Анна Ларина и Николай Бухарин

Виталий Овчинников
Или
Любовь сильнее смерти

(Статья написана по материалам, опубликованным в интернете)

В 1931 г., во время очередной встречи Сталина с Горьким в его доме, в бывшем особняке Рябушинского, генеральный секретарь ВКП(б) попросил писателя прочесть что-нибудь из своих произведений и сам же посоветовал: «Например, «Девушку и смерть». Когда чтение закончилось, он взял у Горького книгу, по которой тот читал, и написал на последней ее странице: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете (любовь побеждает смерть)».

«Любовь побеждает смерть, Любовь выше смерти!»  Справедливость этого изречения  подтверждают множество исторических примеров. Вот один из них, из серии мало известных в истории нынешней России. Этот пример  про любовь  Николая Бухарина и Анны Ларину. Кто это такие? – спросят 99% населения нынешней России.

 Действительно, кто это такие,  чья любовь смогла пересилить  смерть в виде расстрела одного из них  и Сталинских  лагерей для другого.

Надо признать, что имя Николая Бухарина сейчас мало кому  известно в нашей стране. Даже историкам. Так, мол, очередная жертва кровавых Сталинских репрессий. Таких, как он, тогда были многие тысячи. А Бухарин, мол, был одним из этих тысяч.  Поэтому  нечего здесь даже и говорить о его молодой жене, Анне Лариной. Так,  еще одна политическая  жертва кровавого Сталинского режима.
 
Тем более, что сейчас в России  никому неизвестна или мало известна  история письма Николая Бухарина  «Будущему поколению руководителей партии», написанному им перед  самым своим арестом  и  переданным им  через свою жену Анну Ларину, выучившем это письмо наизусть,  в ЦК КПССС в 1960 году.

Николай Бухарин и Анна Ларина

Из воспоминаний Анны Михайловны Лариной о Николае Бухарине.
«…Момент знакомства с Бухариным мне хорошо запомнился. В тот день мать повела меня в Художественный театр смотреть “Синюю птицу” Метерлинка. Весь день я находилась под впечатлением от увиденного, а когда легла спать, сновидение повторяло спектакль. И вдруг кто-то дернул меня за нос. Я испугалась, ведь Кот на сцене был большой, в человеческий рост, и крикнула: “Уходи, Кот!” Сквозь сон услышала слова матери: “Николай Иванович, что вы делаете, зачем вы будите ребенка!” Но я уже проснулась, и передо мной все отчетливее стало вырисовываться лицо Николая Ивановича. В тот момент я и поймала свою “синюю птицу”, символизирующую стремление к счастью и радости, не сказочно-фантастическую, а земную, за которую заплатила высокую цену».
 
Николай Иванович Бухарин был одним из основателей советского государства. Он являлся революционером с большим подпольным стажем, его высоко ценил Ленин, он входил в славную когорту старых большевиков. После Октябрьской революции он был политическим, государственным и партийным деятелем, членом Политбюро ЦК ВКП(б), академиком АН СССР.

В так называемом завещании Ленина, «Письме к съезду», Николай Бухарин был назван «любимцем всей партии». После смерти вождя он стал кумиром прежде всего партийной молодежи, которая тянулась к Бухарину после заката звезды Троцкого в 1925 году. Этому особому положению Бухарина немало способствовали его личные качества: внешне привлекательный, доступный, демократичный, свободный от стяжательства и чванства,  свойственных большинству коммунистических вождей; в неизменном костюме эпохи «революционного романтизма» — простая рубашка, кожаная куртка, сапоги.
 
Веселый, шумный, заражавший большевистскую молодежь своей неуемной энергией и энтузиазмом, Бухарин был единственным чистым интеллектуалом среди большевистских вождей. Вокруг Николая Бухарина сложилась группа интеллектуальной, талантливой молодежи весьма разночинного происхождения (дети видных большевиков и видных кадетов), получившая название «школы Бухарина».
 
Во второй половине двадцатых годов после смерти Ленина и  Фрунзе  в партии  большевиков развернулась ожесточенная внутрипартийная борьба за власть  между многочисленными  фракциями, блоками и  группами, на которые раздробилась правящая верхушка партии после ухода из жизни двух ее лидеров, партийного в лице Ленина  и военного, в лице Фрунзе.
 
Эта борьба еще более ожесточилась при определении путей  дальнейшего  развития России, полностью разрушенной  после двух войн, Первой мировой и Гражданской. Никто не знал, что делать со страной и как надо будет  строить прославляемый ими  «пресловутый социализм».

И здесь Николай Бухарин намеревался вступить в союз со Сталиным, чтобы благодаря сталинской организационной мощи сделать свою экономическую программу программой партии. Сталин же нуждался в Бухарине и его «школе», так как группа Сталина страдала интеллектуальной немощью; генсек опирался на воспитанных им молодых партократов, поднаторевших в аппаратных играх, но начисто лишенных собственных политических идей. Такими были Молотов, Маленков, Киров, Ворошилов  и их окружение. Бухарин, принимая дружбу Сталина за чистую монету, проявил поразительную политическую слепоту.
 
Сталин безошибочно использовал огромный личностный и партийный  авторитет Бухарина, его безупречную репутацию, с помощью которых он обеспечил себе победу в борьбе со своими более сильными противниками, с ленинской гвардией, что привело его к единоличной власти. С помощью Бухарина Сталин сокрушил Зиновьева, Каменева, Рыкова  и Троцкого, а затем и сам «любимец партии» разделил судьбу поверженных врагов.

В ноябре 1929 года на Пленуме ЦК Николай Бухарин был выведен из состава Политбюро и снят с поста главного редактора газеты «Правды». Бухарин публично покаялся и пообещал решительно бороться против  всех уклонов от генеральной линии партии.
 
В 1934 году Николай Бухарин получил новое назначение: пост главного редактора газеты Известия  ЦИК СССР. В том же году Бухарин женился во второй раз.

Предчувствуя скорый арест, он написал письмо «Будущему поколению руководителей партии», которое его жена заучила наизусть. Благодаря ей, оно дошло до «будущего поколения». Это обращение она много лет ежедневно повторяла про себя — чтоб не забыть в нем ни слова. Надежду на оправдание при жизни он потерял и принял решение обратиться к потомкам: написать письмо будущему поколению руководителей партии — заявить о своей непричастности к преступлениям и просить о посмертном восстановлении в партии.

Перед тем, как в последний раз выйти из квартиры, Бухарин на коленях просил прощения у жены, понимая, какой конец его ожидает. Он был настолько наивен, что не предполагал, что и ее не минует участь жены врага народа. Последнее, что Анна услышала от своего мужа перед его арестом 27 февраля 1937 года: не обозлись.

Последнее, что он написал ей из тюрьмы 15 января 1938 года и что ей дали прочесть только через 54 года: «Распространяться сейчас о своих чувствах неуместно. Но ты и за этими строками увидишь, как безмерно-глубоко я тебя люблю. До свидания, дорогая. Твой Колька».

***

Но я  не буду здесь рассказывать о биографии Бухарина – она есть в интернете во многих и самых разных вариантах.   Я буду говорить лишь  о  его второй официальной  женитьбе на Анне  Лариной и партийном документе тех лет, имеющей название «Будущим руководителям партии».

Так вот, Анна Михайловна Ларина родилась 27 января 1914 года. Родители умерли до 1919 года. Ее забрали в Москву в семью Лариных. Приемными родителями стали Елена Григорьевна, родная сестра матери и Юрий Михайлович Ларин (настоящее имя — Михаил Залманович Лурье). Они были в прошлом профессиональными революционерами. Лурье с юности, несмотря на тяжелую болезнь, участвовал в социал-демократическом движении. Последние годы перед революцией жил со своей женой Еленой в Германии, откуда был выслан в начале первой мировой войны и переехал в Швецию. В 1923 году он выступил инициатором проекта по созданию еврейских земледельческих поселений в Крыму, на Украине и в Белоруссии. Для реализации этого проекта было создано Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), председателем которого стал Ларин. Умер Ларин 14 января 1932 года в Москве, похоронен у Кремлевской стены.

Приемные родители Анны Лариной, как и другие члены Политбюро, не исключая и Бухарина, жили в то время в гостинице «Метрополь». Девочка часто забегала к своему взрослому другу. Ему тогда уже исполнилось тридцать, но Анна сразу стала называть его «Николашей» и обращаться к нему на «ты». Ее родителей это очень смущало, ведь они привыкли называть своего соратника по партии по имени и отчеству. Но он смеялся, шутливо кокетничал с ней, дергая за косички и за нос, то есть вел себя, как озорной мальчишка, так что девочку трудно было перестроить на серьезный лад.

«Однажды, — вспоминала Анна Ларина, — я вошла в комнату, когда у нас в гостях был Ленин, и услышала из его уст такую фразу: «Бухарин — золотое дитя революции». Я дерзко возразила: «Неправда, он сделан вовсе не из золота, он живой и теплый». Все рассмеялись, а я обиделась. И тогда Ленин решил оправдаться: «Я назвал его золотым, потому что он рыжий».

Аня в порыве детской нежности написала целую оду в стихах «Николаше», а вручить ее адресату не решалась. Отец Ани сам вложил послание в конверт и посоветовал дочке передать его через кого-нибудь из гостей, направлявшихся к Бухарину. Им оказался Иосиф Виссарионович Сталин.

В 1927 году Сталин настоял на том, чтобы Николай Бухарин переехал жить в Кремль. Пройти туда без пропуска было невозможно, и Ане Лариной пришлось ходить в школу окружным путем, чтобы хоть изредка видеть своего кумира. Впрочем, с разрешения все того же Сталина ей оформили пропуск в Кремль. Но это произошло уже тогда, когда Анна вышла из подросткового возраста и ее отношения с Бухариным перешли в иную стадию.

Однажды, отец сказал ей: «Поверь мне, дочка: интереснее прожить с Бухариным несколько лет, чем с другим долгую жизнь». Они поженились, как только Анне исполнилось 18 лет. Разрешение на их брак давал сам Сталин. Бухарину было тогда 44 года. У них были общие цели, общие дела и общие мечтания. И эти  годы, прожитые ею с Бухариным, оказались самыми счастливыми годами ее долгой и непростой жизни.

PS  Вот это письмо Бухарина, которое выучила наизусть Анна Ларина

БУДУЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПАРТИИ

Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но и целомудренной. Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно. Нет Дзержинского, постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЧК, когда революционная идея руководила всеми ее действиями, оправдывала жестокость к врагам, охраняла государство от всяческой контрреволюции.
 
Поэтому органы ЧК заслужили особое доверие, особый почет, авторитет и уважение. В настоящее время в своем большинстве так называемые органы НКВД - это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, пользуясь былым авторитетом ЧК, в угоду болезненной подозрительности Сталина, боюсь сказать больше, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя - история не терпит свидетелей грязных дел!

Любого члена ЦК, любого члена партии эти "чудодейственные" органы могут стереть в порошок, превратить в предателя-террориста, диверсанта, шпиона. Если бы Сталин усомнился в самом себе, подтверждение последовало бы мгновенно.

Грозовые тучи нависли над партией. Одна моя ни в чем не повинная голова потянет еще тысячи невиновных. Ведь нужно же создать организацию, "бухаринскую организацию", в действительности не существующую не только теперь, когда вот уже седьмой год у меня нет и тени разногласий с партией, но и не существовавшую тогда, в годы "правой" оппозиции.
 
О тайных организациях Рютина и Угланова мне ничего известно не было. Я свои взгляды излагал вместе с Рыковым и Томским открыто. С восемнадцатилетнего возраста я в партии, и всегда целью моей жизни была борьба за интересы рабочего класса, за победу социализма.

В эти дни газета со святым названием "Правда" печатает гнуснейшую ложь, что якобы я, Николай Бухарин, хотел уничтожить завоевания Октября, реставрировать капитализм. Это неслыханная наглость. Это - ложь, адекватна которой по наглости, по безответственности перед народом была бы только такая: обнаружилось, что Николай Романов всю свою жизнь посвятил борьбе с капитализмом и монархией, борьбе за осуществление пролетарской революции. Если в методах построения социализма я не раз ошибался, пусть потомки не судят меня строже, чем это делал Владимир Ильич. Мы шли к единой цели впервые, еще непроторенным путем. Другое было время, другие нравы.

В "Правде" печатался дискуссионный листок, все спорили, искали пути, ссорились и мирились и шли дальше вперед вместе. Обращаюсь к вам, будущее поколение руководителей партии, на исторической миссии которых лежит обязанность распутать чудовищный клубок преступлений, который в эти страшные дни становится все грандиознее, разгорается как пламя и душит партию. Ко всем членам партии обращаюсь! В эти, быть может, последние дни моей жизни я уверен, что фильтр истории рано или поздно неизбежно смоет грязь с моей головы.
 
Никогда я не был предателем, за жизнь Ленина без колебания заплатил бы собственной. Любил Кирова, ничего не затевал против Сталина. Прошу новое, молодое и честное поколение руководителей партии зачитать мое письмо на Пленуме ЦК, оправдать и восстановить меня в партии. Знайте, товарищи, что на том знамени, которое вы понесете победоносным  шествием к коммунизму, есть и моя капля крови!»

PPS
Как видите, ничего особенного, ничего сверхъестественного  в этом письме Бухарина  нет.  Так, беспомощно оправдательное  «словоблудие». 
«Открытое письмо  Раскольникова Сталину»  намного сильнее и оттого - трагичнее.