Жак Эллюль об Откровении

Виктор Постников
(из книги “Анархизм и Христианство” (1988), стр 71 - 74)

3. Откровение

Мы попытаемся выяснить, какое было отношение у ранних христиан к власти. Мы начнем с Откровения. [11]   Это один из самых сильных текстов, и он повторяет высказывания Иисуса, но с еще большей суровостью.  Очевидно, что  в нем имеется в виду Рим,  а не просто присутствие римлян в Иудее.  В центре стоит центральная имперская власть самого Рима.  На протяжении всей книги мы видим радикальную оппозицию между величием Бога и властями и правителями земли.  Это указывает на то, насколько ошибаются те, кто видит продолжение между божественной властью и земной властью,  или кто доказывает,  как например, в случае монархии, что единая земная власть должна соответствовать единому, правящему на небе Всесильному Богу.

Откровение учит совершенно обратному.  Вся книга – это вызов политической власти.
 Я просто упомяну о двух больших символах.  Первый -  о двух зверях.  Он составляет тему  более  поздних пророчеств,  в которых политическая власть представлена в виде зверей. Первый зверь выходит из моря. Он вероятно представляет собой Рим,  армии которого пришли с моря. У него трон,  предоставленный драконом (Гл. 12-13). Дракон, анти-Бог,  делегировал всю власть зверю.  Люди поклоняются ему.  Они ищут тех, кто выступает против.  У зверя "вся власть над каждым племенем, каждым человеком, каждым языком и каждой нацией" (13:7). Все, кто живут на земле, поклоняются ему.  Политическую власть, я полагаю, нельзя выразить более убедительно,  поскольку ее служители контролируют военную силу и  требуют поклонения (т.е. абсолютного подчинения). Этот зверь сотворен драконом.  Мы таким образом видим то же отношение, о котором я уже упоминал, т.е. об отношении политической власти и diabolos.  Подтверждение идеи  о том, что зверь это государство, можно найти в том факте, что  в конце Откровения (Гл. 18)  великий Вавилон (т.е. Рим)  разрушен.  Зверь собирает всех царей земли, чтобы начать войну с Богом, и окончательно побеждается Богом.

Второй зверь восстает из земли.  Специалисты возражали против моей интерпретации этого зверя,  но я отстаиваю ее.  Он описан следующим образом. "Он заставляет всех, кто населяет землю, поклоняться первому зверю. ...  Он соблазняет обитателей земли.  Он говорит, чтобы они принимали образ первого зверя. ... Он оживляет образ зверя и говорит от его имени ...  Он заставляет всех, малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов,  иметь отметку на правой руке или на лбу, так что никто не может ничего продать или купить без отметки зверя" (13:12-17).  Со  своей стороны, я нахожу в этом точное описание пропаганды  и ее связи с полицией. Зверь произносит речи, которые вынуждают людей подчиняться государству,  обожествлять его.  Он дает им отметку, которая позволяем им жить в обществе.  Наконец, те, кто не подчиняются первому зверю,  предаются смерти.

Я думаю, моя мысль достаточно ясна.  Один из главных инструментов пропаганды Рима, было установление культа Рима и императора с его алтарями, храмами и т.п.  Еврейские цари принимали это как должное.   Вот почему в тексте говорится, что зверь приходит из земли.   Местные власти в провинциях на Ближнем Востоке были самыми ревностными почитателями Римского культа.  Этот тип власти подчиняет себе разум и веру так, чтобы вызвать добровольное подчинение зверю.  Но не будем забывать, что для евреев, написавших этот текст, государство и его пропаганда  - две силы,  приходящие из зла.



*  *  *
11. Сравните с моим Апокапсисом,  в котором показано, что Откровение не просто книга,  в которой описаны  драматические события и несчастья.

(Книга “Откровение Ионна Богослова", известна также как Апокалипсис. Итак, совершенно ясно, что первый зверь ("вышедший из воды") это государство и власть,  второй ("вышедший из земли") - пропаганда, техника, в обобщенном эллюлиевском смысле - ВП)