Утрата

Алла Валько
               
          Из серии «Московские впечатления-2018». Ч. 5

После прилёта в Москву я позвонила своей подруге детства Гале, самому близкому мне человеку, которую я считала своей сестрой, поскольку кровных родственников, кроме дочери и внуков, у меня нет. Ещё в Житомире с детства дружили наши мамы. Дружба между семьями продолжалась и в следующем поколении. Я помню, как будучи ещё девочкой, провалилась в их доме в Сокольниках в открытый погреб. Все встревожились, а я по этому поводу засмеялась, так как падение, как оказалось, не имело последствий. Каждый раз на протяжении своей жизни я с улыбкой вспоминала об этом забавном случае.

Повзрослев, я со своей подругой встречалась не очень часто, но я знала, что у меня есть родной человечек. Именно она была свидетельницей на регистрации моего брака в ЗАГСе. Галя с мужем всегда были желанными гостями на праздновании моих дней рождения. Я неоднократно получала от неё полезные подарки для кухни: сырницу, коробочки для хранения разных продуктов, изготовленные из специальных пластмасс, и многое другое. Особенно мне запомнился день рождения, который мы отмечали на свежем воздухе, в Раздорах, и мне очень жаль, что это случилось только однажды.
 
После ухода из жизни её мамы Галя ежегодно 3 января собирала в память о ней всю свою большую семью в своей квартире, теперь уже не в Сокольниках, а на Ульяновской (ныне Николоямской). Приходили её родные сёстры, двоюродные братья и сёстры, а также их дети. Среди приглашённых была и я. Мне было приятно сидеть за общим столом с этими людьми разных национальностей – азербайджанцами, евреями, русскими. Я чувствовала себя членом этой большой, дружной семьи. Здесь я впервые попробовала долму, восточное блюдо в виноградных листьях, которое всегда подавалось со свежим белым соусом, приготовленным из мацони и чеснока, и на всю жизнь полюбила его за изысканный вкус.

Преданность Гали как надёжного друга и её милосердие ярко проявились, когда ушла из жизни теперь уже моя мама. Оставаться одной в её квартире, после того как тело увезли в морг, мне было жутко, и я позвонила Гале. Она без колебаний приехала и провела со мной всю ночь. Я никогда не забуду её вовремя протянутой руки помощи в тот морально трудный для меня момент.

Галя росла в среде первых советских учёных. Её отец Леонид Михайлович Сморгонский, доктор педагогических наук, был известным учёным в области органической химии и педагогики химии. Он являлся автором популярных учебников и создателем школьного курса химии, по которому наше поколение и многие последующие учились в школе. Совместно с братом своей жены Яковом Лазаревичем Гольдфарбом он в 1934 году разработал учебное пособие «Задачи и упражнения по химии», выдержавшее 26 изданий. Совместно с Верховским и Гольдфарбом он являлся также автором учебника органической химии для 10 класса, который с 1932 по 1948 год выдержал 13 изданий и был переведён на 24 языка.

Галя была похожа на отца не только внешне, но и в своей деятельности она пошла по его стопам. Окончив педагогический институт, она начала преподавать химию и биологию в школе. Познакомившись в доме отдыха с Тофиком, жившим в  Азербайджане, Галя вышла за него замуж. Как она позже рассказывала, когда Тофик шёл к ней в танцевальном зале, чтобы пригласить её на танец, она чувствовала, что навстречу ей идёт судьба. Сам Тофик рассказывал, что за него сватали многих местных девушек, но, увидев Галю, он мгновенно сделал свой выбор. В то время он был Первым секретарём райкома комсомола в Баку, затем профсоюзным и партийным работником, а после переезда в Москву работал в ВЦСПС. У Гали и Тофика родились замечательные дети: дочь Сейяра, ставшая впоследствии психологом, и сын Расул, специалист в области информационных технологий. У Гали и Тофика две внучки, а недавно появилась на свет и правнучка.

Я помню, что как-то, ещё в молодости, Галя приехала к нам на Молодёжную с маленькой Сейярой и на время оставила её нам, так как ей нужно было отлучиться по делам. Тофик в то время находился в командировке в Баку. Мой муж сажал Сейяру на плечи и так гулял с ней вокруг дома. Тогда у меня детей ещё не было, и я с удовольствием возилась с Галиной малышкой. Потом дочь и сын Гали выросли, и Сейяра стала мне близка благодаря своим духовным поискам, а Расул неоднократно помогал разобраться с работой компьютера, когда у меня возникали трудности.

Мне очень хотелось, чтобы наши дети дружили. Сейчас их разделяют тысячи километров, но лет восемь назад Сейяра, Расул и моя дочь, прилетевшая в Москву со своими малолетними сыновьями, всё же встретились в «Якитории» в Крылатском. Встреча оставила у нас тёплые воспоминания.

Моя подруга всегда была для меня примером огромной выдержки, самообладания и терпения. Это касалось не только её взаимоотношений с окружающими, но и способности без жалоб переносить недомогание и даже боль. Только она могла сохранять спокойствие, услышав какое-либо резкое высказывание своего мужа, обладающего, как и многие представители южных республик, взрывным характером.  Она никогда не повышала голос ни на своих детей, ни на учеников. Галя была талантливым педагогом, сумевшим найти общий язык с современными учениками, зачастую весьма избалованными, порой не желающими учиться. Ей удавалось убедить их в необходимости получать знания, а не надеяться на влиятельных родителей. Она всегда могла найти нужный аргумент и вставить в разговор остроумную шутку. Галя неоднократно рассказывала о самых невообразимых выходках некоторых своих учеников, и я всегда поражалась её умению с достоинством выйти из самой сложной ситуации.

Уйдя на пенсию, она продолжила свою педагогическую деятельность, составляя методические пособия по химии для департамента образования своего округа и давая частные уроки.

В этот мой приезд в Москву на телефонный звонок отозвался Тофик и сдавленным голосом сообщил мне, что Гали больше нет. Я опешила так, что не смогла произнести ни слова. А Тофик зарыдал. Его слёзы подействовали на меня так сильно, что потом я ещё долго не могла собраться с духом, чтобы навестить его. Лучше бы я тогда расплакалась, но в тот момент моё сердце налилось свинцовой тяжестью, мешавшей мне дышать, и я остро ощутила неустойчивость и зыбкость нашего существования.

Через некоторое время я решила навестить Тофика. Он был уже более спокоен и долго рассказывал мне о своей жизни, работе и всё вспоминал, вспоминал… Он горевал, что ему нельзя будет покоиться рядом с супругой, так как выяснилось, что в детстве Галю крестила её русская няня, поэтому, согласно православным обычаям, она не может быть погребена в одной могиле с мусульманином. В этой связи  на семейном совете было решено построить семейный склеп, где в будущем смогут найти упокоение все члены семьи.
А потом к отцу и на встречу со мной приехал Расул, но без своей маленькой, очаровательной дочки, которая, к сожалению, заболела…

Прощай, моя дорогая подруга, и огромное тебе спасибо за всё, что ты для меня сделала!