Тайны природы на виду - 1

Анна Боднарук
             ТАЙНЫ  ПРИРОДЫ  НА  ВИДУ

     Уже под вечер, когда солнечные пятна тихо скользили по лесным папоротникам, мы, уставшие грибники, возвращались домой. Дошли до лесной речушки, а дальше нужно было вдоль берега спуститься вниз, там и будут нас ждать автобусы. Я шла, смотрела под ноги, в основном, чтоб не споткнуться, ничего больше ме уже не хотелось, только сесть и ноги вытянуть. Но отставать от группы тоже было нельзя, по той причине, что я «в трёх соснах заблужусь». И всё же ч отстала, да так, что меня даже окликнули и поторопили.
     Всё потому, что когда смотришь на речушку, воде вдогонку, то вроде ничего необычного. Течёт и течёт вода, омывая встречные камни, замшелые коряги и корни деревьев, но мне почему-то вздумалось оглянуться и посмотреть в лицо встречной воде. Весь вопрос в том, что русло речушки было проложено по каменистому спуску и многие камни лежали как бы поперёк течения, образуя маленькие водопадики, где вода равномерно распределялась на каждой каменной ступеньке и, как шёлковые волосы, струилась вниз. Только я в этой стекающей воде увидела натянутую основу нитей бабушкиного ткацкого станка. Такие «станки» стояли один позади другого, насколько хватало взгляда. Воображение перенесло меня в родную хату настолько, что я забыла, где я и что мне дальше делать. Я даже зовущих меня с первого раза не услышала…
     В автобус, как только села и расслабилась, тут же уснула. Ни есть, ни пить мне не хотелось. Я слышала постукивание и поскрипывание бабушкиного станка, видела цветные клубки в старом деревянном корыте… Я вернулась в своё детство, а день сегодняшний отзывался разве что только в моих усталых ногах…

                ***
     «Жизнь меняет правила общения, моду и привычки». Это то, что касается людей. А человек – это только составляющая часть Природы и, к сожалению, не лучшая её часть. Человек не церемонясь вторгается и захватывает территории земли под свои нужды, отгораживаясь от стороннего взгляда высокими заборами. Дескать, это теперь моё!.. И никто не спрашивает «бывших хозяев», пернатых, хвостатых, ползающих и бегающих наших собратьев о том: куда же им деваться? Где присесть отдохнуть, где гнёздышко свить, чем кормиться? Они же на такое существование «не подписывались». Они пытаются жить по старым правилам, только меняющиеся условия далеко не на стороне малых пташек…
     Обо всём этом я думала, когда смотрела в окно из строящегося  добротного дома своего сына. Во дворе, как это обычно бывает, лежат новые доски прикрытые специальным укрывным материалом и старые доски щерились кривыми зубами гвоздей. Между этими штабелями досок, своими краями придавливая целлофан, неким мостком лежала узкая доска, а на ней чётким порядком сидит воробьиная стая. «Почему именно на этой доске?.. - спросила я себя. -  Что в ней особенного? Разве негде им больше сесть?..» Но, когда присмотрелась повнимательней, только вздохнула. А ведь, действительно, негде сесть. Заборы вдоль всей улицы из тонкой жести. Теплицы округлые, на них не сядешь. Крыши домов – холодный или сильно нагретый на солнце металл. А живое к живому тянется, к дереву. И, опять же, им, малым воробушкам, как и людям, хочется вместе собраться, о чём-то своём перечирикать. Видимо есть у них в этом своя  потребность. Ну, не «Зал собраний», а хотя бы вот такая доска… Но, ведь, попробуй скажи – «дурак воробей». Язык не повернётся сказать. В автобусном проходе люди стоят как кому пришлось стать, а тут  - чёткой сосенкой сидят. Головки повёрнуты на обе стороны доски, а хвостики внутрь и чётко по интервалу. Чирикают, головками вертя, а строй не нарушают. А вроде как командира над ними нет, чтоб командовал, сами как-то догадались сесть.
     Не раз видела на осенних проводах скворцы или другие птицы сидят. Но в один ряд сидят, одна - две птицы не в ту сторону глядят и то уже заметно нестройность ряда, а тут – прямо таки живая картина. Вот, почирикают и улетят. Что ж, оказали честь этому месту и на том – Спасибо, ребята! А людям – минус, с занесением в «Личное дело». Наверно нужно оставлять для птиц – «место встреч и ожиданий», а то место их обитания захватили, а пернатым братьям и присесть негде…

                ***
     «Увидеть в малом прекрасное» - это то и значит, что распахнулась душа человеческая перед самой главной справедливостью Божьего мира. Для этого не нужны рюкзак и палатка, всего лишь нужна минутка времени и твоего внимания. Порой дети намного способнее и богаче в этом отношении, чем повидавшие многое солидные мужи. Дитя прогресса – компьютер, это палка о двух концах. Опустели дворы, дети книги стали мало читать, компьютерные игры без боя захватили внимание наших детей. А что родители? Работают, им не до мелочей. Но мелочи ли это? Это тот фундамент, на котором будет строиться вся наша дальнейшая жизнь. И его нужно начать строить в те дни и минуты, когда ребёнок смотрит на мир с восторгом и с жаждой любопытства. Природа не зря так построила жизнь человеческую, что через некоторое количество лет, снова и снова  возвращает человека в мир детства вместе со своими детьми, внуками и правнуками. И это не случайно так задумано мудрыми Высшими силами. Видимо в этом заключается большая сила и подпитка для души человеческой, в составляющую которой входит милосердие, великая нежность, совесть и родительское, братское чувство ко всему живому на Земле. Это же величайшее чудо – ребёнок рассматривает ползущую по травинке букашку. В этот момент сама Вселенная раскрывает перед ним тайну творения, которому не неделя от роду, а века. Ребёнок ещё не осознаёт, что он и сам тайна великая… Вот и получается – тайна рассматривает тайну. И если в эту минуту стать на сторону этого малыша, поддержать его в стремлении увидеть нечто, результат вознаградит сторицей. Всё память детская сохранит и, в нужный момент, подскажет, родит новую идею…

     Бабушка вела за руку своего правнука гулять. Мальчик вёрткий, всё пытался выдернуть ручонку и убежать туда, куда ноги понесут. А у неё, сердешной, ноги болят, бегать с ним наперегонки ей уже не под силу. И она решила этот вопрос мудростью своей. Просто обратила внимание мальчика на зелёную гусеницу. На шагающую гусеницу, которая, как маленький циркуль, то складывалось, то распрямлялось. Она сперва подставила гусенице свой палец, а когда шагающее чудо перекочевало ей на ладонь, посоветовала мальчику подставить ему свой пальчик.
     Я наблюдала за ними издали и от души радовалась за этого малыша, ведь рядом с ним – мудрая учительница-бабушка. Она научит видеть, понимать Природу, был ей братом, а не загребущим хватом…

     Мне и самой в то время было 8-9 лет от роду. Только подарил мне Боженька счастье по-доброму удивляться, восторгаться и не отторгать живое, передвигающееся от неживого, а пытаться осмыслить то, что позволило бы открыть мне, ещё неразумному ребёнку, творческую способность Природы-матушки, её живучесть. Эх, если бы ещё рядом был мудрый наставник, не критикующий и высмеивающий всё и вся, а бережно учивший меня по миру ходить и добро дарить… (А вместо этого мне приходилось преодолевать людское невежество, зависть, клевету… плакать в подушку, молчать и…  жить, верить в то, что наступят иные времена, мне встретятся люди, перед которыми можно без опаски душу свою открыть…) Каким бы странным ни показалось моё признание, но я многому училась у деревьев. Считала и считаю, что у каждого дерева есть своя судьба. И сколько б дерево не перетерпело всяческих невзгод, а выйдет срок, всё минется и зацветёт оно так, как ему при рождении Творцом завещано. Даже самый его цветок на веточке будет источать волшебный запах счастья, и второго такого во всём мире не найти. А ещё верила в то, что как бы Зло не глумилось, не калечило дитя Земли, оно, скопив силушку свою, продолжить жить ради жизни, ради будущего…
     Как сейчас помню, шли мы с мамой в предрассветный час, ещё до восхода солнца (это в часа 4 утра) росной  тропинкой за селом, мимо речной заводи. На шоссейную дорогу, на ранний автобус торопились. Надо было за покупками в город поспешать. В школу меня мама готовила. Светает, я ёжусь от утренней прохлады, кутаюсь в джемпер. Вдруг слышу:
     - Смотри-смотри, что поганец делает…
     Я посмотрела в сторону мелководья, а там, один из отпрысков многодетной семьи, в этот ранний час, в рубашонке до пояса, шлёпает по воде. И всё оглядывается, любуется кругами на воде, исходящими от его ног, Притопывает и хохочет. Вода ему по щиколотку, тёплая, не успевшая остыть во время короткой летней ночи. А над водой лёгкий туманец, как над парным молоком. А на том берегу вербы дремлют в росе. Но оживает неба край, отражаясь в воде.
     Недоглядели уставшие родители малыша, выскользнул во двор, сперва видно по нужде, а потом, как это обычно с детьми бывает, потянуло его к воде… Мама моя меня поторапливает, а я всё на него поглядываю. И мысли нет, что с ним что-то худое может приключиться. Нет, там мелко. Но зато какая красота! Какое волшебное утро! Какая радость исходит от тех ширящихся кругов, будто малыш со всем миром делится своим восторгом.
     До дороги мы уже бежали, чуть было не опоздали. Даже шлепка я от мамы получила… Но я видела, видела утреннее чудо! И этого у меня уже не отнять.

                ***
     …Конечно же, у каждого человека жизнь выработала свои привычки, своё «надо» и своё «нельзя». Но самые устойчивые привычки человека, это корни, которые тянутся с детских лет, когда мы подражали своим родителям. Одна из таких моих привычек – рано просыпаться и всю основную работу делать в первой половине дня.
     Чтоб успеть на первый садовый автобус, это надо дома успеть сделать всю необходимую работу, собрать сумку и на автобусе доехать до Косого переезда, а потом уже ждать садовый автобус. Но эти ранние минуты пребывания в просыпающемся саду, дорогого стоят. Ещё роса бусинками свисает на всяком листике и стебельке, ещё тропинки узкие от склонившихся цветов, отягощённых росою. Зато комары злющие презлющие, самые первые, голодные. Но это всё отходит на второй план, когда удастся подсмотреть у Природы, её скрыто протекающую жизнь. А за этим далеко ходить не нужно.
Вот я, зашла в калитку и иду к крыльцу через весь огород. Осторожно ступаю, чтоб не потревожить холодные капли, которые так и норовят нырнуть мне за бортик обуви. Вот оно, ещё не проснувшееся чудо! Пионы давно уже отцвели и теперь большие кусты скучают в эти августовские дни. Под их крупной листвой и огрубевшими стеблями на ночь прячутся те, кто умеет летать, бегать и прыгать. А вот на крайнем стебле, как постирушка на просушке, повисла серовато-зелёная маленькая лягушка. Передними и задними лапками крепко держится, головкой вверх, как птичка на ветке. Спит она ещё.  Зато божья коровка ищет, куда бы повыше взобраться, расправить крылышки и, согревшись, взлететь. Добежала коровка до лягушки, постояла, подумала, и стала по ней вверх ползти. Я даже замерла от тревожного ожидания. А вдруг лягушке вздумается съесть  осмелевшую красавицу. Но, нет. Лягушка оказалась бесчувственной пофигисткой, никакой реакции. А коровка, тем временем, добежала до самой верхней точки, до лягушечьего межглазья на головке, чуточку передохнула и стала высовывать из-под красного в горошинку панциря длинные прозрачные подкрылки. Может быть в жаркий день подготовка к взлёту у неё меньше времени занимает, а теперь что-то долго она готовилась. Мне жаль было упустить такой важный момент, и времени … было жалко. Наконец она взлетела, можно дальше идти.
     Подошла я к ступенькам, стала подниматься на крыльцо.
     - Здрасте, пожалуйста! Это что за гадючник?!
     На маленькой площадочке перед самым порогом, просто пестрит от множества разных по размеру и расцветке ящериц. Что называется – «картина, достойная кисти мастера!» Но, чёрт возьми, почему этот гадючий пляж у моего у порога?..
     Стою на ступеньке и костерю их во все лопатки. Когда закончился запас моих «любезностей», а руки затекли от тяжести сумок, я в сердцах топнула ногой. …Их, как ветром сдуло. Открыла входную дверь и очень осторожно зашла на веранду. На полу никого не заметила, только в уголке окна ворчал, вчера ещё залетевший шмель. Я только вздохнула. Что ж тут поделаешь, у меня без «гостей» не обходится…

                ***
     Пройтись по аллеям городского парка, посидеть на ярко выкрашенной скамейке, чем не праздник для души? Вот только русскому человеку праздник не во всякий день в радость. Ему с грустинкой пейзаж, с раздумьями подавай. А увидишь слезинку на морщинистом лице, не спеши утешать. Это память поглубже пласт копнула. А там чего только нет. Прожитые дни всякое на одну нить нанизали. Только не в парке человек слезу уронит, а далеко за городом, сидя или стоя на берегу речушки, у которой и названия нет. По небу облака плывут, в реке отражаются, то тенью заросший ельником островок посреди речки укроют, то лучик солнца между камушков лукаво улыбнётся. А поверх выступающих из воды камней свалившаяся сухостоина лежит. Видать давно уже лежит. Кора с окостенелой древесины давно сошла. Всё, как в жизни, все возрасты на островке вперемешку. Кому взгрустнётся, а кому счастье улыбнётся. Время вода приносит, время водою уносит, даже стойкие камни и то вода округлила.
     А в парке чисто выметенные дорожки и еле приметная тропа вдоль лесной речушки бежит. Что речушка, что тропинка – сёстры они, хоть и сводные. У каждой своя радость грустью приправлена. Что и говорить, жизнь всякую ягодку родит, да не каждому сладкая достаётся. А жить, в какую сторону ни посмотри, всему живому хочется…

                ***
     Как-то зашёл разговор о птичках, в частности о синичках и о воробьях. Выходило так, что только ленивый не хвалит птичку-синичку. И поёт она, особенно весной, хорошо, и зимой прямо на варежку сядет, чтоб семечку склевать, и собой хороша… На воробья и слов хороших не осталось. Кто трусливым назовёт, кто дерзким, кто сетует на то, что скворечники загадили и залётным скворцам селиться негде, кто за склёванные подсолнухи их ругает, кто за драчливый характер их корит. И так, и сяк о них переговорили, дескать, ни вида, ни характера в простом воробье. Пока женщины судили-рядили о воробье, мужик, стоявший чуть в сторонке, молчал, но видать и его задело за живое. Прокашлялся и так сказал:
     - Воробей – это тот же русский мужик. Жить ему надо? Надо! А где жить? Залётным птахам дворцы строят, а своего мужика в расчёт не берут. А ему с семьёй куда деваться? Хорош али нет, а детей кормить надо. Два выводка за лето на крыло ставит и в наших суровых условиях выживать учит. А то, что вороват, так жизнь заставит, коли семеро по лавкам… Говорите «трусоват», так кому ж охота кошке в лапы попасться?.. На себя посмотрите, как мы меж собой живём, законы пишем, в церковь ходим, а не упустим, если где-то «плохо лежит»…
     Приумолкли женщины, призадумались. А одна женщина стала рассказывать:
     - После работы я домой шла. Вижу – возле магазина мороженое продают. А день был жаркий… Вот, я купила стаканчик, развернула его, держу осторожно, отстранив от себя, чтоб если вафельный стаканчик размокнет и из него молочко закапает, чтоб кофточку не запачкать. Один раз откусила и опять руку в сторону отвела на всякий случай. Мне не до ума, что воробьи подумали, будто бы я в их сторону руку протянула. Вроде как пригласила их угоститься… Как они налетели, в один момент всё склевали. Даже подтаять мороженое не успело. Мало того, ещё и мои коллеги по работе с меня посмеялись. Мол, нечего варежку разевать… Правильно мужик говорит, нынешним людям палец в рот не клади, отхватят, охнуть не успеешь. А воробушкам тоже надо как-то выживать… чему ж тут удивляться?