О гениях-4. К. М. Симонов

Евгений Медиокритский
ЧУЖОГО  ГОРЯ  НЕ БЫВАЕТ.         
К О Н С Т А Н Т И Н  М И Х А Й Л О В И Ч  С И М О Н О В               

«Открытие Симонова» для меня началось 20.10. 2006 г. во время  просмотра документального телефильма «Писатель и вождь». Именно в  тот момент, когда прозвучало: «Константин Симонов - это князь Кирилл Оболенский по материнской линии.» Неважно по какой линии. «И вдруг выясняется...»

 
Не знаю сколько князей, графов, баронов и баронесс ушли в мир иной, не принеся миру и человечеству ровным счётом ничего. Для этого  нужна серьёзная статистика. Сейчас же очень модно в современном  русском обществе кичиться «родством», чаще всего покупаемым за  деньги. Естественно и в абсолютно большинстве случаев нечестно, мошеннически нажитые.


 Вспомнился поход-прогулка с нашими друзьями по Арбату в  Москве осенью 2005 г. Где-то за театром Вахтангова блистал «Дом  русского  дворянства» или «Русского Собрания», а кругом-то проглядывала  убогость обстановки: обшарпанность соседних домов; бесчисленные  витражи с картинами и картинками в рамах, рамках и без оных,  выставленных для продажи нищенствующими, и не только, художниками;  да и грязь на великой и знаменитой улице присутствовала. Но «марка»  нынешних «дворян, князей и прочее» сверкала и буйствовала.

 
С Константином Михайловичем Симоновым (КС) мы «прошагали  по  жизни» вплоть до его смерти. Где-то рядом он всё время творил: появлялись его многочисленные сборники стихов, пьесы, романы и  повести; его награждали шестью госпремиями, орденами и медалями; он  был Героем Соцтруда и проверенным, признанным лидером литературной братии и, конечно, трудягой, трудоголиком. Большим трудолюбивым человеком. Он всю жизнь  работал и «вкалывал». Но... Но сколько бы мы не перечисляли его  достоинств, заслуг, добродетелей, всё равно, главным его отличием, творческим подвигом, гениальным прозрением осталось незабываемым  многими поколениями, и, очевидно, всей Советской эпохой стихотворение «Жди меня, и я вернусь», написанное в самый жестокий, отчаянный и страшный 1941-й год, как письмо к любимой женщине.

Имя этой женщины  почему-то скрывалось даже самим автором. Это сейчас мы его знаем, а полвека что-то особенно не распространялось, не склонялось. Как будто  на него было наложено табу:

         
Жди меня, и я вернусь,                Жди, когда других не ждут,
Только очень жди,                Позабыв вчера.
Жди, когда наводят грусть                Жди, когда из дальних мест
Жёлтые дожди,                Писем не придёт,
Жди, когда снега метут,                Жди, когда уж надоест
Жди, когда жара,                Всем, кто вместе ждёт.

Единственный ключ к имени этой женщины - стоят в верхнем  правом углу две буквы -- В. С.


Валентина Серова – легендарная актриса, легендарная женщина  Советской эпохи наряду с неповторимой Любовью Орловой оставила  незабываемый след в памяти и глазах мужчин СССР. Наверно, как секс- символ Америки Мерелин Монро, так и она – Валентина Серова для Советского Союза.


Но для Константина Симонова не только «след в памяти и глазах»,  а кровоточащие раны и рубцы на сердце и в душе:
            
           Жди меня, и я вернусь,                Пусть друзья устанут ждать,
           Не желай добра                Сядут у огня,
           Всем, кто знает наизусть,             Выпьют горькое вино
           Что забыть пора.                На помин души...
           Пусть поверят мать и сын              Жди. И с ними заодно
           В то, что нет меня,                Выпить не спеши.


Уже поставлен и просмотрен 8-серийный телефильм «Звезда  Советской эпохи» с Мариной Александровой в главной роли, т.е. в роли  Валентины Серовой, и Александром Домогаровым, в роли  Константина  Симонова. Уже опубликовано интервью с их дочерью в АиФ и много чего  другого в иных источниках, но всё равно звенит в душах людей  камертоном чистейшей пробы:
   
            Жди меня, и я вернусь                Ожиданием своим
            Всем смертям назло,                Ты спасла меня.
            Кто не ждал меня, тот пусть          Как я выжил, будем знать
            Скажет: - Повезло,-                Только мы с тобой,-
            Не понять не ждавшим им,             Просто ты умела  ждать,
            Как среди огня                Как никто другой.


И Римма Казакова, чьё эссе-вступление помещено в тоненькой  книжке «Константин Симонов. Стихотворения и поэмы» (уже после его жизни - 1915 – 1979 гг.) в изд. «Детская  литература», тир. 200 тыс. экз. 1982 г., приводит слова Назыма Хикмета о КС: «Для того, чтобы  выразить в стихе правду внешнего мира и своего внутреннего мира  со  всей надеждой, со всей горестью, со всей радостью и печалью, со всем  прошедшим и будущим, необходима не то что простота, а  обыденность...» Думаю, что имя Хикмета для таджиков стоит на такой же высоте, как имя Пушкина и Лермонтова для русских, россиян.


Когда мне довелось взять из библиотеки Российского Центра науки и культуры при Посольстве РФ в Варшаве книгу К. Симонова «Чужого горя не бывает» с его поэмами, стихами и повестью «Дни и ночи», а, главное, с его автобиографией, именно тогда и состоялось открытие КС, урождённого князя Оболенского, достойного представителя рода Оболенских, не посрамившего ни России, ни Советского Союза, ни Руси-матушки. Перечитывая его автобиографию, диву даёшься как можно было всё это переделать, "переездить", наконец, только побывать чуть ли не во всех краях и областях СССР, а также мира (Япония и США, Канада и Франция, Англия и Италия, Вьетнам и Куба, Китай и Монголия и др.). Автобиография была написана в 1978 году, за год до смерти. Успел... Спасибо. О том, что он урождённый князь  Оболенский, естественно, ни «гу-гу»... И о Валентине Серовой тоже...


Конечно, неудобно называть человека «певцом войны», но вот  певцом солдатских страданий и мечтаний (одновременно) Второй мировой  его – Константина Симонова, необходимо назвать. Вспомнились  симоновские «Солдатские мемуары» семидесятых, которые мы ждали с  нетерпением. А это серия телефильмов. И по правилам истории они ждут своего часа. Время их неумолимо приближается, ибо Россия, «растерянная» своими последними пятнадцатью годами, судорожно ищет, уже довольно долго, «национальную идею». И кроме Памяти о Великой Отечественной войне ничего не находит. В памяти этой целый кладезь находок, идей и спасения.


А после «Жди меня» на другой странице последовал другой  шедевр:
         
Майор привёз мальчишку на лафете.      
Отец был ранен, и разбита пушка.
Погибла мать. Сын не простился с ней.

 Прижав к груди заснувшую игрушку,
 Привязанный к щиту, чтоб не упал,
 С е д о й  мальчишка на лафете спал...
                1941 г.    
 
Через две страницы третий – «Дом в Вязьме» – 1943 г.
 
И ещё четвёртый:
 
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
  Как кринки несли нам усталые женщины,
  Прижав как детей от дождя их к груди...
               

Нас пули с тобой пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
         
                За то, что на ней умереть мне завещано,
                Что русская мать нас на свет родила,
                Что, в бой провожая нас, русская женщина
                По-русски три раза меня обняла.
               
                1941 г.
               
                Слова Константина Симонова не разошлись с делами и после смерти – его прах был развеян в полях Могилёвщины, где в первые дни  войны (13 июля 1941 г.) он повстречал командира батальона Кутёпова, бойцы которого уничтожили 39 немецких танков, и когда поверил и понял, что русский народ победит, несмотря ни на что.
         
Что же касается великой любви Симонова к Серовой, то она всю жизнь всё-таки любила первого своего мужа – генерала А. Серова,  погибшего при испытаниях самолёта ещё до Второй мировой войны. Пристрастившись к алкоголю, разведясь с писателем-поэтом-драматургом-сценаристом, одним словом великим трудягой, и я уверен, гением, умерла на десять лет ранее КС. Однако, умирая, он  признавался дочери о неистребимой своей любви к её матери.


 И, наконец, пятый шедевр:
         
  Чужого горя не бывает,                Наверное, или убивает,
  Кто это подтвердить боится,                Или готовится в убийцы.               
               
 Август 2007