Как я получил по шапке за сбитый Боинг

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Было это в сентябре 1983 года. В то время, когда авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines выполнял международный рейс KE007 по маршруту Нью-Йорк –Анкоридж - Сеул, наш ОИС «Михаил Крупский» двигался полным ходом на заход, в порт Рейкьявика, Исландия. Как обычно перед заходом проводится общесудовое собрание, но в этот раз замполит был крайне озабочен, и было отчего. «Мы сбили пассажирский Боинг. На провокации не поддаваться. В разговоры ни с кем на эту тему не вступать. Дело это тёмное, мы сами ещё ничего не знаем. Пока в Союзе это не афишируется. Но нас предупредили, что могут быть попытки провокаций по отношению к нашему кораблю». Такую новость сообщил он нам на том собрании.
Заход планировался очень интересный. Должна была быть автобусная экскурсия по острову и по всем достопримечательностям Рейкьявика. Поэтому, чтобы все могли попасть в город и на экскурсии, было решено максимально облегчить участь матросов по несению вахты у трапа и ПДСС и для этой цели подключили нас, техников и инженеров. Я нес вахту у трапа. Вахта планировалась усиленная, что значило, что по моей тревоге могли подскочить мичмана, которые имели право ношения оружия. Но, чтобы излишне не будоражить местное население, у трапа стоял гражданский вахтенный.
А население нас удивило. В свете последних событий, видимо разнеслась по острову новость о прибытии советского военного «научника». А так как люди пешком там особо не ходят, к тому причалу, где мы ошвартовались, потекла вереница машин. В полном безмолвии они подъезжали, останавливались и ехали дальше, уступая дорогу следующим автомобилям. Так продолжалось довольно-таки долго. В какой-то момент начали собираться небольшие группы людей и вяло что-то выкрикивать в нашу сторону. Но как-то было это не эффектно. Особо задиристым был высокий худой мужичок с лицом землистого цвета. Он был явно под воздействием каких-то препаратов и имел вид нездорового человека. Я как раз стоял на вахте у трапа и наблюдал, как этот заводила размахивая руками лепечет на своём, незнакомом мне языке, выступая неким «задорником» для драки и красуется перед остальными соплеменниками.
И вот бурление его страстей достигло апогея, и он рванул на наш трап. Достаточно шустро он пробежал до борта, но тут ему  встретился на пути «живой щит».
Щитом пришлось быть мне, в шапке ушанке и казенной «канадке» так как стоять вахту у трапа налегке уже было довольно таки холодно. Схватившись руками за поручни и помня инструкцию не поддаваться на провокации, я принял наступление этого пронырливого активиста грудью. Мне надо было продержаться до подхода основных сил.
Крикливый провокатор понял, что партнеры его не поддержали, и стал неистово колотить меня по шапке–ушанке пытаясь пробить брешь в моей обороне и этим отомстить от лица всего мирового сообщества за сбитый самолёт. Но откуда ему было знать, что шапка ушанка у русских не только от холода спасает, но и служит каской для рукопашного боя на коротких дистанциях. Верх у неё был кожаный, а уши меховые. Классная вещь оказалась. Пробить её ему не удалось. А там и мичмана подбежали на подмогу и под белы рученьки вытянули его на берег.
Не знаю, попала эта заварушка на местное телевидение или просто им было достаточно фотографий, больше этот активист к нам не возвращался.
Но зато на следующий день за нами приехал экскурсионный автобус и повез кататься по острову. Экскурсовод был русскоговорящим, поэтому нам было очень интересно его слушать, когда понимаешь всё, что тебе говорят. Он с юмором рассказывал о том, как был установлен сухой закон в Исландии. Жизнь на острове была очень скучной и поэтому раньше мужики, наловивши своей исландской селедки, с устатку начинали нещадно квасить. Причем все и беспробудно. Поэтому решили провести референдум, на который пришли только женщины, в то время как их мужики были в отрубе. Большинством голосов и был принят этот сухой закон с подачи заинтересованных в этом домохозяек. Поэтому сейчас, чтобы выпить надо ехать на пароме аж в Данию и там уже отрываться по полной. Но всё равно пить стали меньше.
Тем временем мы доехали до комплекса зданий, где нам показали, как они выращивают фрукты и овощи на термальных водах. Это был целый полигон закрытых полей и садов с подогревом от этих теплых источников. Потом посетили местный музей и самое впечатляющее на тот момент архитектурное строение Рейкьявика - лютеранскую церковь с затейливым названием – Хатльгримскиркья. Хоть церковь и похожа на космический корабль, но на самом деле, оказывается, она символизирует извержение вулкана.
Перед церковью у статуи какого-то местного авторитета, мы с удовольствием фотографировали друг друга. Так и не поняли, кто он такой и какое отношение он имеет к острову. Шутили, что это памятник первому европейскому туристу. Говорят, что его Исландии подарили Соединенные Штаты. Мы для простоты стали называть его викингом.
Поход по магазинам был уже в другие дни. Проблема в том, что начисление валютных копеек обрезалось «по старпому». Другими словами, какая бы зарплата ни была у отдельных представителей команды, больше чем с оклада старпома никто валюты не получит. Хотя это правило не распространялось на прикомандированных и они получали суточные в полном соответствии со своим окладом. Они могли позволить себе больше чем мы, штатные члены экипажа корабля. Но удавалось и нам что-то приличное купить на относительное небольшую сумму валюты, которая накопилась к этому моменту. Помню, что купил какой-то понтовый жёлтый пиджак из натуральной кожи и кроссовки. А вообще в то время Рейкьявик состоял из одной главной улицы с отходящими от неё переулками. Маленький и уютный, а размером как какой-нибудь провинциальный городок нашей необъятной страны.