142-143. Обеспечение блаженства

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.


Псалом 142. Для чего мудрствовать, если я и ты - Его?

"Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих."

Это не покаяние, как трактует ряд толкователей.
«…внемли мольбе моей, верностью Твоей ответь мне, справедливестью Твоей» – в переводе еврейского текста иные акценты свойств Творца, к которым обращена мольба Давида. Он не страшится того, что Бог поступит по справедливости, и уповает на Его верность обетованиям. В данном случае он – истец против врагов, своих врагов и врагов Господа.
Давид не ссылается на собственную праведность и взывает к суду и праведности Всевышнего.
«…и не входи в суд с рабом Твоим» – Бог всё устроил так, что человек входит в суд с самим собою, ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

Все люди грешны, и никто не может быть полностью и безупречно праведным. Ныне, с Новым Заветом, Творец уже вошёл в суд со Своим Сыном и возложил на Него беззакония всех нас. Когда человек сам предстаёт перед Богом в осознании своей греховности и принимает Христа как Спасителя от греха, Всевышний вменяет нам Свою собственную праведность во Христе.

Суд Божий можно рассматривать как «единственно возможное согласное искупление противозакония человеческого, по совершенной любви Господа», как «инструмент» доведения человеков до такового согласного искупления.

"Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, —
и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё."

«И изнемог во мне дух мой, ужаснулось сердце мое во мне» – звучит в «первоисточнике».

Это не отчаяние, как трактует ряд толкователей. Это – осознание зла и обличение врага.

О каком враге идёт речь? Если враг внешний, от него можно бежать, или можно от него спрятаться. Врага можно уничтожить. От внутреннего врага не убежишь, не спрячешься, его не уничтожишь.
Человек стремится к праведности, но враг преграждает ему путь. И он уже боится, что больше не выдержит. Его дух в унынии, его сердце онемело. И на стойких людей находит уныние духа и онемение сердца, и тогда они не сомневаются в своем бессилии.

Но это как раз и нужно – признание собственного бессилия! Чтобы из пропасти обратиться к спасающему Господу, чтобы вытащил, показал Путь, дал свет и силы двигаться. Просьба о спасении – самая правильна просьба!

Давид оглядывается назад и вспоминает дни древние, в которые Господь вставал на сторону Своего народа и Своего помазанника. И он раскрывает предопределение Всевышнего в управлении миром:

"Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля."

«Сэла!» – звучит в окончании стиха, подчёркивая, что это не просто воспоминание.

Все дела Бога известны, Он вёл Израиль («исра-эль» означает «прямо к Творцу) и провёл по обетованию. Если человек вспомнит события в своей жизни и сопоставит их смыслы и значения, то увидит «руку» Господа.
Только Господь Бог может помочь, как помогал всегда ищущим Его и стремящимся к Нему. Разбуженная душа человека жаждет Бога, как сухая земля жаждет напитывающего дождя.

Таким образом, это продолжающееся раскрытие Божьего провидения, ведущего к осознанию истоков и состояний души, её истинных устремлений.

Давид наглядно описывает путь веры: от осознания зла в себе к покаянию, затем к признанию собственной беспомощности, и только за этим следует искреннее обращение к Творцу, и упование на Него.

Многие видят «дела рук» Творца, но при этом не осознают и не ощущают Его присутствия в жизни, Его силы и благости, а посему не обращаются к Нему.
А получивший упование, с ревностным желанием устремляется к Господу, – простирает к Нему руки свои, – ибо только у Него спасение.

"Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою."

«Поспеши, ответь мне, Господи» – в еврейском тексте Давид сразу просит ответа! Какого же ответа он ждёт? – «Дай мне услышать утром милость Твою», по тому же переводу – уже «вознёс я душу мою».

Человек ощущает быстротечность дней своих и потому нетерпелив. Его побуждает изнемогающий дух и подгоняет страх не увидеть лица Господа – страх Божий. Если Отец будет скрывать от него Своё лицо в равнодушии – для него это равносильно смерти.

Поэтому именно «утром», означающим окончание скрытия, свыше придёт новый свет и начнет меня наполнять. И тогда я почувствую, что действительно прорвался в новое состояние, на новую ступень и продвинулся вперёд.
«Утром» называется состояние, в котором ценно свойство отдачи, когда человек знает и ощущает, что отдача – это самое великое наслаждение. Тогда для него наступает «утро».
«Встало солнце» – человек уже способен раскрыть свет, ощутить любовь Творца.

Сказано: «И был вечер, и было утро – день один». Сначала будет вечер, а только потом настанет утро как один день. И поэтому человек всегда начинает с того, что не понимает, не чувствует с горечи и неразберихи в сердце и в разуме. Но затем он пробуждается и начинает раскрывать то, что станет днём. И мольба о милости переходит в молитву о наставлении.
«Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою» – этот стих есть ёмкий девиз всей земной жизни человека.

Человек, не мудрствующий лукаво, просто не знает пути, который был бы для него наилучшим, и признается в этом. И даже ступая на указанный путь, сомневается и шатается из стороны в сторону. Только следуя наставлениям Бога, мы можем идти прямо и радостно. А дорога самомудрствующих (а чаще – самодурствующих) ведёт в никуда.

Я стремлюсь ходить правильно, но пребываю в неведении и сомнениях. Боже, укажи мне путь, по которому мне идти! Словом, духом и провидением покажи истинный путь и не давай сбиться! Ведь к Тебе возношу я душу мою, исправь и наполни её по воле Своей!

Именно так вместе с Давидом может возопить каждый, простерши руки свои к Господу!

"Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб."

Упование позволяет обращаться к Господу с просьбой об избавлении от врагов. Но, понимая, что без препятствий не будет преодоления и возвышения, Давид просит Его помощи и молит о научении: «Научи меня исполнять волю Твою … Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды».

Первоначальны еврейский текст переведён так: «дух Твой (да) выведет меня на равнину», и далее – «справедливостью Твоей выведи из беды душу мою. И милостью Твоей истреби врагов моих и погуби всех притеснителей души моей, потому что я раб Твой».

Равнина – это условие открытия прямого пути и видения действия высших духовных сил. Но мало узнать волю Бога, ещё ведь нужно, чтобы сердце было способно исполнять эту волю.

Это – молитва о прямом пути. Просвещение о воле Божьей является первоочередным делом духа. Дух ведёт того, кто почитает Господа своим Богом, а Святого Духа – своим поводырём, – такова отличительная особенность и привилегия постижения и достижения духовных вершин после равнины.

«Ради имени Твоего, Господи, оживи меня…» – и много постигнувшие зачастую чувствуют себя вялыми и безжизненными, и молятся о собственном оживлении.
Давид использует наилучший довод, способный тронуть Всемогущего – он обращается к Божьей правде, ради которой должен быть избавлен от напасти. Это сильная молитва о защите.
Защита – залог спасения, и тот, кто верою почитает Господа своим Богом, находит в Нём прибежище. Это просьба не избавить от внешних напастей, но избавить от беспокойства души, угнетающего дух. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин 14:1).

Имя Творца – это Его совершенные свойства, которые человеку не озвучиваются, человеку в духовном ощущении доступны только их проявления в собственных свойствах. То есть, имя Творца – это то состояние, в котором я нахожусь по развитию своих духовных свойств.

«И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою» – обратим внимание: ПО МИЛОСТИ! А милость Божья – как свет: всем светит. Даже тот, кто благодатью Всевышнего избавлен от падения в бездну преисподней, случается, уподобляется обречённым на «переплавку» со «скрежетом зубовным».
Но на уповающих на Него, притягивающих благодать верою, распространяется Божья благость. Ибо мы – Его.

Спустя века к милости Творца воззовёт Сын Божий из колена Давидова: «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин 17:9-11).


Псалом 143. Обеспечение блаженства

В отличие от предыдущего Псалма, Давид просит у Господа не правосудия, но милосердия – ведь ни один из живущих не способен оправдаться на суде перед Богом.

"Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани,
милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой."

Тот, кто стал пригоден к служению, о котором сам даже не помышлял, прежде должен благодарить Всевышнего. И Давид славит Бога, дающего всё, что нужно в жизненных битвах. Если Господь – твердыня, прибежище, защита, избавление, надежда и победа, то чего ещё желать, на что ещё уповать?

Царь Давид не приписывал себе военных побед, но благодарил за них Бога. Не потому ли за все его царствование Израиль не знал поражений на поле брани?

Он уповает не на земные твердыни, а на Божьи обетования, которые безмерно надёжнее созданных руками крепостей.
Даже будучи немощными, мы укрепляемся Господом и могуществом силы Его.
Господь несёт милость и является моим наивысшим благом, Он творец всего доброго, что есть во мне, от Него «нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный».

"Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень."

Человек неизмеримо мал пред Божьим величием, он немощен и беспомощен, опутан множеством недостатков, его пребывание здесь быстротечно и неопределенно. Давид восхищается Божьей снисходительностью, учитывая весь позор, коим запятнал себя род человеческий.

"Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи."

Давид молит Всевышнего разгромить вторгшихся в его владения врагов. Господь знает, кого псалмопевец имеет в виду, хотя и не называет.
«…рассей их … и расстрой их» – это наиболее быстрые и эффективные методы поражения тех, кто уверен в своей силе и превосходстве. Они потому эффективны, что используют духовные «молнии» и «стрелы», бьющие в причину, в основание вражеских сил.
 
Сами мы не можем защитить себя от такого врага, но вправе полагаться на справедливость и правду Господа, презирающего ложь и творящего правду, и просим: «…простри руку Твою, силу Твою с высоты».

Описание «сынов иноплеменных», чьи уста полны лжи, и даже протянутая рука их лжива, подходят для всех времён и народов. Суть врагов остаётся прежней – эгоизм и шовинизм, обоснование своего права на насилии…

"Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог."

Это – вторая часть псалма, и автор использует тот же приём молитвенного восхищения, что и в первой: сначала он воздает Господу благодарение и славу, а затем просит Его о милости.
Давид ВОСПЕВАЕТ под музыку, дабы наилучшим образом выразить и усилить святую радость в Господе. Он с радостью и всеми силами готов служить Тому, кто дарует величайшее спасение!

Когда земное царство избавляется от нечестия и нечестивых, то приходит новое Царство, в котором можно будет наслаждаться тем, что Господь уготовил идущим к нему.  Новая песнь – как преддверие Нового Завета, как вступление к Откровению о том, что Господь учредит Своё Тысячелетнее царство.

Прежде всего, тогда будут благословенны семьи. «Чтобы были сыновья наши, как молодые растения, выросшие в юности их, а дочери наши, как столпы краеугольные, изваянные по образцу дворцовых» (по переводу еврейского первоисточника).

Сыновья наши, в духовном плане – наши новые состояния, в которых исправляются греховные свойства – как насаждения Господа (Ис 61:3).
Дочери наши, в духовном – желания получать, станут как искусно изваянные столпы или краеугольные камни в чертогах или в храме, - то есть исправятся в желание получать ради отдачи. Благодаря дочерям происходит объединение семей и устанавливается связь между ними, подобным же образом краеугольные камни поддерживают разные части строения.

Такое происходит тогда, когда народ верою соединяется с Господом и Сыном Его, как с главным краеугольным камнем, с держащим весь мир духовным фундаментом.

Давид описывает благополучие народа, у которого Господь есть Бог. Господь – источник, в котором берут начало все упомянутые благословения. Блаженны все, возвращающиеся к Источнику!