394 Баллистическая ракета Р-27У 8-9 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

394. Баллистическая ракета Р-27У. 8-9 августа 1973 года.

Сводка погоды: Норвежское море. БПК "Свирепый". Четверг 9 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 3.0°C, средняя: плюс 4.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.2°C. Восход солнца – 03:34, заход солнца – 23:38 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Ян-Майен (Остров Ян-Майен, Норвегия). Скорость ветра - 6 м/с. Волнение моря - 4 балла. Длинная пологая океанская зыбь.

Всю ночь до восхода солнца в 03:34, которого мы не видели из-за плотной пелены низких облаков атлантического циклона, БПК "Свирепый" на малом ходу (3-4 узл или 5,56 - 7,4 км/ч) уходил на юго-запад из района Норвежского моря, из которого на север в подводном положении уходила та подводная лодка, которая только что выполнила пуск громоподобной и огненной баллистической ракеты. Это произошло так быстро и так буднично, а самое главное, без каких-либо следов и последствий, что казалось - ничего и не было... Всё то же свинцово-чёрное Норвежское море, все те же барашки умеренного волнения на 4 балла по шкале Бофорта, всё тот же ветер, который порывами треплет наш уже потрёпанный и просоленный военно-морской флаг из собачьей шерсти, всё те же клубы перегоревшего солярного топлива, которые на ветру (5,5 - 7,9 м/с) теряют форму и рассеиваются по ходу нашего корабля.

Походная ходовая вахта на БПК "Свирепый" шла обычным порядком и большинство моряков экипажа корабля даже и не знала, что же произошло сегодня ночью. Утром и днём даже разговоров на тему пуска ракеты из-под воды не было... В отличие от моих друзей-годков, даже от сверх- любопытного и любознательного Славки Евдокимова, я просто "горел" от желания узнать хоть что-то о той таинственной подводной лодке, которая была где-то рядом с нами и которая "выстрелила" на моих глазах в небо страшной по своей силе и грозности ракету. Только гневный жуткий рокот и страшный по силе рёв ракетного двигателя маленькой с виду далёкой ракеты-карандашика показал мне её истинные размеры, мощность и значимость. Я отчётливо понимал и осознавал, что стал свидетелем грандиозного события...

Мне очень хотелось узнать подробности об облике, конструкции и сущности подводного ракетоносца, который носит в себе такие грозные баллистические ракеты. Мне эта подводная лодка казалась кораблём капитана Немо из романов Жюля Верна "20 тысяч лье под водой" и "Таинственный остров". Наш БПК "Свирепый" по технической оснащённости и сложности был в моих глазах истинно "волшебным" кораблём, а эта подводная лодка в моём представлении была истинно фантастической, немыслимо сложной, невероятно совершенной и красивой. Когда я по памяти рисовал иллюстрацию в боевом листке, посвящённом ночному старту баллистической ракеты, я нарисовал эту лодку именно в образе подводной лодки капитана Немо, а выход ракеты из-под воды так, как это навсегда зафиксировалось у меня в эйдетической (фотографической) памяти.

- Дай сюда, - сказал мне замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, когда я утром 9 августа 1973 года после завтрака гордо вручил ему свой боевой листок и поминутным репортажем ночных событий пуска ракеты с подводной лодки. - Молодец! Только вот что, товарищ Суворов. Забудьте обо всём и никогда больше не говорите о том, что случилось. Боевой листок я забираю. Больше никаких рисунков, а тем более фотографий. Вы меня поняли?
- Точно так, товарищ капитан 3 ранга, - понимающе и строго по уставу ответил я. - Есть забыть обо всём и не говорить о том, что случилось.
- Вот так вот, - удовлетворённо заявил замполит. - Ну, что у нас на сегодня? Какие планы?

Никаких планов у меня лично не было, кроме одного - выспаться, потому что после ночных волнений с пуском ракеты из-под воды, я вернулся к себе в ленкаюту, разложил по местам свой снаряжение визуального разведчика и только было собрался лечь спать, как вдруг в дверь ленкаюты кто-то постучал... Это оказался лейтенант Михаил Иванович Казаченко, помощник командира корабля по снабжению. Он был немного "взволнован" и возбуждён, но не тем, что волновало и возбуждало меня и моё любопытство (пуском ракеты из подводной лодки), а своими проблемами. Он пришёл не с пустыми руками, а с трёхлитровой банкой сушёной и вяленой астраханской рыбы...

Каким-то чудесным образом до него (а может быть, до всех офицеров и мичманов экипажа корабля) дошёл слух, что у Суворова есть заветная фляжка с "шилом", которым он "протирает контакты", поэтому Миша Казаченко, которому, вероятно, не хватило и не досталось во время празднования дня рождения командира корабля, предложил мне "отметить это дело умеренным возлиянием за здоровье нашего командира". Отказаться, значит, обидеть помощника командира БПК "Свирепый", который старался угодить и обеспечить всех всем необходимым, порой даже в ущерб своим нуждам и интересам. Я это знал, поэтому искренне уважал этого молодого офицера, прекрасного спортсмена, активного комсомольца, жизнерадостного, азартного и немного взбалмошного, готового с головой окунуться в какое-либо озорное приключение.

Конечно я открыл сейф и достал заветную алюминиевую фляжку с чистейшим медицинским спиртом. В большом алюминиевом чайнике, в котором я хранил кипячёную пресную воду, оказалось достаточно вода, чтобы Миша Казаченко поднял традиционные три тоста и ещё один тост "на посошок". Первый тост и первый разговор-откровение был "За здоровье командира корабля Евгения Петровича Назарова", второй тост - "За всё хорошее, чтобы у нас всё было, а нам за это ничего бы не было", третий тост - "За тех, кто в море, на вахте и гауптвахте". Крайний тост "на посошок" Миша Казаченко выпил сам - один, сказав мне напоследок, что я отличный друг, моряк и человек. Я не возражал, но не поддержал, потому что был искренне утомлён всем произошедшим за день и ночь, но я в то же время я очень был благодарен Михаилу за разговор, потому что узнал для себя много нового и интересного о корабле, о командире корабля, об офицерах корабля, о традициях кают-компании офицерского состава, о трудностях снабжения корабля продуктами, предметами и вещами, о хитростях, к которым приходится ему, помощнику по снабжению, прибегать, чтобы получить требуемое, нужное и желаемое.

Миша Казаченко откровенно делился со мной, потому что я тоже делился с ним, рассказывая как и каким способом "доставал" и получал фильмы и книги крейсерской библиотеки, как мы грузили на корабль мешки с сахаром и я на спор приобрёл для корабля лишних 20 мешков сахара и ещё несколько коробок изюма. Миша Казаченко принимал мои искренние оценки и характеристики командирам боевых частей и начальниками служб БПК "Свирепый" и дополнял их своими замечаниями и характеристиками, которые во много у нас совпадали. Миша Казаченко в душе был истинным комсомольцем и жаждал быть настоящим флотским корабельным офицером, стоять и нести вахты, быть вахтенным офицером на ходовом мостике и всё сокрушался, что из-за своего темперамента и характера пошёл по другому пути, стал "чего изволите" и "подай - принеси"...

Так мы с Мишей Казаченко беседовали полночи и это общение помогло мне отвлечься от мыслей о баллистической ракете, о новейшей атомной подводной лодки, о важности произошедшего события для БПК "Свирепый", командира корабля, для всех нас. Новые события затмили предыдущие и только сейчас, через 45 лет, работая над книгой воспоминаний "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" я могу поведать о том, что было перед этим ночным стартом ракеты и после него, кто и как испытывал новейшую советскую атомную подводную лодку, ракетный комплекс и баллистическую ракету. Вот что было вне БПК "Свирепый" и что было вне нашего ведения тогда, 8 августа 1973 года...

В 60-е годы XX века противостояние двух активных участников "холодной войны" - США-НАТО и СССР-Варшавский договор больше всего выражалось в "битве конструкторов" боевых самолётов, вертолётов, надводных и подводных кораблей, ракетных комплексов, ракет разной дальности и систем разведки - поиска, обнаружения, ведения, целеуказания, наведения и радиоэлектронного противодействия. Особенно интенсивно велись в конструкторских бюро "вероятных противников" НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию малошумных, малозаметных и мощных атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами с разделяющимися головными частями.

В 1961 году в ЦКБ-18 началась разработка новых советских ракетных ПЛ проекта 667 с размещением 16-ти ракет в вертикальных шахтных пусковых установках под новейшую "малогабаритную" одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету Р-27. Испытания ракеты показали её универсальность и 24 апреля 1962 года было принято решение СМ СССР от 24 апреля 1962 года № 386-179 о создании ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27. У американцев в это время уже заканчивалось внедрение на АПЛ твёрдотопливных баллистических ракет "Поларис" с дальностью полёта боевых частей ракеты на 2200 км. Имевшиеся у нас на вооружении с 1963 года ракета Р-21 ракетного комплекса Д-4 могла донести ядерную боевую часть на расстояние 1400 км от места страта, а американские ракеты "Поларис А1" уже в 1960 году имели дальность 2200 км, "Поларис А" в 1962 году - 2800 км.

Ракета Р-27 (индекс УРАВ ВМФ - 4К10, код СНВ - РСМ-25, по классификации МО США и НАТО - SS-N-6 Mod 1, Serb) - это советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета ракетного комплекса Д-5 разработана в СКБ-385 В.П. Макеева и принята на вооружение ВМФ СССР 13 марта 1968 года. Систему управления ракеты Р-27 создавали в НИИ-592 под руководством главного конструктора Н.А. Семихватова.

Вид ракеты Р-27 определялся её конструктивными элементами и материалами, которые в ней использовались и из которых она была сделана. Ракета была жидкостная и в качестве окислителя использовался азотный тетраксид (амиал), а топлива - несимметричный диметилгидрозин (гептил) - страшно ядовитые и химически активные вещества, поэтому ракета имела цельносварной герметичный корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг6, встроенный в бак горючего маршевый ракетный двигатель, плотную внутреннюю и внешнюю компоновку, заводскую заправку ракеты топливом и окислителем (то есть ракета Р-27 была готова к старту в любой момент). По сравнению с ракетой Р-21 новая ракета Р-27 имела меньшую массу, длину, объём кольцевого зазора и массу (в 3-5 раз), но дальность полёта увеличилась в 2 раза.

Одноступенчатая ракета Р-27 имела: сигарообразный корпус с конусной моноблочной отделяемой головной частью (вид ракеты как "огрызка" круглого карандаша с грифелем); четыре пояса кольцевых резинометаллических амортизаторов; трубную систему перелива окислителя из нижнего полубака в верхний; патрубки системы наддува баков; верхний и нижний полубаки окислителя; систему забора окислителя; небольшой бак горючего; маршевый блок ракетного двигателя 4Д10 в днище бака с топливом; блок рулевых реактивных двигателей; систему автоуправления. Вся поверхность ракеты защищалась специальным покрытием на основе асботекстолита. Срок службы ракеты Р-27 в заправленном состоянии - изначально 5 лет, впоследствии - 15 лет.

Ракетный двигатель 4Д10 был разработан в ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева и состоял из маршевого блока тягой 23 тонны и рулевого блока из двух камер общей тягой 3 тонны. В двигателе 4Д10 использовалась самовоспламеняющаяся смесь топлива и окислителя (гептил и амиал). Двигатель не имел разъёмных соединений, поэтому не обслуживался и не проверялся. Запуск двигателя 4Д10 осуществлялся от одного пиропатрона и его работа управлялась и контролировалась собственной встроенной автоматикой инерциальной системы управления на гидростабилизированной платформе.

Вес отделяемой головной части ракета Р-27 составлял 650 кг, мощность ядреной бомбы в ней - 1 Мт. Головная часть отделалась от ракеты устройством взрывного действия. Круговое вероятное отклонение ядерной бомбы от цели на предельном расстоянии полёта (точность попадания в цель) - 1,9 км. Точность попадания атомной бомбы (снаряда) зависела от совершенства системы наведения и аэродинамического воздействия в полёте. Самые точные современные баллистические ракеты имеют КВО не более 100 м. Первые баллистические ракеты 40-х годов XX века имели дальность полёта до 320 км и КВО от 4,5 до 6 км.

Ракета Р-27 запускалась на подводной лодке так... Сначала давалась команда на подготовку ракеты к пуску и начинался наддув баков ракеты (повышение давления внутри ракеты, чтобы компенсировать наружное давление среды). Затем в шахту ракетного комплекса Д-5 поступала вода и давление уравнивалось с забортным. Затем открывалась крышка ракетной шахты ПЛ. Пуск ракетного двигателя осуществлялся в специальный герметичный переходник между ракетой и стартовым столом в ракетной шахте. В этом переходнике образовывался газовый "динамический колокол" от запуска рулевых двигателей и ракета Р-27 "выстреливалась" из ракетной шахты комплекса Д-5. Рот начале движения ракеты запускался маршевый двигатель и ракета Р-27, пронзая толщу воды в ореоле газового "динамического колокола" выходила на поверхность моря, над которым постепенно маршевый двигатель начинал работать в режиме полной тяги. Далее ракета Р-27, набирая скорость и высоту, устремлялась вертикально в небо, а затем отклонялась в нужную сторону по направлению к заданной цели.

8 августа 1973 года с БПК "Свирепый" мы видели, как из толщи Норвежского моря сначала показалось свечение, затем вырвались клубы пара, пены и дымных газов, из который медленно выскочила тёмного цвета ракета, затем яростно вспыхнул веер огня и ракета, сначала медленно, а потом стремительно, пронзая слои дождевых облаков, освещая их ослепительным бело-жёлто-оранжевым пламенем, с невероятно громким и мощным потрясающим всё и всех рёвом умчалась в космос... Старт ракеты в море - это яркое, впечатляющее и красивое зрелище, которое навсегда фиксируется в памяти и вызывает неизменное ощущение восторга, гордости, уважения как к самой ракете, которая взлетает в автоматическом режиме, так и к её создателям.

Предстартовая подготовка и старт ракеты Р-27 были максимально автоматизированы, чтобы никто не мог что-либо нарушить в герметичности ракетного комплекса Д-5 или в самой ракете. Дистанционное управление и контроль за состоянием систем ракетного комплекса Д-5 и ракеты Р-27 осуществлялось с единого пульта корабельной системы повседневного и предстартового обслуживания ракет. С пульта управления ракетным оружием ПЛ осуществлялось проведение комплексных регламентных проверок, управление предстартовой подготовкой и стартом ракет.

Информационно-управляющей система «Туча», созданная под руководством главного конструктора Р.Р. Бельского, выдавала исходные данные для боевой стрельбы ракетами Р-27 двумя восьмиракетными залпами. Пуск ракет из ПЛ осуществлялся с глубины 40-50 м, на скорости хода ПЛ до 4 узлов и волнении моря 5 баллов (Крупное волнение, водяная пыль, высота волн - 2-3 м, длина - 50 м). Время предстартовой подготовки ракет Р-27 - 10 минут. Интервал стрельбы ракет в одном залпе - 8 секунд. Время между залпами - по приказу командира ПЛ.

Ракета, старт которой мы видели 8 августа 1973 года, была почти такой же, как Р-27, но усовершенствованной, то есть модернизированной... Постановлением СМ СССР от 10 июня 1971 года была решено создать два варианта баллистической ракеты Р-27 - с тремя ядерными боевыми блоками "рассеивающего" типа (Р-27У) и противокорабельной ракеты с самонаводящимся боевым ядерным блоком, с повышенной точностью и дальностью полёта (Р-27К). Модернизировался и стартовый ракетный комплекс (Д-5У).

Таким образом была создана ракета Р-27У с тремя боевыми блоками "рассеивающего" типа мощностью по 200 кт с максимальной дальностью 2400 км. Боевые блоки разделяющейся головной части ракеты Р-27У не имели индивидуального наведения, просто в конце полёта, перед целью блоки расходились на небольшое расстояние друг от друга, таким образом увеличивалась площадь поражения и уменьшался показатель КВО. Усовершенствование системы управления ракетным двигателем ракеты Р-27У достигалась дальность полёта 3000 км с одной моноблочной головной боевой частью мощностью 1 Мт, при этом КВО составляло 1,3 км. Оба варианта ракеты Р-27У по классификации ВС США-НАТО имели обозначение - SS-N-6 Mod 3 и Mod 2 соответственно.

Именно эти советские баллистические ракеты Р-27У испытывались в период с сентября 1972 по август 1973 года. Было выполнено 16 успешных испытательных пусков, после чего ракета Р-27У в двух вариантах 4 января 1974 года постановлением СМ СССР № 8-5 была принята на вооружение . Комплексом Д-5У с ракетами Р-27У оснащались строящиеся атомные подводные ракетоносцы проекта 667АУ, а также лодки проекта 667А после их модернизации. О ракетном комплексе Д-5У следует рассказать отдельно и подробно...

Тактико-технические характеристики ракеты Р-27У:

Тип ракеты: БРПЛ
Индекс ГРАУ: 4К10
Код СНВ: РСМ-25
Код НАТО: SS-N-6 Mod 2 «Serb» и SS-N-6 Mod 3 «Serb»
Комплекс: Д-5У
Количество пусковых установок на АПЛ: 16
Количество ступеней ракеты: 1
Двигатель ракеты: ЖРД (модификация двигателя 4Д10)
Масса ракеты, кг: 14 200
Длина, мм: 8890
Диаметр, мм: 1500
Масса головной боевой части, кг: 650 (моноблок), 3х170 (разделяющаяся).
Тип головной части: моноблочная или РГЧ РТ
Мощность ядерного заряда: 1 Мт (0,6-1,2 Мт) или 3;0,2 Мт (3;0,1-0,8 Мт
КВО, км: 1,3 - 1,8
Скорость в конце активного участка, м/с: (данные в секрете, но явно более 4400)
Высота в конце активного участка, км: (данные в секрете, но явно менее 120)
Время активного участка, с: (данные в секрете, но явно менее 128,5)
Максимальная высота, км: (данные в секрете, но явно более 620)
Максимальная дальность, км: объявленная - 3000, но явно более (3200)
Скорость встречи боевой части с целью, м/с: (данные в секрете, но явно более 300)
Разработчик: СКБ-385 (ГРЦ им. Макеева)
Главный конструктор: Виктор Петрович Макеев (25 октября 1924 г.) - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор, доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Изготовитель: Златоустовский машиностроительный завод, Красноярский машиностроительный завод.

Фотоиллюстрация: 8-9 августа 1973 года. Норвежское море. БПК "Свирепый". Испытательный пуск этой ракеты Р-27У из-под воды с новейшей атомной подводной лодки-ракетоносца проекта 667АУ К-228 мы обеспечивали, охраняли и свидетельствовали. Да, это вам не "огрызок круглого карандашика"...