Уровень

Алексей Шутёмов
  — А вот на эту картину погляди! — хитро усмехается Эдуард Казаков, снова знакомящий меня со своим творчеством.

  — Хм… Кутузов. Без повязки на глазу, как и положено. -

  — А на эту… -

  — Пётр Великий. Первый парад на Красной площади, с пленными шведами и трофейной артиллерией. -

  — А разницу чувствуешь? -

  — Художественную? Нет. Разве есть разница в уровне? -

  — Есть, и ещё какая! Видишь ли… Тебе это просто не видно. С определённого уровня любая картина тебе покажется прекрасной. Но я-то вижу эту разницу. -

    — Иначе говоря — зритель должен дорасти до картины? -

    — Не в этом дело. У Петра я нахожу целый ряд изъянов, что я лет десять назад не умел даже замечать. А вот в работем над Кутузовым я от них избавился. Посмотрим, насколько я вырасту дальше. -

    — Иначе говоря — это комар под микроскопом? -

    — Может быть. -

    — Есть изъян в рассуждении. Под микроскопом комара вообще не видно. Только клетки. Концентрируясь на деталях, теряешь способность видеть вещи в целом. -

    — И наоборот! -

    — А вот ещё вариант — картины просто разные. Не стоит пытаться определить, какая лучше, а какая — хуже. -

    — А может, всё-таки уровень? Иначе можно съехать в безнадёжный субъективизм. -

    — Мы уже съехали. -

   Казаков начинает поправлять чёрный берет — задачка не имеет решений. А я люблю такие задачи...