Колечко

Алла Жарикова
   Мы с Гордеем, трёхлетним эрдельтерьером, июльским днём возвращались с прогулки. К дому надо было пройти через небольшой сквер. Тот год был урожайным на грибы. Даже в парках и скверах на окраинах Москвы люди находили подберёзовики, сыроежки и моховики, поэтому я ничуть не удивилась, увидев как женщина, постоянно наклоняясь, что-то выискивает в траве.

- Грибочки собираете, - поинтересовалась я, - нашли что-нибудь?

   Женщина разогнулась. На её лице застыло несчастное выражение, в глазах стояли слёзы.

- Какие там грибочки, - всхлипнула она, - ключи потеряла, найти не могу, второй час уже ищу.  Домой не попасть, муж на работе, а мне ребёнка пора кормить, - женщина махнула рукой в сторону, и я увидела под кустами детскую коляску.

   В 1989 году ещё не было мобильных телефонов, ни с кем не могла связаться молодая мама, никто не мог ей помочь, кроме …

- Где вы примерно потеряли ваши ключи?
- Где-то тут, мы только по этой полянке гуляли. Связка была у меня в кармане, но он мелкий. Ключи, должно быть, выпали, когда я наклонялась к ребёнку.
- Дайте мне вашу руку, - попросила я.
- Зачем?
- Попробуем отыскать вашу пропажу. Собаку не бойтесь, резких движений не делайте. Гордей, нюхай, - я показала на ладонь женщины.

   Эрдель поводил своим чёрным носом возле неё, вопрошающе взглянул на меня.

- Ищи ключи.

    Гордей лёгкой рысцой прошёлся  по поляне. В одном месте он резко остановился, словно наткнулся на что-то, потом, вытянув шею, медленно шагнул три раза, нагнулся – и вот  уже скачет к нам галопом. А в зубах у него связка ключей.

- Собака, золотая, чудесная, спасибо тебе! – воскликнула женщина, подхватила коляску, в которой уже ревел голодный малыш, и поспешила домой.

- Вот видишь, Гордюшка, тебе спасибо, а я вроде и ни при чём.

   Я погладила пса, похвалила, и мы тоже отправились к своему дому.Позже произошёл ещё один случай. Собак в нашем районе было много. Гуляя с ними, владельцы постепенно перезнакомились и на большую вечернюю прогулку стали собираться вместе. Хозяева обсуждали насущные вопросы, а собаки, спущенные с поводков, играли друг с другом.  Обычно встречались на пустыре за санаторием. Мы с Гордеем в эту компанию не вписывались из-за его неприязни к другим кобелям и гуляли отдельно. Улица, по которой мы ходили к месту прогулки, освещалась парой тусклых фонарей, без собаки в поздний час я бы ни за что сюда не пошла. И вот однажды, поздним вечером выйдя из дома, я заметила странную суету в начале этой улицы. Вспыхивали и гасли в темноте огоньки, метались тени, перекликались люди. Я подождала, пока уляжется эта суматоха и пошла вперёд. Вдруг из темноты вынырнул человек с собакой.  Я узнала Андрея из соседнего дома, владельца боксёра по кличке Нея. Собаку он держал за ошейник.

- Что случилось, Андрей? Собаки подрались? На вас напали?
- Да нет. Нас же много, кто на такую ораву нападёт. Поводок искали. Я купил Нее новый поводок, кожаный, красивый, дорогой, и решил похвастать перед друзьями. Потом дал Нейке поносить, вот на этом самом месте, а она с ним куда-то отбежала и вернулась уже без поводка.
- Я так понимаю, не нашли. Вон ты за ошейник Нею держишь.
- Не нашли. Темно, ничего не видно. Ладно, завтра с рассветом сюда приду, поищу.
- Погоди, Андрей. А собаки? Могли же собак пустить поискать.
- Ага, пять собак, пять хозяев, из них  два кинолога. Пускали, да что толку. Может кто-то уже подобрал.
- Андрей, не расстраивайся. Давай с Гордеем попробуем поискать, дай ему занюхать что-нибудь, хотя бы руку. Может получится?
- Да ну-у-у, - Андрей недоверчиво выпятил губу.- Уж если Сашка, наш инструктор, со своим Антеем  не нашёл …

   Андрей махнул рукой, развернулся и пошёл вслед за своими друзьями. Вот упрямец!

- Ну что, Гордей, ищи поводок. Понял? Поводок. Нея, Андрей, поводок.

   Не было у моего пса образца запаха, но он понял, что от него надо. Слово «поводок» и что оно обозначает, Гордей знал. Он покрутился на месте, поводил носом вправо, влево и уверенно направился в заросли кустов. Оттуда он вылез с поводком в зубах, довольно повиливая коротким хвостом.

- Андрей, вернись, Гордей поводок нашёл! – заорала я

  Парень недалеко успел отойти, вернулся быстро.

- Вот это да! Нашёл? Что, вот в тех кустах? Ох, я сейчас ребятам расскажу. Два инструктора с овчарками искали! Ну, спасибо, Гордей.

   Обожаю собачьи носы, большие, влажные, зернистые кожаные «нюхалки». Чутьё нашим друзьям помогает искать, распознавать, ориентироваться. На дрессировочных площадках выборка (поиск предмета по заданному запаху) входит в обязательную программу по защитно-караульной службе. Как правило,  для поиска используют деревянные чурки. Занимаясь со своими группами, я обучала собак искать запах, оставленный и на кожаных предметах, и на ткани, и на металле. Что может потерять человек на прогулке, не деревянный же кругляк? Обычно это носовой платок, варежка, перчатка, кошелёк, ключи, и в этих случаях  может выручить чудесный нос четвероногого друга.
   Двадцать лет назад я была счастливой владелицей знаменитого Гусара, прадеда Гордея. Ему тоже было три года, когда на нашей дрессировочной площадке появились капитан милиции и сержант и предложили тем, у кого собаки обучены защитно-караульной службе, в качестве дружинников сопровождать наряды милиции во время вечернего патрулирования района. За эту помощь в охране порядка капитан обещал выдать удостоверения на право проезда с собакой в городском транспорте и обеспечить недорогим мясом с Останкинского мясокомбината. Желающих оказалось много, но милиционеры пожелали посмотреть, как собаки работают на задержание, чтобы отобрать самых надёжных. Когда дошла очередь до Гусара, Ёжик поверх защитного халата стал натягивать ещё и рукава.

- Что это за спектакль? – с насмешкой спросил молоденький сержант. - Овчарки на один халат ходили, а тут этот рыжий пудель.
- Ага! А ты сам рукава надень, попробуй, как этот пёс берёт. И никакой он не пудель, а эрдельтерьер. Они в России ещё в царское время в Измайловском полку служили, а в частные руки их не брали из-за крутого нрава, - обиделся за Гусара Ёжик.

   Увидев, как яростно Гусар задерживает «нарушителя», милиционеры удивились.

- Вот это да! А искать ваши собаки могут?

   Мы продемонстрировали выборку.

- Ну, это не сложно. Я сейчас вам интересный экзамен устрою. Можно? – обратился капитан к нашему старшему инструктору.
- Отчего же нет, пожалуйста.

   Капитан мигнул сержанту, и тот достал из своей сумки пять стеклянных пробирок с пробками.

- У вас тряпочка найдётся?

   Тряпочка быстро нашлась. Капитан разодрал её на пять лоскутков и вручил пятерым испытуемым, в том числе и  мне. Через минуту он их у нас забрал и поместил в пробирки. Нам было велено отвернуться, а сержанту прикопать пробирки землёй. После этого нам предложили с помощью собак найти свои тряпочки. Только Гусар справился с этой задачей. Милиционеры были крайне удивлены.

- Ну и пёс! Ну и нос!

   У Гусара в породе были охотничьи предки, а чутьё обострилось ещё и за счёт потери зрения в период роста. Посмотрели бы капитан с сержантом, как он ходит по следу …
   Полгода мы с Гусаром два раза в неделю сопровождали милицейский патруль, пока не переехали в новую квартиру в другом районе. Там и произошёл случай с колечком.
   Стоял февраль. Я возвращалась с работы, и чтобы сократить путь от остановки до дома, пошла через школьный двор. Шёл седьмой час, уже стемнело. На школьном дворе я встретила соседку. Она остановила меня и стала расспрашивать по каким улицам проходит маршрут нового автобуса. Я стала объяснять, для наглядности помогая себе левой рукой, в  другой держала сумку, куда засунула перчатки.  На пальце у меня было золотое колечко, подаренное родителями в честь окончания школы. Оно было счастливое, я надевала его на все экзамены и зачёты в институте - помогало.  Увлёкшись объяснением, я резко махнула рукой, колечко соскользнуло с пальца и, блеснув в свете далёкого фонаря, упало в снег. Я ползала на четвереньках, просеивала сквозь пальцы снег, соседка тоже мне помогала, но всё было напрасно. Колечко пропало. Попробуй, найди его в темноте, да в снегу.

- Давай завтра утром придём, поищем, - предложила соседка. – Замёрзнешь, сейчас минус двенадцать, а к ночи до двадцати обещали.
- Нет, Тамара. Пожалуйста, постой тут минут десять, чтобы место заметить, а я за Гусаром сбегаю. На него последняя надежда.

   Гусар очень обрадовался, что мы идём гулять раньше времени. Обычно я с ним выходила в 21.00, когда начиналась программа  «Время». Но он уловил моё волнение и, сосредоточенный, побежал рядом, не оглядываясь по сторонам.

- Гусарушка, миленький, колечко я потеряла, найди, пожалуйста, - просила я, хотя понимала, что шансов очень мало. Мороз, глубокий снег, крохотное колечко, сколько там на нём моего запаха.
   Гусар занюхал мою руку, получив команду, пошёл по указанному направлению челноком. Я увидела, что он уже далеко отошёл от места, вернула обратно. Ещё раз дала понюхать руку.

- Ищи, Гусар!

   Теперь он шёл медленнее, внимательно прорабатывая каждый участочек. И вдруг! Остановился, попытался что-то взять в зубы. Не получилось, слишком маленький предмет. Копнул лапой, и из-под неё вылетело моё колечко. Тут уж я не зевала, подхватила его на лету.

- Гусарушка! Ах, золотой ты мой! Выручил.

   Я расцеловала Гусара прямо в заснеженную морду.  А потом мы с ним долго гуляли, играли, бегали. Когда я позже рассказывала друзьям про этот случай, многие не верили, даже кинологи с большим опытом, считали, что я всё придумала. Колечко теперь у моей племянницы, Маринки. Я его подарила ей на свадьбу с наказом надевать на удачу, потому что это кольцо счастливое, с историей.