Дневник инквизитора. Пролог

Сергей Изуграфов
Пролог.

 ...Имеются на свете три существа, которые как в добре, так и во зле не могут держать золотой середины: это — язык, священник и женщина.
 "Молот ведьм".

Книга старая прочтется, с веком век пересечется...

Александр Дольский

Господь любит нас всех, но ни от одного из нас он не в восторге.

Азимов

Читать далее: https://isralove.org/load/13-1-0-2811?utm_source=copy


«Руководство по инквизиции» (лат. Directorium Inquisitorum) Николаса Эймерика (Эймерика Жеронского) (1320—1399) — собственно, руководство для инквизиторов, предписывающее порядок преследования и допроса еретиков и ведьм (1376 год; первое печатное издание — 1503 год, Барселона). Автор, глава инквизиции королевства Арагон, был изгнан из страны за чрезмерную жестокость, при этом Томас де Торквемада говорил об излишней мягкости «Directorium inquisitorum»[8].

Лица смерти. Бенедикт Карпцов: как нужно правильно пытать ведьму в согласии с Библией?

И что потом делать с трупом?

Про таких персонажей христиане стараются не вспоминать. Вернее, вспоминать немножко "редактируя" биографию, не упоминая о каких-то вещах. Обратитесь к Православной энциклопедии (хотя, Карпцов, вообще-то, был протестант) - и узнаете, что папа его (тоже Бенедикт) заложил основы протестантского символизма. А сам он стал основоположником современной германской юриспруденции и вообще был человеком очень образованным и почти святым. Стремился привносить в право христианские ценности. Даже Библию прочитал полностью 53 раза (кто представляет себе объем текста, согласится - это очень много). И это - чистая правда: и стал, и стремился, и прочитал. Правда, последнее - из характеристики данной ему Филиппом Ольденбургским:

"...он доживет до глубокой старости, с удовлетворением оглядываясь на заслуженную жизнь, за время которой он 53 раза прочитал Библию, причащался каждую неделю... и стал причиной смерти 20000 человек"
Ну, тут преувеличение, скорее всего, не двадцати тысяч, поменьше. Но есть факты:

время, когда Карпцов был председателем Коллегии Верховного суда Лейпцига - время "ведовской истерии" в Германии, когда подозреваемых тысячами отправляли на казнь по подозрению в том, что они создавали проблемы окружающим (проблемы, заметим, были вызваны тем, что Германия пребывала в полнейшей разрухе и было банально нечего есть - но в этом же должен был быть кто-то виноват, правда?)
Основной задачей Верховного суда и лично Бенедикта Карпцова было рассматривать присылаемые им материалы "с мест" и принимать решение за судью. Было это связано с очень простым обстоятельством: местные судьи читать-то редко умели, а уж принимать законные решения... однако, на дворе был XVII век, полагалось жить по принципам законности и добродетели, а не как грязные дикари.
Пересматривать такое количество дел было, мягко говоря, затруднительно. И Карпцов написал несколько работ для местных юристов, с указанием, как правильно вести расследование. Так он и занял место "отца немецкой юриспруденции". О влиянии его трудов говорит, хотя бы, тот факт, что еще в начале XIX века (через ДВЕСТИ ЛЕТ!) на них ссылались, как на обоснования решений.
Учитывая пункт 1 - большая часть присылаемых на проверку решений и материалов по тем делам, которые невежественные судьи сами не могли решить, касались, как раз обвинений в ведовстве. Неудивительно, что в основной работе Карпцова, "Об уголовных законах" таким процессам уделялось немало места. На тот момент, ведовством занимались сугубо католики, у протестантов подходящей литературы было мало - надо было восполнять пробел.

Среди католических специалистов по этому вопросу тоже попадались, конечно, прелюбопытные персонажи. Пьер де Ланкр, назначенный судьей в баскский регион Лабур, где ухитрился найти "ведьмины знаки" примерно на трех тысячах женщин и сотне местных священников. Ему очень хотелось лично побывать на шабаше: там, судя по выбитым показаниям, происходили интересные вещи, вроде танцев молоденьких ведьм голышом - но, по распространенной легенде, инквизитора, который так поступил убил лично Сатана прямо там.

Так что приходилось проводить "следственные эксперименты" - ведьмам обещалось помилование, если они продемонстрируют все, в чем принимали участие. Ланкр в это время аккомпанировал им на лютне (по описаниям требовалась волынка - но на ней он играть не умел). Ну, а потом "мое слово, хочу дал - хочу взял и вообще, не мерзким ведьмам требовать каких-либо исполнений обещанного". И - сразу на исповедь, ибо греховное желание... (или не сразу - но потом обязательно на исповедь). Впрочем, речь не о католических вуайеристах.
Ланкр, кстати, как и другие его коллеги, признавался Карпцовым большим авторитетом в вопросе. Ссылками на них (своих-то не было) раздел о ведьмовстве пестрит.

Сам раздел имел следующую логику. Ведьма - суть существо богопротивное и мерзкое, дела её - тайны и отвратительны, время - тяжелое... потому ограничивать местных судей нормами права - неразумно. Преступления исключительны - а значит, действия судьи могут отличаться от стандартных. При этом, нужно соблюдать гуманность. В подземную тюрьму ведьм не сажать - их там могут укусить ядовитые змеи. Если принято решение о казни - то сообщить о нем за три дня, все допросы прекратить, заключенную хорошо кормить и каждый день приводить к ней священника.

Для того времени - даже как-то непривычно человеколюбиво. На первый взгляд. А на второй - "...намерение - уже есть преступление". Никаких сомнений - ведьмы каждый год летают на Блоксберг ("ведьмина гора", обычное место шабашей). Там происходят всякие мерзости и ведьмы передают друг другу способы, как лучше вредить людям. А потом - беды приходят, посевы гибнут и скот болеет.

Тридцатилетняя война? Уничтожение посевного генофонда? Моровые язвы? Ну, что вы - это же совсем о другом...
Два или три раза в неделю любая ведьма сношается с Сатаной или его посланцем. Ведьма должна признаться и в этом тоже. Не хочет добровольно - конечно, Просвещение - но дело особенное, можно выбивать признания силой. Но пытать её нужно с соблюдением всех формальностей. И только теми способами (и было 17), которые в этом труде описаны. Никаких извращений - старая добрая дыба, жечь свечами, загонять под ногти деревянные клинья (их потом можно поджечь).

Кто-то оказывается от признания из-за того, что применялись пытки? Пытать еще раз, пусть подтвердит. После казни ведьму не хоронить - пусть её труп разлагается на всеобщем обозрении и её товарок предупреждает об их судьбе.

Библия? А что Библия - там прямо указано, чародеев и ведьм не жалеть. А заповеди - так это для нормальных христиан. И вообще, "не убий" - не тождественно "не мучай". Если человек невиновен - то поймет, что это для его же блага.
Если на кого-то доносят - это, конечно, не повод его обвинять. Но нужно его допросить. А вот, если показания разойдутся - тогда уже арестовывать и допрашивать по всей строгости. Со свидетелями ведьме общаться не давать - может их заколдовать прямо в зале суда.

Последнюю ведьму по принципам, заложенным Бенедиктом Карпцовым обвнили и сожгли спустя почти сто лет, после его смерти - в 1728 году. Её звали Анна-Мария Розенталь. В те самые "20 тысяч" её имя, по понятным причинам не вошло.


http://www.universalinternetlibrary.ru/book/26875/ogl.shtml


Яндекс.Директ