Религия и Вера - 5. Как быть счастливым

Анатолий Белаш
                Никогда меня особенно не беспокоили  философские проблемы: для чего я рождён на свет, и в чём смысл моей жизни? Меня вполне удовлетворяет сознание того, что факт моего рождения есть результат благоприятного стечения бесчисленных событий. Я радовался этому, радовался возможности жить на белом свете и хотел, чтобы жизнь моя была интересной и счастливой.
               
                Теперь моя жизнь подходит к концу, и естественно спросить себя, доволен ли я прожитой жизнью, была ли она счастливой, а если была, то почему, и как должен жить человек, чтобы быть довольным своей жизнью.

                Повторю очень важную для меня мысль, что для счастья каждого человека и благополучия всего человечества очень важно соблюдение принципа –
«чтобы желания одного человека, находились, насколько это возможно, в согласии с желаниями других. Любовь лучше ненависти именно потому, что вносит в желания людей гармонию, а не конфликт. Люди, которые любят друг друга, вместе добиваются успеха и вместе терпят неудачу. Но когда люди ненавидят, успех любого из них является неудачей для другого» (Б.Рассел).

                О том же самом образно сказал известный психолог В.Леви:
«Едем в поезде, знаем, что выходить придётся, а пока живём в поезде, можно цапаться с соседями по купе, а можно доставлять друг другу радость и удовольствие. Что выберем, то и проживём».

         Лев Толстой в своей «Исповеди» пишет о пяти условиях земного счастья:
           «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землёй, растениями, животными…»

                Моё увлечение природой, туризмом, а позже работа геолога, командировки в различные районы моей страны и в другие страны позволили жить такой жизнью, и это была счастливейшая её часть. Я не стремился жить в большом городе и сейчас рад деревянному дому с участком земли, несмотря на печное отопление, «удобства во дворе» и другие сложности.
             
              «Другое несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон…»

             Работа большей частью  была мне интересна, удовлетворяла меня и была источником радости познания и открытий. Если только была возможность, я с удовольствием работал у себя в саду и в огороде, работаю и сейчас.
               
               «Третье несомненное условие счастья есть семья»

                Я был воспитан в духе уважения  семейных ценностей, прожил с одной любимой женщиной всю жизнь, ценил семью и старался воспитать детей порядочными людьми.
               
             «Четвёртое условие счастья есть свободное, любовное общение со всеми разнообразными людьми мира»

                Я старался не причинять беспокойства и неприятностей людям, близким как духовно, так и пространственно, никогда не считал людей другой расы или нации хуже себя, среди моих друзей и товарищей по работе были армяне, таджики, узбеки, татары, евреи, корейцы.
               
            « Наконец, пятое условие счастья есть здоровье и безболезненная смерть».

               О своём отношении к сохранению здоровья, к медицине, целителям-шарлатанам я  рассказал особо ( «Медицинские истории»)), а на безболезненную, физически и духовно, смерть приходится только надеяться.
               
              Боюсь, что предложенные Л.Толстым условия счастливой жизни, подходящие для меня, устроят не всех.

             Большинство людей, живущих в больших городах, тянется к природе. Но далеко не каждый согласится жить «под открытым небом и общаться с землёй», особенно, если для этого надо поступиться комфортом.

             Есть люди, тяготящиеся семейными узами, и бог им судья, как говорится, если семья для счастья им  не нужна. 

                И всё же семейные ценности, общение с природой и её сбережение очень важны для счастья отдельного человека и человечества в целом. Уже сейчас во многих странах люди предпочитают жить не в городах, а в сельской местности, в пригородах.

              Я надеюсь, что человечество, в целом, осознает, в чём его благо, и научится поддерживать  свою численность на таком уровне, который позволит жить в гармонии с природой прежде, чем какая-нибудь рукотворная или нерукотворная катастрофа уничтожит  человека,  а  природу сделает непригодной для жизни.

             Националистические предрассудки, различия в религиозных убеждениях и стремление навязать свои убеждения другим, потребительское отношение к природе – всё это приближает катастрофу и должно быть преодолено.
          
            Любимый и свободный труд я считаю главным условием счастья для любого человека. Мы проводим на работе слишком много времени, чтобы мириться с таким трудом, который не даёт нам радости, а, тем более,  внушает отвращение.

                Немало людей вынуждены терпеть нелюбимую работу ради средств к существованию, но имеют какое-то увлечение, «хобби», которое возмещает её недостатки. Это выход, но лучше, всё же, когда увлекает сама работа. Лучше для работающего, лучше для работы, лучше для всех, кто пользуется плодами этой работы, поскольку нет никакого сомнения в том, что  любящий свою работу, делает её хорошо.

                Самые разные люди придают работе первостепенное значение в жизни человека. Вот слова Уинстона Черчилля:
«В этом мире счастливы те, для которых работа – это источник удовольствия»

                Замечательно говорят абхазы (я прочитал это у Фазиля Искандера): «Счастье – это дар извлекать удовольствие из самой работы, не дожидаясь её часто обманчивых плодов».

                Соглашусь, что можно не любить работу, не работать совсем и жить в своё удовольствие, но это противоречит самим основам существования человеческого общества, поскольку без труда оно просто погибнет, и этот вариант я рассматривать не буду. Чем меньше таких людей, тем лучше для благополучия всех остальных.
          
                А как же деньги, состояние, богатство? Можно без них быть счастливым? Трудно быть счастливым, постоянно испытывая нужду, недоедание, особенно, если есть, с кем сравнивать свою жизнь, но всё-таки заблуждается тот, кто надеется стать счастливым, обогатившись.

              Мне нравится, как сказал об этом любимый мною поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Золотая середина»:
«…безденежье тоже несладко; радость ходит тропой золотой между жирным излишним достатком и пропойною злой нищетой».

              Большую часть жизни я прожил в относительном достатке, но я пережил и голодные военные годы, когда украденная мною плитка жмыха помогла матери сварить суп, и почти такие же нищие девяностые, когда единственным угощением наших  чаепитий на работе были чёрные сухарики, поочередно приносимые сотрудниками лаборатории.   

               Будучи геологом, я жил в палатках и вагончиках, в горах и в пустыне, облизывал миску, чтобы не тратить драгоценную воду на её мытьё, но никогда трудности и лишения  не портили мне вкус к жизни, и годы эти я не вычеркну из своей жизни как несчастливые.
          
               Мне мало того, что я прожил свою жизнь счастливо, мне хочется, чтобы жили счастливо  мои дети, внуки и правнуки. Надеюсь, что мои воспоминания  помогут им в этом.
 
 На 107 конкурс-http://www.proza.ru/2018/11/22/1676 МФ ВСМ