113. Притча о сеятеле

Ольга Кузнечик
Ильф и Петров, пожалуй, единственные писатели, затронувшие в свое время мою детскую душу, за которых я ни разу не молилась "об упокоении". И не от того, что Википедия дает странные ответы об их настоящих именах, и об их "религиозной направленности" - наверное, я просто не до конца поняла их тексты.

Например, эпизод, когда Остап Бендер рисовал сеятеля, разбрасывающего облигации госзайма - о чем он? Ну, смешно, конечно, это понятно, но - откуда у смеха ноги растут?

Дело в том, что мироздание наше покоится на китах, которые стоят на черепахе, которая плывет по мировому океану: есть Конституция, есть федеральные конституционные законы, есть просто законы, и есть - подзаконные акты типа постановлений правительства и указов президента страны. Незнание этой структуры управления "пространственно-временным континуумом", в котором обретаются наши тела, не гарантирует, что - кинь я камнем в форточку, например, а там вдруг собачка бегает чья-то, да вдруг прямо по кумполу, собачка - откинется, а меня - что? Да просто: сверят мои действия с Конституцией, с законами и сделают вывод: да, в своей квартире могу делать, что угодно, но "кинуть камень из окошка" - это выходит за пределы законодательных норм, поскольку нарушает права "других тел".

Это - законы земные.

Закон Божий еще проще: есть Священное Писание, в котором подробно расписаны базовые права и обязанности жителей Небесного Иерусалима, то есть, верующих. Это - Конституция. Есть закономерности реализации Закона Божиего, например, вопрос о проказе (это заболевание такое) - если проказа маленькая, то нужно человека изолировать от общества, чтобы не заражать других. И отслеживать "качество" проплешины. Совершать очистительные ритуалы и так далее. Если проказа покрыла всего человека - все, амба, здоров! Целиком и полностью! Это касается любой душевной болезни, и Навуходоносор, и многие евангельские беснование тому примером и подтверждением.
Есть прецедентное право, про это недавно писала - жития святых, то есть, наглядная иллюстрация решения Богом "поместных судов" в назидание нам, еще только "приговоренным к Страшному Суду".

И есть - практика преступления Закона Божиего, как, например, есть (или были - не знаю) гангстерские шайки, воровской закон, и закономерности мира полулегальных дельцов "на грани фола".

Практика преступления Закона Божиего: раздавать индульгенции за деньги, знаем, что так поступали католики в средние века (даже если это и не так - а вот лежит такое пятно на западной церкви, и поди отмойся). Что может быть неразумнее, чем на глазах Бога обещать платный вход в Рай? Где-нибудь в Священном Писании есть такая возможность? Евреи в пустыне отлили золотого тельца - что на это сказал Бог? Что-то ужасное... А тут люди, которые вполне искренне веруют в непогрешимость Папы, то есть, именно что "на глазах и Бога" - за деньги (!) предлагают отпустить людям грехи! Наверное, Господь смеется над такими людьми: Иисус Христос сказал ученикам, что не от Него зависит, кому одесную садиться, кому ошуюю, а только от Бога Отца, неужели папские индульгенции сильнее Его слов?

Господь смеется.
И - от Его смеха разлетаются во все стороны этакие солнечные зайчики, которые поэты и писатели воспринимают седьмым чувством, как вдохновение: опа! Ильф и Петров поймали зайца, и вот Остап рисует сеятеля облигаций госзайма - не с запада ли пришла Революция-1917 и все ее перегибы? И мы смеемся вслед - над чем?..

По сути, над притчей о сеятеле, который сеял хорошие зерна в разных местах: при дороге, на камнях, в тернии, на доброй почве - зачем он так делал? Сеял бы только на доброй почве? А не про Себя ли Иисус Христос рассказывал? Он ведь проповедовал и фарисеям, и эллинам, и - ученикам... Над Богом смеемся? Нет, над Остапом. А - кто такой Остап? "Сборная солянка", состоящая из тела, нарисованного пером автора, души, спрятанной между строк, плоти - да, и плоти тоже! - живых людей, завязанных пятилетками в узел стройки светлого будущего, и - духа глумления.

Глумление в церковно-славянском имеет два значения: надсмешка и размышление. Смеясь, мы упускаем возможность обдумать - о чем на самом деле писали Ильф и Петров?

Но я отвлеклась...

Один известный автор-фэнтезийщик написал как-то, что невозможно придумать ничего нового, по сюжету каждая книга является либо походом за золотым руном, либо обороной крепости в том или ином контексте и антураже. Могу добавить, что по сути, не только книги, но и "жизненные сюжеты" складываются сообразно законам Божиим:
- чем ближе жизнь к заповедям, тем более сюжеты походят на библейские или "из жития святых".
- чем ближе жизнь к Ильфу и Петрову - тем больше можно наблюдать закономерностей в собственной жизни по типу "Остапа" или "Кисы".
- если вообще не читать книг, то можно стать покемоном.
- в любом случае, если Бог - Слово, то искажение собственных жизней по предложенным слоганами образцам зависит от того - зачем мы это делаем.

Но отчего-то за Артура Конан Дойля хочется молиться об упокоении, а за Ильфа и Петрова - нет.

Это - странно...