Моим родителям

Лариса Татаурова
Самое нежное слово на свете - МАМА! В нём всё -любовь, нежность, ласка, забота... Мои родители были учителя:папа - директор школы, мама - завуч! Отпуск был у них летом! Отец брал путёвку на море, они уезжали вдвоём в Сочи, Крым или на курорты Северного Кавказа...Мальчишкам, у меня два старших брата(погодки), было даже, наверное, в кайф остаться с бабушкой! Можно было с утра до вечера проводить на речке...Наша бабушка жила на берегу большой горной реки.в казацкой станице Таштып, 153 км от Абакана...               

А я очень скучала по родителям, особенно по мамочке...Я сидела одиноко на крылечке, смотрела на горы (вдалеке синели Саяны) и мечтала о путешествиях! Бабушка хлопотала у печи, надо столько ртов накормить, ей некогда было меня развлекать! Мне было очень грустно! Пацаны меня не брали в свои игры, а подружка, Людка, была какая-то болезненная - бегать нельзя, прыгать нельзя (у ней был порок сердца)...Так что я больше играла одна. Собирала на берегу цветные камушки,намывала их до блеска и раскладывала различные узоры, панно!               

Так я, ещё лет пяти-шести, организовывала свой досуг! Мне казалось, что мама меня бросила и слёзы катились из моих глаз, чёрных как смородина! Бабушка, управившись у печи, вытирала руки о свой передник, прижимала меня к себе и гладила мягкими и нежными руками по головке, приговаривая,ну что ты, доченька(не внученька), доченька, и от жалости к самой себе, слёзы ещё больше лились по щекам!                Моя бабушка была донская казачка, она в раннем детстве потеряла своих родителей, и её взяла тётя на воспитание,которая вышла замуж в далёкую казацкую станицу, Таштып, в Хакасию!               

Бабушка любила петь задушевные казацкие песни- "По Дону гуляет,по Дону гуляет,по Дону гуляет казак молодой..." Я маленькая, но воображение было с рождения огромное, представляла этот самый Дон, красивого вороного коня и казака, не принца на белом коне, а именно казака в папахе набекрень...               

И вот счастье! Возвращение мамы и папы с юга! Столько радости! Не передать словами! Я как котёнок ластилась около мамочки...Я помню невообразимо вкусный аромат, исходящий от мамы, то ли духов, то ли южного запаха моря и загара...Это были незабываемые моменты абсолютного счастья!               

Родители привозили с юга много вкусностей! Обязательно плетёную корзину фруктов: персики, ароматные груши, которые как сахар таяли во рту, вкусные грецкие орехи и гранаты! Какие-то коробочки с вкусными восточными сладостями: халва,пахлава,
инжир...Родители летали на курорты через Москву и там покупали красивые наряды! Я крутилась в обалденно красивых платьишках перед зеркалом, мама заплетала в мои длинные косы капроновые банты... В те минуты я была настоящей принцессой!               

Моя мама была очень творческой натурой, она самостоятельно играла как на клавишных, так и на струнных инструментах! У неё был врождённый идеальный слух! Не учась в музыкальной школе, она подбирала мелодии на слух! Мама очень любила писать картины! Даже портреты её одноклассников удавались ей на славу (можно сравнить с фотографией). Мамочка великолепно одевалась, у неё был непревзойдённый стилистический вкус! Я видела разнаряженных, аляповато одетых женщин и, невольно, сравнивала их с мамой! Она всегда одевалась в тон, неброско и элегантно! Наверное, у меня тоже сложился определённый вкус к одежде! Тональность стиля, элегантная простота деталей, пастельные, неяркие тона. Никаких рюш, оборочек, воланчиков, страз и крупных ярких принтов!               

Из маминых нарядов мне запомнилось нарядное платье, на тонком натуральном крепдешине тёмно-фиолетового цвета, бархатные гроздья винограда такие же чернильно-фиолетовые, к наряду туфли на высоком прямом каблуке из замши глубоко чернильного цвета и и продолговатый клатч! А летом помню платье из штапельного репса бледно-розовой пудры с мелким цветочным принтом сирени и босоножки светло-бежевые на высоком каблуке! Любовь к высокому каблуку - это от мамы! Даже на авто я спокойно управляюсь на высоких каблуках!               

Помню в интерьере дома абсолютный минимализм! В зале (так называли гостиную) на главной стене висела мамина любимая репродукция И.Крамского "Неизвестная"!       В центре горницы стоял круглый стол со скатертью с натуральным кружевом ручной работы и обязательно ваза с композицией из цветов или просто веточек с листьями или еловыми шишками! Большой книжный шкаф, в котором стояли произведения русской и зарубежной классики строго по цвету корешков книг! Родители сами читали запоем и приучали нас к литературе! Я им очень за это благодарна! Мне не надо было объяснять кто такие Гюго, Бальзак, Стендаль, Шекспир, Хемингуэй, Ремарк и т.д.               

А в спальне родителей висела репродукция в раме Васнецова "Алёнушка"! Я иногда разговаривала с ней, когда родителей не было дома! С тех пор обожаю пейзажи природы, пруд или озеро, лес таинственный, кувшинки на воде... В детской комнате висела картина Васнецова "Снегурочка", она была настолько сказочно красива, что мне хотелось быть похожей на неё! Мама всегда покупала альбомы с репродукциями художников(Третьяковская галерея, Лувр, Дрезденская галерея, Русский музей и Эрмитаж). Я часами рассматривала картины, так самостоятельно постигала азы прекрасного!               

Надо отдать должное родителям, что они никогда не ругались при детях! Только мы входили в комнату, они замолкали и никогда при нас не выясняли отношений!        Я считаю их образцом интеллигентности и культуры. Никогда не слышала, чтобы они кого-то осуждали. С детства врезалась поговорка - "Не суди,да не судим будешь"! Родители распределяли обязанности по дому, приговаривая, "Сделал дело,гуляй смело"! И мы не смели их ослушаться! Отец никогда не применял к пацанам физическую силу, он просто словами так доставал с его врождённой иронией, что иногда от его проповедей и морали становилось больнее,чем от ремня!               

Всё чего я достигла в жизни - это благодаря правильному педагогическому воспитанию родителей! Они никогда с нами не "сюсюкали", были сдержанно строги,  но по истечении лет, я поняла, что это было во благо нам! Мы не росли изнеженными тихонями, добивались в жизни всего своим старанием и умом!               

Всё приходит с годами и мудрость тоже! Сейчас пытаюсь передать детям то, чему когда-то учили меня мама с папой!