Как я не стал лауреатом Нобелевской премии

Саша Богданов
Лет за 10 до событий, предшествующих тем, о которых я только что рассказал,  я провел летний сезон в экспедиции на Белом море в районе устья реки Волонга. В этом месте разница между уровнями воды в верхней точке прилива и нижней точке отлива доходит до 4 -5 метров, а поскольку рельеф дна очень  пологий, то во время отлива вода уходит от берега на несколько километров.  Там я впервые догадался, что Луна оказывает такое же сильное влияние и на уровень почвенных вод, о чем обычно мало кто задумывается, поскольку этих вод человеку просто не видно.  А вот растения-то должны были приспособиться к тому, что их корни каждые сутки на несколько часов  остаются без воды из-за снижения уровня почвенных вод,  вызванного фазами Луны. У малины, например, корни короткие, и она наверняка чувствительна к фазам Луны. И тут меня осенило: я предположил, что  именно малина может помочь при нарушениях менструального цикла, поскольку они тоже связаны с фазами Луны!  Я даже подумал, что совершил открытие! До самого конца экспедиции я вынашивал идеи, как можно провести исследования и что именно на берегу Белого моря нужно открыть санаторий, где сильная Луна и чай с малиной помогут женскому организму быстро восстановить нарушенный «лунный» цикл.

Увы,  по возвращении в Ленинград, чтение трактата об аюрведе в публичной библиотеке остудило мой энтузиазм. Оказалось, что  еще в древности были определены растения, отличающиеся особой «чувствительностью» к Луне. Я узнал, что в V веке до нашей эры в Индии существовали колледжи натуральной медицины, а учебные пособия того времени содержали описание лечебного действия около 700 растений.  Было также известно, что некоторые физиологические процессы, происходящие в организме человека также подчиняются Лунному циклу (например, цикличность месячных).  Мы никогда не узнаем, кто первым обратил внимание на то, что эти два явления имеют одну и ту же первопричину. И главное: в научных трактатах Древней Индии  была описана группа растений, употребление которых помогало восстановить гармонию женского организма, а в некоторых случаях помочь при маточных опухолях и инфекциях, ПМС и др. Это открытие, будь оно сделано сегодня, могло бы принести первооткрывателю Нобелевскую премию или прославить его имя каким-то иным способом, поскольку эта проблема касается практически каждой женщины.  Но многие ли сегодня грамотно пользуются плодами этого знания?