День матери

Валерий Раппопорт
Вчера в России был день матери. Как хорошо, что упразднили Международный женский день. По-моему, его придумала Клара Цеткин. И это выражение Международный женский день как-то совпадает с выражением «Пролетарии всех стан, соединяйтесь!». Как у нас любили партийные вожди всё и сразу объединять в международном масштабе!
Мне их жаль. Они жили и умирали с вдолбленной в мозги этой идеей.

А ведь день матери – это – сугубо личное дело каждого человека. И ему и только ему может быть дорога его мать, а не миллионы других! И это нельзя было превращать в общественный праздник.

                ***

Мы любим не только тех, которые с нами сейчас, но и тех, кого уже с нами нет!

Сегодня был в Церкви и ставил на Канун свечи маме, бабушке, жене и сестре.
Они все были матерями и дали миру детей. И так – большинство женщин на земле.

В церкви никого почти не было, и день был пасмурный. Пламя свечей качалось и освещало фигуру распятого Христа. Каждая из моих женщин вставала передо мной на секунды, и в мозгу бегло пробегала их прошедшая жизнь.

Жизнь мамы с её необузданной страстью, с её пением с прекрасным сопрано, с её постоянной критикой начальства, после чего её увольняли с работы. И ещё она очень любила жизнь. Умирая, она обращалась к солнцу и небу и говорила им, что очень любит их! Она называла небо: "Небушко моё".

Бабушка была скромна. Видимо, Институт Благородных Девиц научил её этой скромности.
Вместе с мамой она рыла окопы под Ленинградом. Их медали «За оборону Ленинграда»
хранятся у меня дома.
Так и прожила тихо и скромно, не причиняя никому вреда.

Сестра прожила бурную жизнь, но долгое отсутствие мужчины в её жизни побуждало её к необдуманным поступкам. Умерла ещё сравнительно молодой женщиной.

                ***               

Вчера в день матери ездил на могилу жены. Я вёз последнюю в этом году вазу, но уже с искусственными   цветами.  Теперь на гранитной плите стояло четыре вазы. Они красиво вписывались в весь ансамбль.  По углам  загородки  стояли три вазы с шарами под самшит. И среди всего этого великолепия ваз возвышался памятник из красного гранита.
Портрет её был сделан из голубого фаянса.  Я   поместил   её   фотографию,   где ей было между сорока и пятьюдесятью. И, таким образом, для меня и для детей она оставалась вечно молодой. Её небесно-голубые глаза были видны уже на подходе к памятнику.

Когда я подходил к граниту, я, прежде всего, клал руку на её фото, как бы согревая её лицо. Я делал это уже давно. Как быстро пролетели пять с половиной лет!   
А в последнее время я  стал  обнимать  верх  гранитного постамента, как бы обнимая её.
 
Плитки были чистые, всё было ухожено мною. Из моих троих детей сюда приезжал только старший сын. Он укладывал на гранит две красные гвоздики и летом, и зимой.
Другие дети приезжали редко.  Я считал, что это их дело. Всё это великолепие я создавал один. Что делать? Я был её мужем.   Я любил её всегда,   не смотря на то, что в конце жизни она болела,  и чувствовала  недостаток моей любви к ней. И каждый раз, уходя обратно на автобус, я просил у неё прощения за эти последние годы, в которые я не дал ей достаточного тепла.

Если бы всё можно было начать сначала, я бы прожил с ней лучше!

Мы прожили пятьдесят с половиной лет, успев отпраздновать Золотую свадьбу!

                ***
И что я заметил,  посещая  кладбище, и приходя к жене, большей частью кладбище посещают   люди   в возрасте.  Молодёжи – как-то меньше. Они ведут себя не свойственно месту, весело смеются и громко переговариваются.
 На всех наших кладбищах не существует системы ухаживания за брошенными могилами.
За границей, в Прибалтике – совершенно другое отношение к кладбищам. Там создаются аллеи, по которым можно идти, разглядывая памятники, как в музее. Всё идеально ухожено. И, если служители кладбища видят, что какая-то могила остаётся без посещения длительное время, то эту работу они берут на себя. Поэтому, неухоженных могил там просто нет.

А у нас – есть!  Вокруг могилы моей жены две соседние могилы бок о бок брошены родственниками.  Летом там уже несколько лет подряд вырастают травы выше человеческого роста. Кресты сгнили и упали. Мы несколько раз пытались освободить эти могилы от трав, но это было не очень приятное занятие.
Рассчитывать на то, что появится служба ухода за брошенными могилами не приходится в ближайшем будущем.  А ведь здесь захоронения датируются 2013 годом. Пока живы родственники захороненных, то могилы выглядят в порядке. Будут ли наследники их ухаживать за могилами своих недавних предков?
В школах сегодня не прививаются многие социальные нормы поведения молодых людей.
До сих пор нет нормального преподавания истинных закономерностей любви и поведение влюблённых, основы сексологии.

Если нет этой составной части культуры, нет художественно – эстетического отношения к произведениям великих музыкантов, скульпторов и живописцев, то очень трудно ожидать правильного отношения к почившим родственникам, тем более дальнейшей преемственности в будущих поколениях.

Такие мысли пришли в  День  матери  при  посещении  последнего пристанища моей жены   матери моих троих детей!


25 ноября 2018 год.

Дети, помните о тех, кто дал вам жизнь!