакомиться с проектом и состоянием строительства в целом; 3) составить себе четкое представление о текстильном производстве вообще и специальных деталях, касающихся моей работы, в частности; 4) охватить форсированным темпом многое и многое другое. Кроме того, ведь я должен нормально проводить и текущее дело.
Перспективы строительства грандиозны: мощность ИВГРЭС 1-ой в 1933 году - 120 000 квт, в 1934 году на соседних (сравнительно) торфяных залежах будет создана ИВГРЭС 2-ая мощностью 72 000 квт, в Ярославле уже строится ЯРГРЭС мощностью 44 000 квт, при ближайших фабриках с потребностью в произвоственном тепле создаются теплоцентрали (общая мощность около 25 000 квт). Все станции будут работать на общую сеть и составят одно объединение..."
В этом же письме интересным является описание впечатления, которое произвело на Николая Михайловича Иваново:
"Вчера, сегодня убил много времени на поиски комиссионеров (видимо, людей, сдающих жилье внаем - примечание мое). Жилищный кризис - больше, чем в Воронеже. Некоторые утешают, что, конечно, квартира попадется; некоторые говорят, что найти можно за плату - плохую в 50, с удобствами - в 100 (и больше) с внесением рублей 500-700 в счет платы...
На следующей неделе запишусь в кооператив - без книжки нельзя купить ни хлеба, ни сахара, ни чая. По книжке - можно...
Мануфактура есть всякая. Заведующая общежитием говорит, что дают по 15м в месяц на человека. Ассортимент остальных товаров по моему впечатлению больший, чем в Воронеже...
Текстильных фабрик в городе так же много, как в Москве церквей.
Каждая улица в городе по отдельности хуже, чем в Воронеже. Но идет очень большая стройка. В разных местах возводятся очень большие корпуса. Много больших домов (как то раскинутых) уже имеется. Вообще город расположен просторно, по территории он больше Воронежа. На окраинах - целые поселения стандартных (один в один) двухэтажных домов рабочей жилкооперации. Недалеко от города строится громаднейший текстильный новый комбинат. Трамвая нет - ведутся подготовительные работы по постройке. Имеется сравнительно налаженное автобусное движение, автобусы большие Харьковского типа. Вокзал - характера маленькой станции. Есть Политехнический институт.
В ГОСШВЕЙМАШИНЕ имеются машины местного производства. ГОСИЗДАТ - лучший и с большим выбором книг, чем в Воронеже...
Погода - подлинная зима. Говорят, были очень большие морозы. Летом в городе (тоже говорят) душно и пыльно. Кругом - хвойные леса, есть ли дачи - не знаю... "

17.09.1937 года Николай Михайлович был арестован. Выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР от 25 марта 1938 года признан виновным в преступлениях, предусмотренных ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР и приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Тогда еще в семье не знали, что это означает расстрел.

Через некоторое время бабушка узнала, кто ведет дело ее мужа (это был следователь М.) и обратилась к нему с просьбой передать мужу теплые вещи. В ответ следователь заорал: "Будь моя воля, я бы с него шкуру живьем содрал".

А 13.05.1938 года бабушка была вызвана в НКВД и больше не вернулась. Дети остались одни и всю ночь просидели в подъезде на лестнице и проплакали. Зинаида Пименовна была осуждена 19 сентября 1938 года Особым совещанием при НКВД СССР , как член семьи изменника Родины к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет. Срок отбывала в Темниковском ИТЛ в Мордовии.

После ареста родителей маленького Вадика родственники из Москва отправили в Воронеж к сестре бабушки Марии Пименовне Левиной (Соковых). Так как сопровождать его было некому, ему в карман положили записку с воронежским адресом родственников и попросили попутчиков присмотреть за мальчиком. В Воронеже он пробыл до самого освобождения матери. Во время войны оказался на оккупированной немцами части Воронежа. Позднее вспоминал, как немцы перегоняли мирных жителей, и его в том числе, через реку, и в это время  начался авианалет. Было очень страшно.

13.05.1943 года, отбыв полный срок, Зинаида Пименовна была освобождена из лагеря. Вернулась инвалидом II группы. Рассказывала, что долгое время не могла устроиться на работу, не брали даже перебирать картошку, хотя до ареста она работала в школе учителем немецкого языка и была на хорошем счету.
Ближе к окончанию срока освобождения мужа стали ждать его возвращения. Бабушка купила отрез на костюм для него. Но потом пришел милиционер и сообщил о смерти Николая Михайловича. Позднее бабушка получила свидетельство, в котором было указано, что Никитин Николай Михайлович умер 07.04.1946 года, причина смерти - не указана.

24.09.1956 года Военным трибуналом Московского военного округа уголовное дело по обвинению Никитиной Зинаиды Пименовны было прекращено за отсутствием состава преступления, и она была реабилитирована. А 11.06.1957 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР было прекращено уголовное дело в отношении Никитина Николая Михайловича, и он был реабилитирован посмертно. Но только в 1992 году выяснилась настоящая дата и причина смерти, и бабушка получила второе свидетельство, где было указано, что Никитин Николай Михайлович умер 25.03.1938 года, то есть в день вынесения приговора, а причина смерти - расстрел.

Наша бабушка прожила длинную и трудную жизнь. Умерла 03.02.2003 года на 99-м году жизни в Израиле, где жила последние годы в семье сына.

Мать Николая Михайловича Надежда Николаевна Никитина погибла во время войны. Она вместе с другими мирными жителями была расстреляна немцами на окраине Воронежа в районе Чижевки (по сведениям других родственников - в Песчаном логу, где в настоящее время возведен Мемориал в память о расстрелянных там мирных жителях и раненых военнослужащих).

На фото Николай Михайлович Никитин с женой Зинаидой Пименовной и дочерью Валентиной.